Игры в заморозку
Правительство Медведева начало поговаривать о приостановке роста тарифов на услуги монополистовНа фоне хронического закручивания «социальных гаек» правительство неожиданно решило поразмышлять: не стоит ли заморозить тарифы естественных монополий на год?
Речь идет о ценах на газ, электроэнергию, тепло и грузовые железнодорожные перевозки. Поручение оценить целесообразность такого решения дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Как сообщает сегодня газета «Ведомости», оно будет обсуждаться уже в сентябре.
Источники в федеральной власти сообщили изданию, что заморозка тарифов пойдёт на благо не только рядовым потребителям, но и экономике страны в целом. В частности, подобная мера даст стимул монополиям работать эффективнее, замедлит инфляцию и позволит Центробанку снизить ставки, а также стимулировать частные инвестиции в экономику.
Как говорится, устами неведомого чиновника да мёд бы пить. Но возникает вопрос: если заморозка тарифов так выгодна с экономической точки зрения, то почему к ней не прибегли раньше? Ведь оппозиционно настроенные эксперты уже не один год говорили о том, что подобная мера была бы оздоровляющей для российской экономики. Не является ли подобное намерение правительства очередным блефом накануне довольно важных региональных выборов?
- Вероятность того, что тарифы всё-таки придержат на год, повысилась, - говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Прежде всего, потому, что в стране резко обострились бюджетные проблемы. Прежде лоббистские возможности монополий были сильнее возможностей правительства. Господин Якунин и другие товарищи – это очень серьёзно. Сейчас их всё-таки могут немного ограничить в средствах. В ответ на это монополии, скорей всего, порежут инвестиционные программы. Вряд ли они окажутся способны умерить свои аппетиты за счёт снижения издержек производства. Что-то я в этом сомневаюсь. До сих пор этого не было. Проще – порубить инвестиции. Потому что отдача от них будет получена лет через «цать», а то и больше, а останутся ли нынешние господа во главе монополий к тому моменту – им неизвестно. Монополии, к слову сказать, уже сейчас сокращают инвестиционные программы, на которые в своё время выбивали деньги из бюджета.
«СП»: - Поможет ли конечному потребителю, то есть простым россиянам, заморозка тарифов?
- В росте инфляции примерно третью часть составляла доля повышения тарифов ЖКХ. Поэтому есть шанс, что рост инфляции в целом снизиться. Но, как говорится, «будем посмотреть». О подобной мере говорили, как мы знаем, уже много лет. Но сейчас перед правительством стоит проблема урезания бюджета и невозможности наращивания доходов населения в условиях высокой инфляции. Тут уже дело пошло политическое. Социальное напряжение растёт.
- Если уже правительство готово сделать то, о чём говорили более-менее разумные экономисты и политики последние лет десять, как о совершенно разумной мере, это означает, что дела в экономике совсем плохи,– считает независимый экономист, политолог Юрий Болдырев. – Путин красочно охарактеризовал ситуацию, выдав перл о том, что мировая экономика «припала», а наша – «приседает». Хотя должен был сказать честнее: он, как президент со всей своей командой, разрушил национальную экономику. Последним шагом на пути к этому стало вступление в ВТО, вопреки здравому смыслу и российской Конституции. Теперь мы имеем естественное следствие – крах национальной экономики. Никакие розы и тюльпаны после замораживания тарифов естественных монополий не зацветут. Никакие инвестиции срочно не прибегут – поздно. Всё это надо было делать 5 или 7 лет назад. Тем не менее, такая мера, как минимум позволит снизить недовольство людей, оттянуть социальный взрыв. Потому что мы живём в условиях отказа даже от тех социальных обязательств, которые заявлялись, как предвыборные, иначе говоря, в условиях откровенного политического мошенничества высшей власти по отношению к своему народу. В таких условиях, снижая социальные льготы, одновременно повышать тарифы естественных монополий уже просто невозможно.
«СП»: - А не может быть данное заявление из разряда популистских накануне региональных выборов России?
- Мне кажется, что власть мало заботиться о том, что думают о ней избиратели. Возьмите, к примеру, недавний приказ об ограничении госпитализации «скорой помощью» в Москве. Это вполне себе людоедский приказ, разрешающий врачам «скорой» везти людей в больницы только в самых крайних случаях. Или разгром РАН. Всё это говорит о том, что власть даже не пытается сделать себе рекламу накануне выборов. Я даже несколько удивлён, что такие откровенно антисоциальные и антигосударственные шаги предпринимаются перед важными региональными выборами в Москве, Московской области и многих других регионах России. Это результат или демонстрации пренебрежения федеральной власти к региональным выборам, либо высокая степень уверенности, что чуровская система всё подправит, как надо.
Допустим, тарифы заморозят. Насколько естественные монополии готовы к тому, чтобы «работать эффективнее»?
- Заморозка тарифов на газ однозначно ударит по «Газпрому». Ведь «Газпром» в первую очередь всегда работал для населения, для которого тарифы всегда были ниже, чем для промышленных предприятий. Но это из числа социальных обязательств монополиста. В этом смысле нагрузка на «Газпром» возрастет. - говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Впрочем, компания если и обеднеет, то несильно. По крайне мере, концерну есть что урезать. Достаточно вспомнить миллионные вливания «Газпрома», например, в футбольный питерский «Зенит», а РЖД - в различные «Локомотивы». Да и на свои корпоративы, о чем мы не раз рассказывали, монополисты денег не жалеют. Как не жалеют они средств и на проекты типа яхт-клуба в непосредственной близости от строящейся газпромовской башни «Лахта-центра». Между прочим, стоимость этого парусного центра международного стандарта с «эксклюзивным бутик-отелем» по предварительным оценкам потянет на 60 миллионов долларов. Но ожидать, что российские госмонополии станут показывать примеры «внутреннего аскетизма», резко сократят непрофильные активы вряд ли приходится. Слишком много корпоративных чиновников кормится с «нескромных» проектов. Гораздо проще свернуть инвестиционные программы.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин