Обама включил обратный отсчет
В обращении к нации президент США объявил, что намерен отдать приказ о нанесении ударов по Сирии. Дело за формальностями, передают наши спецкоры Александр Коц и Дмитрий СтешинТишина в популярном итальянском ресторане в центра Дамаска наступила внезапно, гул оживленных голосов завяз, как в ватной подушке. Даже большие панорамные стекла перестали подрагивать от мощных залпов артиллерии, который месяц бьющей по пригородам столицы. Вся Сирия собралась у телевизоров, чтобы узнать, сколько их стране осталось жить. На экранах больших плазменных панелей вместо не по-исламски раскрепощенной ливанской попсы появилось изображение зеленой лужайки Розового сада и «тумбочки» с гербом США. Спустя минуту за ней с лицом, преисполненным боли за страдающий сирийский народ, появился президент США.
«Мы проведем ограниченную по времени и масштабу операцию. Комитет начальников штабов доложил мне, что мы готовы к нанесению удара, - обратился к нации нобелевский лауреат премии мира. - Я готов отдать необходимые приказы без одобрения Совета безопасности ООН».
- Пиши джахш! - эмоционально сравнил Барака Обаму с вьючным животным один из посетителей ресторана, не отрываясь от спагетти «Болоньезе».
Пару человек одобрительно присвистнули, президент США строго посмотрел с экрана, сделав небольшую паузу.
«Однако как президент этой страны я попытаюсь заручиться поддержкой у представителей американского народа в конгрессе, - решил соблюсти демократические принципы Барак Обама. - Я призываю международное сообщество встать на нашу сторону и оказать США поддержку. Мы – США. Мы не можем закрывать глаза на то, что происходит в Дамаске и готовы взять на себя эту ответственность».
-А если Конгресс проголосует против? - спросил за океаном кто-то из присутствовавших на лужайке журналистов. Однако Обама этот вопрос проигнорировал.
На экранах снова замелькали полуодетые ливанские певички, а посетители ресторана вернулись к трапезе и беззаботному общению в клубах кальянного дыма. Очередную отсрочку здесь восприняли как слабость и неуверенность со стороны США, оттягивание «момента истины». Однако, по сути, Барак Обама запустил обратный отчет. В минувшую субботу он направил в Конгресс проект резолюции, санкционирующей нанесение удара по Сирии.
При этом вся циничность момента заключается в том, что отдать приказ о применении силы Обама может и в случае отказа со стороны Конгресса, которому принадлежит право объявлять войну. Согласно Закону о военных полномочиях президент США может до 60-ти дней использовать свои войска за рубежом без формального объявления войны. А следовательно и без одобрения Конгресса. Почему сирийцы так спокойно отреагировали и на фактическое объявление войны, и на зловещую паузу, которая в другой стране, скорее всего бы вызвала панику. Нам объяснили причины этого железобетонного хладнокровия:
- Мы знали, что Запад рано или поздно найдет повод для атаки. Бояться можно день, месяц, но не годы. Мы устали бояться.
Местные эксперты-политологи считают, что после субботнего заявления Обамы, несмотря на всю его воинственную риторику, удары по Сирии стали менее вероятными.
- Это явный шаг назад, - поделился с «КП» впечатлениями от заявления президента США директор Дамасского центра стратегических исследований доктор Бассам Абу Абдалла. - Во-первых, из-за решения Британского парламента. Это был сильный удар. Во-вторых, отсутствие поддержки в Европе — Бельгия, Польша, Австрия, Италия, Германия отказались поддержать штаты. А это члены НАТО. В-третьих, провалилась попытка после провокации 21 августа быстро развязать войну. Мир не поверил на слово и послал в Сирию экспертов ООН. В конгрессе есть большое еврейское лобби, они понимают, что Израиль может заплатить большую цену и будут тормозить решение с санкцией для удара. Кроме того, Обама летит в Петербург на саммит G20. Там он увидит лидеров России, Китая, Германии... Может, они вместе придумают для Обамы какой-нибудь вариант.
- Если все-таки удар будет нанесен...
- Отсюда до Израиля — 50 километров. Удар будет нанесен и туда.
- Думаете, Сирия запустит ракеты в сторону Тель-Авива?
- Я не говорил про Сирию. Есть Иран, есть Хезболла, и у нас есть, чем ответить. Россия дала современные вооружения нам за эти два года - «Яхонт», «Искандер», С-300... Но я думаю, что горячиться никто не будет. Если удар будет небольшим, то Сирия ответит тем, в чьих интересах он наносился — вооруженным группам оппозиции. Только применяться будет уже серьезное вооружение. Если начнут бомбить аэродромы, инфраструктуру, тогда мы уже нацелимся на Израиль. Мы говорим о полумиллионе ракет от Ирана до южного Ливана. Баланс сил не в их пользу. У американцев до сих пор мышление 80-х годов. Но мир изменился, Россия, Китай, Индия, Бразилия, Иран — эти страны давно стали совсем другими. Американцев больше всего в регионе заботит безопасность Израиля.
- Зачем же им дестабилизация в Сирии?
- Если события развиваются политическим путем, через Женеву-2, то Сирия усиливает свои позиции, наравне с Ираном и Хезболлой. Что не устраивает Тель-Авив. Поэтому нас пытаются ослабить через терроризм, через Аль-Каиду. Тут воюют наемники из 83 стран, группы из Чечни. Вы думаете, куда они поедут, когда здесь все закончится? В Россию, и исламисты не скрывают, что вы — их следующая цель. Это фанатики. Если ты не с ними — убивают. У вас был Беслан, у вас был захват больницы... У нас это происходит постоянно. Это звери, они не должны жить. Но одним уничтожением террористов проблему не решить, она глубже. Надо создать мировое движение, которое бы признало ваххабизм античеловеческой идеологией. Ваххабизм, уж извините, это как секс — когда им занимаешься, мозги отключаются. Им шейхи говорят: «Убивайте сирийцев», они убивают. Укажет на Россию — они нападут на вас.
Сами сирийцы думают о своем будущем более приземленно. Западные санкции сильнее всего ударили по самым бедным классам. И в последние месяцы в стране возникло общественное движение, мода или инициатива: состоятельные семьи договариваются с продавцами в лавках и оплачивают для бедных семей, живущих в их квартале, продукты первой необходимости.
Молодежь сдает кровь – она в воюющей стране нужна всегда. Кто-то, наоборот, пытается прикрепиться к ведомственным заправкам, чтобы потом спекулировать топливом, которого не хватает в стране. Кто-то торгует очередями у банкоматов – в последние дни на наличные и валюту возник ажиотажный спрос. Студенты и учителя в окраинных районах Дамаска клеят в школах и институтах прозрачные полосы скотча на оконные стекла – готовятся к западным бомбежкам. Пожалуй, это единственное свидетельство, что удара в Сирии все-таки ждут. По крайне мере, визуальное.