Оружие сырьевого пролетариата
28 июн, 2013 0 Комментариев 126 Просмотров

Оружие сырьевого пролетариата

Оружие сырьевого пролетариата
Сверхмонополия «Роснефть» создается для того, чтобы помочь слабеющему «Газпрому» обеспечить влияние России в мире

В конце марта сделка по поглощению «Роснефтью» частной российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР была закрыта, и сразу же в прессе начались разговоры о том, что президент «Роснефти» Игорь Сечин не остановится на достигнутом. Поглощения частных компаний в нефтегазовой сфере России будут продолжаться, вопрос был только в том, кто станет первым.

И вот ответ: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается одобрить заявку «Роснефти» на покупку 100% газовой компании «Итера», сообщил глава ФАС Игорь Артемьев, пояснив, что ведомство только «приветствует» появление конкурентов у «Газпрома». «Роснефти» осталось лишь юридически выверить все документы. А следом подать заявку на покупку еще одного актива, на сей раз нефтяного, – компании «Башнефть». Днем раньше «Ведомости», со ссылкой на несколько источников, сообщили, что «Роснефть» интересуется покупкой «Башнефти», и даже проводила собственную оценку ее стоимости, которая на рынке составляет около 11 млрд долларов.

Теперь о том, насколько «вкусные» эти нефтяные и газовые активы. В конце мая «Роснефть» сообщила, что собирается купить оставшиеся акции компании «Итера», где ей уже принадлежит 51%, у ее основателя Игоря Макарова. Сумма сделки оценивается в 3 млрд долларов. После чего совместное предприятие «Роснефти» и «Итеры» должно стать третьим по величине российским производителем газа после «Газпрома» и НОВАТЭКа.

«Итера» - весьма выгодное приобретение, она развивает собственную газодобычу в Ямало-Ненецком автономном округе, и уже инвестировала в развитие газодобывающей отрасли более 2 млрд долларов. В общей сложности на месторождениях, разрабатываемых «Итерой», добыто свыше 265 млрд кубометров природного газа, а объем реализованного газа составил около 600 млрд кубометров. Помимо газового, стратегическими направлениям деятельности группы являются также девелопмент, газохимия и электроэнергетика.

Компания «Башнефть» - это тоже лакомый кусок для поглощения, она одна из немногих российских нефтяных компаний, которые в последние годы активно наращивает добычу. Кроме того, владеет одними из крупнейших среди проданных государством за последнее время месторождений сырья им. Требса и Титова. Также «Башнефть» имеет один из самых современных НПЗ в России, поэтому соотношение переработки и добычи сырья у нее составляет 1,33, а у «Роснефти», как и у большинства российский компаний, только 0,53. А если госкомпания купит «Башнефть», то это соотношение увеличится до 0,58, подсчитали эксперты.

Несмотря на то, что официального предложения о покупке «Башнефти» пока не прозвучало, скорее всего, ее поглощение «Роснефтью» все равно состоится. Ведь в интервью владельца «Башнефти» Владимира Евтушенкова телеканалу «Дождь» на ПМЭФ в прошедшие выходные, явно сказано, что Евтушенков не намерен конкурировать с Сечиным в сфере нефтяного бизнеса.

«Создание мощного нефтяного игрока на рынке - это прерогатива господина Сечина, и я точно не хочу разделять эти лавры, - заявил Евтушенков. - Состоится национализация «Башнефти» или нет, но Игорь Сечин открыто заявляет, что на поглощение ТНК-ВР он останавливаться не собирается. На встрече с инвесторами, еще до этой крупной сделки, он говорил об интересе к компании «Лукойл», которая «неправильно работает».

Одновременно «Роснефть» активно скупает газовые активы. В общей сложности, в ближайшие десять лет Сечин обещает инвестировать в развитие компании 200 млрд долларов - этого хватит, чтобы национализировать почти весь частный нефтегазовый бизнес в России».

А фактическим подтверждением того, что Евтушенков больше не заинтересован в развитии своего нефтяного бизнеса, может служить продажа им на прошлой неделе 49% акций «Руснефти» Михаилу Гуцериеву. Прежде Евтушенков и Гуцериев не раз заявляли о возможном объединении своих компаний, после чего на нефтяном рынке России появился бы довольно крупный частный игрок.

Между тем, на ПМЭФ «Роснефть» заключила с китайской CNPC беспрецедентный контракт на поставку 365 млн тонн нефти в течение 25 лет, и теперь госкомпания заинтересована в расширении своей ресурсной базы. Что можно сделать за счет принадлежащих «Башнефти» месторождений Требса и Титова, общим объемом в 140 млн тонн. При этом соглашение с CNPC позволяет «Роснефти» не беспокоиться о финансировании будущей покупки «Башнефти», так как предполагает предоплату в размере 65 млрд долларов. Которые госкомпания вряд ли целиком пустит на погашение своих долгов, хотя, после покупки ТНК-ВР они достигли 70 млрд долларов.

