Новая геополитическая реальность
Саммит G20, состоявшийся 5-6 сентября в Санкт-Петербурге стал дипломатическим пиком противостояния не только в самой Сирии, но и на мировой арене между партиями США — ЕС — Саудовская Аравия и РФ — КНР — Иран.На G20 не осталось сторонних наблюдателей, прямо или опосредованно каждая страна поддержала одну из сторон конфликта. Конфликтующих сторон в многонациональной и религиозно разобщенной Сирии крайне много: режим Асада и сторонние ему алавиты, умеренная оппозиция, Аль-Каида, исламские радикальные группировки (вроде Хизболлы и Аль-Каиды), курды. У каждой из сторон есть свои покровители и сочувствующие за рубежом. И в разные периоды баланс сил клонился то в одну сторону, то в другую.
Однако, в последние время, позиции правительства усилились благодаря не только внутренней консолидации вокруг личности президента, но и перманентной поддержки извне. Очевидно, что без дипломатических усилий и материальной помощи России, Китая и Ирана, Асада бы уже свергли, если не сами боевики, то интервенция Запада. И G20 был последним шансом сделать это без серьезных имиджевых потерь для США. Судя по всему, именно на саммите Путин и Обама обсудили инициативу России о международном контроле сирийского химоружия, а последующие дни понадобились американскому президенту для преодоления сопротивления неимпериалистической элиты в самих США.
После согласия США и Сирии о международном контроле, вопрос о возможности интервенции остается открытым. Но вместе с тем, можно подвести следующие выводы о положении дел в сирийском вопросе:
— Умеренной оппозиции в Сирии больше нет, иначе ЕС куда активнее поддержал бы США. Это вполне закономерно, учитывая жестокость, с которой уже 2 года идет противостояние. Умеренная оппозиция очень пригодилась бы сейчас. США могли бы поставить условие ее привлечения международном контроле сирийского химоружия, от которого Асад не смог бы отказался. При таком развитии событий поддержка со стороны ЕС возросла бы после выборов в ФРГ.
— Партия РФ-КНР-Иран одержала не только дипломатическую, но и промежуточную информационную победу.
— Время нанесения удара по Сирии, да же в столь «безобидной» форме, как воздушные налеты, упущено. При этом важно понимать, что дальнейшее откладывание удара только увеличивает имиджевые потери США.
— Престиж США и президента Обамы серьезно подмочен. При этом внутри страны даже больше чем на международной арене. Скорее всего, Обама не будет переизбран на второй срок, а следующие выборы выиграет тот политик, который проявит меньше агрессивной риторики по международным вопросам и больше внимания к внутренним проблемам США.
— ООН — формальность, реликт былой эпохи. Мир нуждается в качественно другой площадке для обсуждения мировых проблем. Иначе генсек ООН не ездил бы на саммит G20 и не просил бы участников формально экономического саммита обсуждать политические вопросы. Ведь дело не в том, что саммит — удобный случай обсудить данную проблему. Дело в том, что по настоящему значимые страны все чаще предпочитают договариваться узким кругом (ЕС, НАТО, ШОС, БРИКС), а не голосовать в ООН. И это уже геополитическая реальность.
— Глобализация по-американски буксует на политическом уровне. Будущее за региональными группировками и объединениями (ЕС, НАТО, ШОС, БРИКС, Евразийское сообщество). Касается это и валютной сферы, примером тому служит договоренность стран БРИКС создать альтернативу МВФ.
— Граждан США все меньше удовлетворяет то, что политика их страны на мировой арене отражает интересы лишь неоконсервативной элиты, а не американского народа. Это во многом зависит от избирательной системы Соединенных Штатов. Существующая политическая система не позволяет американским гражданам существенно влиять на внешнюю политику своей страны. Говорить о грядущих структурных и институциональных изменениях вряд ли приходится. Однако вопрос о переходе к всеобщим выборам и расширения партийной системы США может начать назревать уже в обозримом будущем.
— Вместе с США, свой шанс на интервенцию упустила Турция. Политика активного участия в сирийском конфликте не только не расширила зону влияния Турции, но вновь выявила линию общественного раскола между сторонниками светского режима и поборниками политического ислама, усилив тем самым разочарование Турции в ЕС и НАТО.
В случае, если интервенция не состоится, а режим Асада одержит победу можно прогнозировать:
— США снизят агрессивную риторику и пересмотрят свою концепцию «алых» революций.
— Главным военным партнером США в Европе станет Франция, которая заменит Великобританию так же и в качестве военного лидера ЕС. И дело не только в том, что британское общество и элита устали от бесполезных войн в Ираке и Афганистане, но и в грядущем референдуме о статусе Шотландии, последствия которого отдельная тема.
— Иран станет полноправным членом ШОС.
— КНР, Иран, но в первую очередь РФ, воспользуются обретенным политическим капиталом для укрепления не только престижа в мире, но и позиций в ближнем зарубежье (Средняя Азия, Кавказ, Афганистан, Украина, Молдавия).
Неясным остается будущее Африки, континента несостоявшихся государств, где столкнулись интересы Европы и Китая. Вопрос подвергнется ли часть стран повторной колонизации, как Мали, развалятся по примеру Сомали и Ливии или продолжат подвергаться финансово-экономической экспансии КНР также решается сегодня в Сирии.