Конфликт на Ближнем Востоке: нерушимая скала над Газой
Если мы проиграем эту войну, я начну другую, взяв фамилию жены, - говорил М. Даян, министр обороны Израиля о шестидневной войне 1967 года.
Через полгода после предыдущего «умиротворения» мятежно-террористического сектора Газы силовые усилия ЦАХАЛ вновь направлены на палестинский полуанклав. Развитие очередной острой фазы ближневосточного конфликта протекало по уже классической схеме «Как начать войну в кратчайшие сроки и без шанса на окончательное решение проблемы военными средствами»:
- Вечером 12 июня на западном берегу реки Иордан - то есть на территории, контролируемой ФАТХ, но не ХАМАС! - были похищены трое израильтян. Юношам было 16, 16 и 19 лет. Никакого отношения к притеснению палестинского народа они не имели, даже родственного или идейного. Они учились в ортодоксальной религиозной школе и не подлежали призыву на действительную армейскую службу.
- С нетипичным промедлением для Израиля, только на следующее утро началась поисково-спасательная операция всех спецслужб, полицейских и армейских подразделений страны. Естественно, проходила она в зоне Хеврона и на сопредельных землях и протекала с нарастающим масштабом «зачисток».
- 15 июня на западном берегу реки Иордан впервые были задержаны боевики ХАМАС - уже после массовых арестов активистов других организаций и даже депутатов палестинского парламента, после аннулирования тысяч разрешений на работу и других мер активного поиска пропавших. В тот же день авиация Израиля нанесла первые бомбовые удары по Газе - хотя причин и поводов бомбить Рамаллу или Хеврон было как минимум не меньше.
- С 13 по 30 июня израильскими силовиками было арестовано свыше 400 человек, счет задержанным и отпущенным пошел на тысячи. Семь палестинцев были убиты в процессе поиска трех израильских подростков, десятки ранены. 30 июня на обочине пустынного участка шоссе недалеко от места своего исчезновения были обнаружены тела убитых подростков. Их застрелили еще в ночь похищения, буквально через несколько часов после него…
- Еще до обнаружения трагически погибших израильтян центр еврейско-палестинского противостояния сместился от Иордана к Газе. ХАМАС был провозглашен очевидным виновником террористического злодеяния (без предъявления формальных доказательств) - и отреагировал ракетными обстрелами по Израилю. Сотни баллистических снарядов привели к незначительным разрушениям и ранениям семи израильтян, ответы были точечными. 7 июля ЦАХАЛ приступил уже к массированному артиллерийско-авиационному подавлению радикальных боевиков и их инфраструктуры.
ХАМАС просчитался сразу по нескольким направлениям. Это инерционная уверенность в том, что Израиль «побомбит в ответ да перестанет». Десять дней, с 8 по 17 июля, операция «Нерушимая скала» действительно развивалась по тому же сценарию, что и предыдущий «Облачный столп» ноября 2013. На обстрелы своей территории неуправлямыми и неточными ракетами палестинцев армия израильской обороны отвечала нарастающим огненным шквалом. Как по баллистическим снарядам в собственном небе с помощью «Железного купола», так и по военным объектам в секторе Газа. А к «военным объектам» в условиях атак на израильтян Тель-Авив причисляет не только пусковые установки, но и дома их командиров, автомобили их заряжающих, ремонтные мастерские и вообще широкий круг потенциально опасных целей.
За десять дней июля ракеты ХАМАС наносят ничтожнейший вред своему исконному врагу (легко ранено несколько израильтян, одна царапина на сотни запусков). За эти же десять дней ВВС и артиллерия Израиля уничтожили в секторе более 1.300 объектов, погибло свыше 500 жителей, оценка материального ущерба пока не представляется возможной. Большинство из жертв - вооруженные активисты-радикалы, но абсолютно точное оружие пока остается атрибутом фантастических книг и речей госпожи Псаки. Среди убитых жителей Газы - сначала десятки, а потом и сотни детей, женщин и стариков, очевидных некомбатантов. Власти сектора также поджидал второй, крайне неприятный сюрприз.
Ни одно из арабских государств не выступило с осуждением Израиля в связи с июльскими обстрелами Газы и гибелью сотен ее жителей - мирных и немирных. За все десятилетия конфликтных отношений между арабским миром и израильским государством не отмечалось подобного равнодушия к судьбам гибнущих палестинцев. Хотя обстрелы длились полторы недели, усиливались своей смертоносностью и проходили на фоне минимальных поводов для самих обстрелов. Причастность ХАМАС к трагедии трех убитых подростков для начала нужно доказать, а ракетные атаки радикалов больше походили на исследование противовоздушной обороны врага в экстремальных условиях. Экстремальность достигла пиковых значений очень быстро.
Над ХАМАС навис шлейф изгоя, отвергаемого единоверцами-соплеменниками и безнаказанно караемого Израилем. Власти сопредельного Египта настойчиво подталкивали группировку к прекращению огня и принятию мирных планов по своему разоружению. Из богатых стран Персидского залива не доносилось ни слова о караванах с нефтедолларами, на средства которых будут расчищены развалины и отстроены дома с дорогами. Внимание СМИ, управляемых из мраморных дворцов шейхов к новому витку ближневосточной трагедии было минимальным. В Тель-Авиве решили закрутить эту спираль до конца, до полной победы над дипломатически изолированной группировкой, уже основательно разгромленной арт- и авианалетами. Решили совершить свою порцию фатальных ошибок - как и на многих войнах, исходя из лучших стратегических побуждений…
17 июля 2014 года мир содрогнулся от трагедии малазийского Боинга в донецком небе. Пока все участники конфликта на Украине перекладывали тяжесть ответственности друг на друга, а ведущие державы планеты заходились в праведном гневе от убийственного акта воздушного терроризма, Израиль начал наземную фазу «Нерушимой скалы». Разумеется, совпадение дат авиакатастрофы над Грабово и вступления танков ЦАХАЛ в Газу абсолютно случайно. Однако миру было не до постоянно беспокойного Ближнего Востока, несколько дней свободы бронированных действий на территории сектора израильтяне себе обеспечили. Но не успех военных планов с минимальными жертвами у себя при полном разгроме врага.
Еще в замечательном кинофильме «17 мгновений весны» эпизодический персонаж (кадровый генерал вермахта) говорит, что «…войну нельзя выиграть одними бомбежками…». Десятидневные налеты на Газу не привели к краху оборонных возможностей ХАМАС. За несколько дней контактных боев армия обороны Израиля потеряла убитыми свыше 30 человек и 150 ранеными - большей частью элитарными спецназовцами и коммандос. Для воюющего аккуратно и бережно по отношению к своим солдатам ЦАХАЛ это очень много. Плюс палестинцы нанесли несколько дальних ракетных ударов, «дотянувшись» даже до международного аэропорта близ израильской столицы. Десятки рейсов из-за границы были отменены, многие буквально «на лету». Плюс по соотношению потерь в ходе операции «Нерушимая скала» хамасовцев все сложнее причислять к террористам - именно в локальном смысле июльских боев.
За истекший месяц в Израиле погибло трое мирных граждан и трое несчастных подростков в последний день июня. При этом убито 33 солдата, ранено более 150 военнослужащих, среди мирного населения травмировано около 60 человек. За это же время погибло более 600 палестинцев - в том числе десятки женщин и еще больше детей. Быстрой и победоносной прогулки по разрушенной Газе не получилось. Десятки тысяч беженцев из сектора - очевидный признак гуманитарной катастрофы, осенью прошлого года массовых миграций из Газы не отмечалось. Израиль дал себя втянуть в наземную фазу боев, пожелав улучшить и без того успешные бомбардировки мятежного сектора.
После людских потерь такого масштаба Израиль вряд ли услышит призывы о мире и постарается нанести ХАМАС максимальный урон, пренебрегая дипломатическими, экономическими, имиджевыми и прочими «бескровными» жертвами. Что и заметно по привлечению к операции уже и кораблей ВМС, по применению израильской авиацией тяжелых бомб для разрушения настоящего подземного города террористов в квартале Саджаия. Беда в том, что в густонаселенной Газе террорист заряжает пусковую установку рядом с детским садом и больницей, а порой и оборудует огневую позицию прямо внутри этих заведений. В результате вроде бы точного «удара возмездия» в щепки разлетается и установка террориста, и детская площадка или больничная палата…
В руководстве палестинской группировки взяли верх представители радикального крыла, отвергающие переговоры под любым предлогом. Понимающие, что отступать им некуда, даже подземные туннели с той стороны контролируются не слишком дружелюбными египетскими пограничниками. Израиль постарается выжать максимум возможного из редкой комбинации своего военного превосходства и арабской усталости от бескомпромиссных фанатиков ХАМАС. Расплачиваться за боевые комбинации будут жители Газы - как мирные, так и вооруженные. С каждым годом грань между этими категориями палестинцев стирается под давлением «Несокрушимых скал» и «Облачных столпов»...
Источник:grtribune.ru