Бюджет 13–15 не отвечает интересам большинства Россиян
Проект закона о федеральном бюджете на 2013 г. и период 2014-2015 гг. поступил в Госдуму.
С 2013 по 2015 год планируется практически заморозить долю расходов на здравоохранение в размере 3,6 % ВВП (Экспертный доклад об Основных направлениях бюджетной политики на 2013-2015 гг. Высшая школа экономики, Москва, 2012) и увеличить долю расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность с 5,6% до 6,1 %.
Исходя из данных Минфина расходы на оборону вырастут на 0,5% ВВП с 3% ВВП в 2012 до 3, 5 % ВВП в 2015 году. (http://info.minfin.ru/kons_rash.php; http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/ONBP_2011-2013.doc). Если учесть оценки Стокгольмского международного института SIPRI (http://milexdata.sipri.org/result.php4) и Института Экономической политики Е. Гайдара то за последние годы фактическая доля расходов в России на оборону составляла порядка 4,3 % ВВП. Таким образом, с учетом планов модернизации ВПК доля расходов России на оборону возрастет как минимум до 4, 8% ВВП и по этому показателю мы догоним США, оставив далеко позади развитые европейские страны. В Германии этот показатель составляет – 1, 3% ВВП, во Франции – 2, 5% ВВП, в Великобритании – 2,7 % ВВП.
До последнего времени Россия среди 15 стран - бывших республик СССР занимала по этому показателю 2 место после Грузии (5,6%), однако, если учесть, что Грузия по последним данным снизила свои расходы на оборону до 3,9 % ВВП (http://milexdata.sipri.org/result.php4), то Россия выходит на первое место среди бывших союзных республик.
В 2007 году Россия занимала 7 место в мире по абсолютной величине расходов на вооружения (35,4 млрд. долл. США), в 2009 году была уже 4–ой (53,3 млрд. долл. США), а в 2011 году Россия заняла 3-ье место по объему расходов на оборону, оцениваемых в 71,9 млрд. долл. США.
Такая экономическая политика вызвана планами В. Путина вложить до конца десятилетия порядка 23 триллионов рублей в переоснащение вооруженных сил и почти три триллиона - в модернизацию оборонных предприятий, перед которыми поставлена задача к 2020 году насытить армию и флот современным оружием на 70-100%. (http://volga.ria.ru/politics/20120224/82060241.html).
Конечно, это не просто блажь выглядеть крутым среди мировых лидеров, не просто рецидив советского мировоззрения времен холодной войны, пропитанного соперничеством с великими державами и гонкой вооружений.
Такая политика обусловлена незнанием того, что надо делать с огромными военно-промышленными активами, накопленными за послевоенные годы, когда на ВПК тратилось 14 % ВВП страны, неудачным опытом конверсии и реструктуризации военной промышленности в 90-ые годы, отсутствием способности к диверсификации и модернизации экономики.
На мой взгляд, такая экономическая политика проводится в ущерб экономическим интересам и здоровью большинства россиян.
Россия постоянно снижает долю расходов на здравоохранение с 5,6 % в 2003 году http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201112071104/VSF_NEW201112071104_p_007.htm) до 3,5 % в 2011 г. (Экспертный доклад об Основных направлениях бюджетной политики на 2013-2015 гг. Высшая школа экономики, Москва, 2012).
По последним имеющимся данным Всемирной Организации Здравоохранения (за 2009 год) Россия тратила на здравоохранение 5,6 % ВВП и занимала по этому показателю 12 место среди 15 стран - бывших республик СССР. Меньше России на здравоохранение тратили только Армения (4,6 %), Казахстан (4,5 %) и Туркмения (2,5 %).
Больше всех на здравоохранение тратила республика Молдова 12,5 % ВВП. Второе место занимала Грузия с 10,2 % ВВП. (http://www.who.int/healthinfo/EN_WHS2012_Full.pdf).
Если проанализировать структуру бюджетных расходов стран - бывших республик СССР, то их можно разделить на 4 категории:
1. Страны с высокими расходами на оборону и низкими - на здравоохранение – Россия, Армения, Азербайджан, Туркменистан.
2. Страны с низкими расходами на оборону и высокими – на здравоохранение – Эстония, Литва, Латвия, Молдова, Белоруссия.
3. Страны с высокими расходами на оборону и здравоохранение – Грузия, Украина.
4. Страны с низкими расходами на оборону и здравоохранение – Казахстан, Таджикистан, Узбекистан.
В этой связи важно подчеркнуть, что в США при высокой доле расходов на оборону в 4,7 – 4, 8 % ВВП, доля расходов на здравоохранение постоянно растет и составляет 19,6 % ВВП, причем на здравоохранение тратится 17,6 % всех бюджетных расходов, в то время как в России по данным ВОЗ - только 8,5 % расходов бюджета.
Китай тратит на оборону немного - 2,2 % ВВП и также немного на здравоохранение - 5,1 % ВВП.
В Европе средний уровень расходов на здравоохранение составляет 9,3 % ВВП, а доля бюджетных расходов на здравоохранение – 14,6 %.
C показателем общих расходов на здравоохранение имеет прямую корреляцию один из основных индикаторов качества системы здравоохранения - ожидаемая (при рождении) продолжительность жизни .
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России выросла с 69 лет в 1990 году до 70 лет, достигнув уровня СССР 1964 – 1965 годов. Однако, по этому показателю Россия по данным ООН занимает 112 место, уступая Литве, Латвии, Армении, Эстонии, Грузии. (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_life_expectancy#List_by_the_CIA_World_Factbook_.282011_estimates.29).
Заложенные параметры Бюджета на 2013 – 2015 гг. наглядно показывают, что истинный «план Путина» и «медведевская модернизация» направлены на милитаризацию экономики. Нам такой бюджет не нужен. Нам нужен социально-ориентированный бюджет.
Конечно, в краткосрочной перспективе оборонные предприятия получат возможность закупить новое оборудование, их рабочие получат прибавку к зарплате, а военные – очередную прибавку к жалованию и пенсиям, возможно даже, будет выпущено новое вооружение. Однако, здравоохранение, образование и наука будут стагнировать.
Результатом исполнения такого бюджета станет консервация структурных диспропорций, доставшихся в наследство от СССР, сохранение плохого инвестиционного климата и отток капитала за рубеж, слабая инновационная активность отраслей, работающих на человека, отставание от других стран в развитии человеческого потенциала.
Пришло время властной, научной, культурной «элите» общества «включить» мозги и совесть, проявить смелость и выступить против проводимой экономической политики. На депутатов надежды нет.
Источник:http://publicpost.ru/