Саммит ОДКБ в Сочи: вокруг Сирии, претензий Саргсяна и южных рубежей
На неделе (23 сентября) в сочинском санатории «Русь» состоялся саммит государств-членов ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности). Для проведения саммита в Сочи съехались президенты России, Киргизии, Армении, Белоруссии и Таджикистана. Казахстан на сей раз представлял премьер-министр Серик Ахметов. На сочинском саммите председательство в этом военно-политическом альянсе перешло от Кыргызстана к России. Подводя итог своего председательства в ОДКБ, киргизский президент Алмазбек Атамбаев был предельно краток:
За период нашего председательства были достигнуты хорошие подвижки. Возможно, это просто совпало. Но, думаю, мы неплохо отработали.
Эстафету у киргизского лидера принял Владимир Путин, который обозначил несколько главных направлений для работы ОДКБ:
Укрепление сотрудничества для обеспечения безопасности на внешних границах ОДКБ.
Повышение эффективности совместной подготовки органов управления и формирований отдельных составляющих системы коллективной безопасности Организации.
Систематическая подготовка миротворческих сил Организации к участию в операциях по поддержанию регионального мира.
Необходимость эффективной борьбы с современными вызовами, в том числе, угрозой, как выразился Путин, «переливания» терроризма из других стран (на примере теракта в Кении), а также угрозой распространения наркотиков по региону (афганского наркотрафика).
Улучшение координации действий государств-членов ОДКБ по вопросам безопасности.
Сотрудничество ОДКБ с другими международными организациями.
Если говорить о наиболее обсуждаемых на саммите темах, то можно выделить тему Сирии, тему охраны таджикско-афганской границы, а также вопрос, связанный с определёнными претензиями армянского президента Сержа Саргсяна к некоторым членам Организации.
По сирийской проблематике собравшиеся были единодушны. Все поддержали российскую инициативу взять сирийское химическое оружие под международный контроль, как все высказались и за необходимость решать сирийский конфликт исключительно дипломатическим путём. Главы государств, входящих в ОДКБ, подготовили совместное заявление, призывающее все противоборствующие стороны сесть за стол переговоров и разрешить ситуацию в правовом поле.
Генеральный секретарь организации Николай Бордюжа отметил, что в ОДКБ не просчитывали вариантов действий Организации в том случае, если бы США (или какая-либо другая страна) нанесла по Сирии удар. Не просчитывали по той причине, что ОДКБ, как заявляют сами представители верхушки этого военно-политического института, позиционирует себя в качестве региональной структуры, заботящейся в первую очередь о безопасности тех стран, которые в ОДКБ входят.
Казалось бы, такая дипломатичная формулировка по определению не может привести к внутренним трениям в рамках Организации, но такие трения всё же себя проявили. Дело в том, что президент Армении Саргсян, выступая на сочинском саммите, подверг острой критике те государства, которые состоят в ОДКБ и параллельно «на стороне» принимают негативные резолюции в отношении других государств Организации. Эту тему Саргсян затронул после того, как три центральноазиатских члена Организации Договора о коллективной безопасности (Киргизия, Казахстан и Таджикистан) на площадке Организации исламского сотрудничества (ОИС) некоторое время назад приняли резолюцию, в которой говорится, что конфликт в Нагорном Карабахе нужно решать исключительно в плоскости азербайджанской территориальной целостности. И хотя Саргсян, что называется, пальцем ни на кого внутри ОДКБ не тыкал, но представители Киргизии, Казахстана и Таджикистана явно поняли, что это камень в их огород. Принятие, цитата «антиармянских резолюций» президент Армении посчитал двойной игрой, от которой ОДКБ только проигрывает.
А ведь это заявление Саргсяна ставит весьма непростой вопрос перед всей Организацией. С одной стороны, в ОДКБ вроде бы всё хорошо: ведутся совместные учебные операции, налицо развитие системы управления и межгосударственного сотрудничества, принимаются коммюнике, ставятся подписи под едиными документами. Но это, скажем так, лицевая сторона работы. А есть и достаточно неприглядная изнанка, которую, извлёк и продемонстрировал всем упомянутый Серж Саргсян.
