Каковы будут действия Белого Дома в случае отказа Конгресса
Президент Обама возвратился 6 сентября в США, не добившись желаемого: твердой поддержки планов воздушной операции в Сирии со стороны ведущих мировых столиц.Одиннадцать стран (предварительно: Австралия, Канада, Франция, Италия, Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Испания, Турции, Великобритании и США) подписались под заявлением, одобряющим усилия с целью «укрепить» запрет на использование химического оружия, однако президенту Обаме не удалось добиться ни изоляции России, которую США обвиняют в безоговорочной поддержке сирийского режима, ни найти союзников для проведения военной операции. Возвращение президента из Петербурга информационное агентство Associated Press и газета The Washington Post «отметили» публикацией своих выкладок, согласно которым большинство членов Палаты представителей намерены проголосовать против резолюции, санкционирующей проведение силовой операции в Сирии. Эксперты проанализировали заявления всех 433 трех членов нижней палаты Конгресса и обнаружили, что больше половины из них либо твердо высказались против ударов в Сирии, либо могут отказаться поддержать такую операцию, - сообщает svoboda.org.
ИА REX: Как будет действовать Белый Дом в случае отказа Конгресса одобрить военную операцию?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Здесь всё зависит от двух факторов: 1) степени жадности Конгресса и 2) степени решимости самого Обамы. В ситуации, когда атака на Сирию уже анонсирована президентом США, Конгресс ощущает себя «королём на именинах»: парламентарии, само собой, тоже хотят заработать на этом ударе. Тем более, что Керри объявил открытый аукцион на участие всех желающих стран, совместно с США, в военной операции.
Так что Саудовской Аравии придётся оплатить ещё и эту статью расходов. Поэтому на данной стадии многие конгрессмены мутят воду, запускают эту муть в прессу, чтобы получить как можно больше денег. Однако если Обама решит, что может легко сделать всё сам, он не будет долго ломать перед ними шапку. Здесь, отдалённо, те же самые отношения, как были у Гитлера с его генералами: если удар по Сирии будет успешным, быстрым и бескровным, Обама станет новым героем США, выйдя чуть ли не на уровень с Рейганом. Ради такой цели, на его месте рискнул бы практически каждый. Когда Белый дом впервые объявил, что планирует присыпать Сирию ракетами, он сразу же проложил всю нужную «солому»: по закону, как всем известно, это может быть сделано и без решения Конгресса. У конгрессменов задача теперь ювелирная: заработать на своём согласии максимально, но при этом не перегнуть лом, чтобы остаться ни с чем, наблюдая по телевизору триумф Обамы.
Тем более что риска здесь - практически никакого. Россия, заявившая в лице Путина на G20 о том, что не оставит Дамаск в беде, к сожалению, на другой день после саммита не только не усилила заявленный тренд, не только не начала активные переговоры с потенциальными союзниками (причём так, чтобы об этом все знали), но занялась привычными текущими делами: Днём Москвы, выборами столичного мэра и т.п. Хотя после такого заявления у Кремля уже не осталось ни одного свободного дня. Вашингтон, включая членов Конгресса, всё это, естественно, регистрирует и делает свои выводы.
Виктор Олевич, политолог, эксперт по внешней политике США:
Президент США Барак Обама принял решение обратиться к американскому конгрессу за одобрением военной операции против Сирии под влиянием нескольких факторов. Во-первых, Белому дому хорошо известно, что подавляющее большинство американцев настроены против участия США в новой войне на Ближнем Востоке. Обама открыто признал это в ходе итоговой пресс-конференции после встречи G-20 в Санкт-Петербурге. Во-вторых, администрация Белого дома столкнулась в ходе начальных консультаций с представителями сената и палаты представителей с серьезной оппозицией и призывами к привлечению законодательной власти к принятию решений по сирийскому вопросу. И, в-третьих, очень серьезным ударом по планам американской администрации стал неожиданный отказ британского парламента одобрить участие Лондона в операции против Дамаска. Лишившись поддержки собственного населения и ближайших союзников по НАТО, Обама был вынужден формально переложить долю ответственности за намечающуюся военную интервенцию в Сирии на законодателей с Капитолийского холма.
Белому дому удалось заручиться поддержкой лидеров демократов и республиканцев в обеих палатах американского конгресса. За военные действия против Дамаска активно выступает группа "ястребов холодной войны" вроде сенаторов-республиканцев Джона Макейна и Линдси Грэма, главы сенатского комитета по внешней политике демократа Боба Менендеза, председателя комитета по внутренней безопасности Палаты представителей США, республиканца из шт. Нью-Йорк Питера Кинга и руководителя комитета по разведке, конгрессмена-республиканца из Мичигана Майка Роджерса. Президент Обама может также рассчитывать на поддержку законодателей, известных своими связями с израильским лобби в Вашингтоне. Особо активными представителями этой группы являются сенатор-демократ из Калифорнии Диана Файстайн, заявившая о том, что поддержит войну с Сирией вопреки пожеланиям своих избирателей, председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил Карл Левин, глава республиканской фракции в Палате представителей Эрик Кантор, ведущий демократ в комитете по внешней политике, конгрессмен Элиот Энгель.