Так или иначе, но судя по тому, что ФАС смотрит сквозь пальцы на рождение новой сверхмонополии в нефтегазовой отрасли, скоро появится на свет еще одно «оружие сырьевого пролетариата», которое поможет России влиять на богатые страны. И это оружие обещает быть еще более мощным, чем «газовая дубинка» «Газпрома», которая, кстати, уже не пугает Европу.

Вопрос только в том, как быть с постоянными заявлениями российских властей, что государство намерено выходить из бизнеса, что крупные госмонополии вредны для экономики страны. Как они сочетаются с тем, что на наших глазах на базе «Роснефти» создается новая сверхмонополия, еще более широкого воздействия не только на нефтегазовую отрасль, но и на всю на отечественную экономику?

- Поглощения «Роснефтью» частных компаний на нефтегазовом рынке вполне соответствуют политике президента Владимира Путина, а Сечин фактически является вторым лицом в государстве, - рассказал «СП» старший эксперт ИЭП им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Судя по всему, в планах Сечина также поглощение остальных крупных нефтяных компаний России, и его желания пока ограничены лишь финансовыми возможностями «Роснефти». Сейчас компания «заложила» свою нефть на много лет вперед для того, чтобы расплатиться с долгами перед банками по кредитам. В частности, на покупку ТНК-ВР.

«СП»: - Сейчас в «Роснефти» получат предоплату от китайцев, расплатятся с долгами, и можно занимать дальше, чтобы скупать и другие компании?

- Безусловно, потому что «Роснефть» находится в очень выгодных условиях, по сравнению с любой частной компанией. Она действует практически вне сферы ограничений федерального законодательства, в совершенно неконкурентной среде. Например, госкомпания абсолютно бесплатно получает лицензии на разработку месторождений сырья, которые для частного бизнеса стоят немалых денег. Она имет льготы по экспортным пошлинам, вплоть до их обнуления с некоторых месторождений. Тогда как у частных нефтяных компаний это одна из главных расходных статей. Госкомпания практически не платит дивиденды своему главному акционеру – государству. Например, за последние десять лет заплатили их лишь дважды – в 2007 и в 2012 годах. Поэтому и банки, отечественные и зарубежные, будут свободно занимать «Роснефти» любые деньги на покупку активов. Ведь это все равно, что давать в долг российскому правительству – так же надежно.

«СП»: - Трудно будет Сечину забирать «Лукойл» у Вагита Алекперова? Или тот тоже, как Евтушенков, не станет тягаться?

- Насколько я понимаю, для «Роснефти» самыми «тяжелыми» объектами поглощения станут «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова. В силу их большого размера и особых отношений с Путиным. Особенно это касается Алекперова. Об этом может говорить тот факт, что «Лукойл» был единственной компанией, которая не продавала свою нефть нефтетрейдеру Gunvor, который принадлежит другу Путина Геннадию Тимченко. А всем остальным компаниям была дана команда сырье продавать именно через Тимченко.

Позиция Сечина известна – все должно принадлежать ему, а остальное «работает неправильно». Но дело в том, что Путин явно не допустит его до управления всей сырьевой составляющей российской экономики.

«СП»: - А вот эта сделка с китайцами, по которой «Роснефть» будет 25 лет поставлять им нефть по цене 101 доллар за баррель, насколько она выгодна?

- По моему мнению, даже просто по причине мировой инфляции, средняя составляющая цены на нефть с каждым годом будет расти. И с этой точки зрения заключать сделку по текущей стоимости на срок 25 лет в любом случае невыгодно для «Роснефти», но очень выгодно для китайцев. Кстати, предыдущие долгосрочные сделки с Китаем, которые «Роснефть» заключала для того, чтобы найти деньги на покупку активов ЮКОСА, тоже были невыгодны. В итоге китайцы платили за сырье вдвое дешевле цены рынка. Хотя, конечно, на те годы пришелся такой резкий рост мировой цены нефти, который теперь вряд ли повторится.

«СП»: - С точки зрения геополитической, для чего создается такая сверхмонополия «Роснефть», если уже существует «газовая дубина» «Газпрома»?

- Газовый монополист сейчас теряет определенную долю рынка, в частности за счет того, что «Роснефть» и НОВАТЭК Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона получает право самостоятельного экспорта газа. На что по закону они права не имеют без добровольного согласия «Газпрома». Здесь явно прозвучали политические указания сверху. Но влияние «Газпрома» останется, потому что власть сохраняет определенный баланс сил. В российской экономике есть некие «феодальные владения», которые принадлежат друзьям и соратникам Путина: главе «Газпрома» Алексею Миллеру, главе РЖД Владимиру Якунину и так далее. Сечин всего лишь одни из них. Он, конечно, «первый среди равных», но 100% сырьевой экономики «Роснефти» передано не будет.

Во-первых, этот вызовет недовольство всего остального окружения Путина. А во-вторых, давать в одни руки такую власть весьма опасно. Путин действует по старому принципу «разделяй и властвуй». Так что сверхмонополия «Роснефть» однозначно создается не вместо, а вместе с «Газпромом». Как еще один инструмент влияния внутри страны и за рубежом.
Источник:svpressa

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация