Россия создает «Воздушный старт»
Через два-три года российский авиационный ракетный комплекс космического назначения «Воздушный старт» может провести первые практические испытания.
Последний вариант авиационного ракетного комплекса космического назначения (АРКК) «Воздушный старт» на МАКС-2013 представил Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. Академика В.П. Макеева, который создает его совместно с частной компанией «Полет». Ведущий специалист ГРЦ Сергей Егоров заявил «Росинформбюро»: «через два-три года о нас будут знать все». По его словам, компания «Полет» уже готова предоставить самолет Ан-124-100 для проведения практических испытаний «по сбросу груза с самолета и отработки начального этапа старта на макетах».
Егоров отметил возросший интерес к инновационному проекту, в том числе со стороны Минбороны, и выразил надежду на получение хороших результатов. Он считает, что проект может быть использован для запуска спутников военного назначения.
Проект «Воздушный старт» представляет собой систему, которая предназначена для вывода на орбиту космических аппаратов ракетой-носителем на экологически безопасном топливе «Полет» путем старта с самолета А-124-100. Самолет с ракетой в многоразовом контейнере в заданном районе на высоте около 10 км делает «горку». Ракета выбрасывается из контейнера парогазогенератором, на удалении 200-250 м от самолета запускается маршевый двигатель и начинается ее управляемый полет на заданную траекторию.
Специалист ГРЦ отметил ряд достоинств комплекса с таким стартом. Это отсутствие необходимости строительства дорогостоящих стартовых наземных комплексов, возможность увеличения полезной нагрузки, заблаговременное планирование зон отчуждения для падения отделяемой ступени ракеты и использования различных районов пуска.
Аналогичный проект активно разрабатывается в США, которые уже осуществили несколько испытаний по сбросу крупногабаритных грузов из самолета с использованием парашюта. Российский способ покидания самолета крупногабаритным грузом Егоров считает более надежным и безопасным. В этом случае «обеспечивается контролируемый и безударный сброс с нужными перегрузками ракеты «Полет» массой около 102 т и длиной свыше 30 м из самолета», считает представитель ГРЦ. Парашютный способ менее предсказуем и подходит для ракет с меньшими массогабаритными характеристиками.
Анатолий Соколов