Однако, несмотря на поддержку руководства и влиятельных представителей Демократической и Республиканской партии в обеих палатах, заручиться голосами большинства в Конгрессе администрации Обамы будет достаточно трудно. Если в верхней палате на выборы в 2014 году пойдет лишь треть сенаторов, то в Палате представителей переизбираться придется всем. Поэтому, наибольшие трудности с одобрением резолюции о военной интервенции в Сирии Белый дом испытывает именно в нижней палате. Ведь мало кому хочется потерять место в Конгрессе из-за голоса, отданного за крайне непопулярную и весьма рискованную военную операцию.
Характерно, что против военных действий в Сирии выступают как левые демократы, так и консервативные ("Чайная партия") и либертарианские республиканцы. Это и конгрессмен-демократ из Флориды Алан Грейсон, публично усомнившийся в подлинности предоставленных Белым домом сведений об ответственности армии Башара Асада за химатаку в пригородах Дамаска 21 августа, и сенатор-республиканец из Техаса Тед Круз, и либертарианец Рэнд Пол, вступивший в полемику с госсекретарем Джоном Керри во время слушаний в комитете по международным отношениям на прошлой неделе.
В сложившихся условиях, пойти против воли американских законодателей администрация Обамы не может. Если бы Белый дом изначально не обращался за одобрением операции в Конгресс, то военные действия можно было бы начать и без этого. Именно так Белый дом поступил в 2011 году с Ливией. Но обратившись к Конгрессу, Обама уже не может просто проигнорировать мнение большинства и отдать приказ об ударе по Сирии вопреки решению законодательной власти.
В ближайшие недели, Белый дом приложит все усилия и постарается оказать максимальное давление на представителей законодательной власти для того, чтобы заручиться их поддержкой по резолюции о военной интервенции в Сирии. Активную роль в процессе играет и ведущая организация сионистского лобби в США AIPAC. Если Белому дому не удастся провести резолюцию через Конгресс, то это станет тяжелейшим политическим поражением Барака Обамы за время его президентства и еще более ослабит позиции Вашингтона на международной арене.
Юрий Юрьев, политконструктор:
США война невыгодна, а выгодно спросить Обаму: "Так что же с бюджетным дефицитом и эмиссией доллара?". И тут возможны три варианта. Первый - Обама заявляет: "Вот мы поджигаем Ближний Восток, евро падает, потом поджигаем Ормуз, и падают йена и юань, потом поджигаем Украину и падает рубль. Короче, парни, нам нужны войны, они крепят доллар лучше всего, и нас уже никто не спрашивает, какой бюджетный дефицит в мирной и спокойной стране. А просто бегут к нам с баблом". И Конгресс не отказывает, или допускает формулировку, дающую право Обаме на самостоятельное решение. Второй - Обама принимает Вето Конгресса, и переключается на внутреннюю политику и борьбу за стабильность США. Третий - Обама атакует сам, поскольку не вправе отказывать Саудам ни руки им целовать, ни с должности Президента США уходить, которую они ему купили; ни отказывать в услугах по уничтожению противников тирании Саудов.Обама атакует лишь частично, поскольку часть армии и флота будет не атаковать, а сомневаться, что Обама смог устроить диктатуру, а Конгресс расстреляет аккурат после Сирии. Чтобы прогнозировать последствия у янки, нужно хорошо знать их литературу. У любимого автора Клинтона Тома Клэнси есть в бестселлере "Все страхи мира" чудесный эпизод, когда президента США начальник ЦРУ объявляет сумасшедшим. А точнее - не валидирует его адекватность для комитета начальников штабов, и тем срывает процедуру объявления войны по прихоти главы США и его бесноватой советницы. Возможно, подобное случится и с Обамой, гениальным актёром, но крайне опасным для планеты и белой расы политиком.
Евгений Дьяконов, финансовый консультант:
Отказ России в конструктивном подходе по разрешению конфликта в Сирии повлечет более глубокое размежевание в мире по данному вопросу. Даже те, кто были против военного варианта, поймут, что иной альтернативы не остается. Произойдет раскол по старым XX века границам размежевания. Это начало новой "холодной войны", в которой Россия объективно не заинтересована. Очевидно это плата, которую Кремль готов платить за внутреннюю консолидацию, пытаясь удержаться у власти в своей стране на пороге роста лавины протестного движения. Итак, вместо политических, экономических, социальных реформ, которые бы успокоили страну, дали ей новый толчок для развития, Кремль предлагает старый проверенный способ мобилизации населения в противостоянии западному миру.. Боюсь, что это опять, как и в старые советские времена только ускорит развал страны.
Кирилл Мямлин, публицист:
Военное лобби будет продолжать давить на Обаму до последнего, так что удар вполне вероятен. При этом сам Обама понимает, что загнан в ловушку - теми же местными ястребами и своими собственными действиями, после которых отказ от удара будет означать потерю лица. При этом удар автоматически превратит США в страну-агрессора, а Обаму в военного преступника. Поэтому, чтобы грамотно отказаться от удара, администрации придется придумывать некий финт ушами. Так что, посмотрим, чем это все закончится. Но пока видно, что, к сожалению, администрация все больше и больше закусывает удила.
Александр Русаков, журналист и блогер:
Если Конгресс США не одобрит военную операцию, то ее скорей всего и не будет. Не начнет же войну против Сирии Обама сам, своим распоряжением - это уже будет полный абсурд. Хотя может быть всякое, в сложившейся ситуации трудно, что-то предугадать. Время покажет.