Получается, что Армения в организации идёт с посылом: мол, если мы все состоим в ОДКБ, то мы должны и поддерживать друг друга в военном и в политическом ключе; если допустить, что кто-то кого-то здесь не поддерживает, то само существование Организации в связи с этим выглядит сомнительно. При этом Саргсян Америки не открывает: всё это прописано в Договоре о коллективной безопасности. В качестве конкретного примера можно привести пару статей из этого Договора.
Ст.2: Государства–участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции.
В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам – участникам в целях устранения возникшей угрозы.
Ст.4:
Если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора.
В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
О мерах, принятых на основании настоящей статьи, государства – участники незамедлительно известят Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства – участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.
Очевидно, что Армения больше чем кто бы то ни было (по крайней мере, пока) пытается выжать максимум из Договора. Слова Саргсяна являются не только посылом всем членам ОДКБ вспомнить о букве этого самого Договора, но ещё и с головой выдают главные цели вступления Армении в Организацию. Цель эта очевидная – попытка в любой подходящий момент решить карабахский вопрос с использованием сил и средств ОДКБ. Но дело в том, что уже сегодня далеко не все члены Организации готовы выразить солидарность с Ереваном. Поддержанная официальными Бишкеком, Астаной и Душанбе «антиармянская» резолюция в ОИС – пример номер один. Слова властей Казахстана о том, что в случае эскалации конфликта в Нагорном Карабахе (НКР) казахстанские военные не станут принимать в нём участие как на стороне Армении (участнице ОДКБ), так и в конфликте вообще. Главная причина в том, что, по мнению официальной Астаны, нынешний статус Нагорно-Карабахской Республики никак не угрожает безопасности Армении.
Суммируя всё выше сказанное, получается, что ситуация в ОДКБ совсем не безоблачная. Если возвращаться к болезненному вопросу НКР, то страны-участницы консультироваться по ним друг с другом явно не хотят, стараясь уйти от неприятно разговора. Саргсян же всеми силами пытается всем напомнить о второй статье Договора о коллективной безопасности. Пока армянского президента просто похлопывают по плечу, как бы говоря: Серж, старик, да успокойся ты, не нагнетай, угрозы для твоей страны нет никакой, а потому твои апелляции пока лишены почвы. А вот насколько армянский лидер готов воспринимать это успокоение от других членов ОДКБ – это уже отдельный вопрос. Если не готов, то ОДКБ вполне может превратиться в своеобразный мини-клон НАТО, где ряд государств старается решать свои территориальные и прочие вопросы исключительно за счёт членства в альянсе. Конечно, этого совсем бы не хотелось, но и отметать вероятность становление клона полностью нельзя.
В ходе саммита была обсуждена и проблема, которая может быть связанной с готовящимся выводом контингента Международных сил содействия безопасности из Афганистана. Главное опасение – не только увеличение объёмов наркопотоков по северному пути (через Таджикистан, Киргизию, Казахстан и Россию), но ещё и возможное «переливание» экстремистской активности. В этой связи в ОДКБ рассмотрели вопрос об укреплении таджикско-афганской границы дополнительным воинским контингентом. Не так давно, кстати, по этому поводу высказывался российский посол в Афганистане. Он заявил, что Россия рассматривает возможность переброски своих пограничников на таджикско-афганскую границу.
Напомним, что российские пограничники несли боевое дежурство в этом регионе до 2005 года. Сегодня граница охраняется силами таджикских погранвойск, выставляющими тому же наркотрафику далеко не тот заслон, которого от них ждут. Пока решение о направлении российских и других пограничников из состава ОДКБ не принято. Генсек Организации Бордюжа отметил, что военнослужащих из России и других стран ОДКБ направлять на помощь таджикским пограничникам всё же не будут. Зато принято решение о военно-технической и финансовой помощи таджикским ПВ и другим войскам республики. Для этого Россия собирается выделить более 6 миллиардов рублей (по данным «Коммерсанта»). Если эти деньги действительно будут выделяться, то было бы неплохо наладить и контроль над их расходованием. Правда, в Таджикистан могут пойти не деньги, а техника, вооружение и амуниция для военнослужащих, призванных прикрывать рубежи ОДКБ с юга. В этом случае хочется надеяться, что выделяемая техника и прочее не станут лёгкой добычей для сил, которые могут «перелиться» в Таджикистан из Афганистана после отзыва из последнего Бараком Обамой своих «соколов, несущих свободу».
Автор Володин Алексей