Пашинян выходит из ОДКБ — один или вместе со страной?
Как понимать заявления президента Армении о точке невозврата для Еревана
Дмитрий Родионов
Материал комментируют:
Александр Аверин Дмитрий Ежов Михаил Нейжмаков
Возвращение в ОДКБ для Еревана невозможно, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе выступления в парламенте. «Точка невозврата пройдена», — подчеркнул он. И добавил, что представители Армении не участвовали в обсуждении каких-либо документов на саммите ОДКБ и не накладывали вето, поскольку считают себя вне организации. Армения, по его словам, замораживает свое участие в деятельности ОДКБ.
Пашинян критикует организацию далеко не первый раз. Так замораживает Ереван участие в ней или выходит окончательно?
— Риторика Пашиняна во многом отражает специфику борьбы Запада за влияние на постсоветском пространстве, и в этом смысле его заявления вряд ли можно назвать полностью самостоятельными, — уверен доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— В то же время, отдавая отчёт в том, что на власти Армении оказывают воздействие западные кураторы, нужно воспринимать подобные заявления всерьез. Пашинян же, говоря о пройденной точке невозврата, понимает, что это не игрушки, однако действует согласно плану, придуманному не им самим.
«СП»: Если Пашиняну поступит приказ выйти из ОДКБ, выполнит ли он его? Чем это чревато для ОДКБ, России, а также самой Армении?
— По факту Пашинян действует в угоду кураторам. В то же время сделать заявление просто, а осуществить его на деле — гораздо сложнее. Понятно, что России выход Армении из ОДКБ вряд ли выгоден с учётом имеющейся перспективы. Не соответствует это и национальным интересам Армении. Формально ее членству в НАТО после выхода из ОДКБ ничего не мешает, а реально ли там ждут такого новичка — большой вопрос.
— Заявление Пашиняна нужно понимать как реакцию на недавние слова Путина о том, что у Армении есть возможность полноценно вернуться в ОДКБ, — говорит экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— У Армении, находящейся под руководством Пашиняна, такой возможности, конечно, нет. В ином случае — даже если она не ограничится заявлениями, а действительно выйдет из ОДКБ, окажется, что «точка невозврата» таковой не является.
Кстати, ратификация договоров об ОДКБ зависит не только от самого Пашиняна, но и от парламента.
Если говорить об армянских интересах, то ОДКБ действительно не предоставляет Армении значительных гарантий безопасности. Другое дело, что в отсутствие ОДКБ таких гарантий не может дать вообще никто. В силу географических и экономических причин решать проблему безопасности Армении блок НАТО может примерно в том же стиле, что и известная история с армяно-азербайджанской резней топором. Только в данном случае под топор попадет вся Армения.
Если говорить о России, то лучшим средством для восстановления влияния среди бывших советских республик является безусловная победа в СВО. После этого все вопросы наподобие сохранности базы в Гюмри отпадут сами собой.
— В вопросе, заданном Николу Пашиняну в ходе его выступления в парламенте Армении, была отсылка к фразе Владимира Путина на ноябрьском саммите ОДКБ в Астане, что Ереван «поддерживает все документы, которые принимаются в ходе сегодняшней встречи», — отмечает политический аналитик Михаил Нейжмаков.
— Пашинян в своей реплике, по сути, просто более явно обозначил дистанцию с ОДКБ («мы вообще ни в чем не участвуем, не обсуждаем документы»). То есть, с его стороны это скорее ситуативное реагирование на инфоповод.
В отношениях с западными державами Николу Пашиняну как раз объективно выгоднее не усиливать дистанцирование от Москвы, пока нет конкретных гарантий от других игроков. Между тем, например, с линией США в отношении Южного Кавказа на ближайшие годы пока много неясного, ведь Дональд Трамп еще не вступил в должность и официально не сформировал свою администрацию.
Хотя контакты между Ереваном и Вашингтоном продолжаются — скажем, в начале декабря 2024 года с рабочим визитом в США отправился глава Минобороны Армении Сурен Папикян.
«СП»: Что значит, возвращение невозможно? А Армения выходила?
— Да, официального заявления о выходе Армении из ОДКБ не было сделано. Интересно, что посол Армении в Москве Гурген Арсенян в ноябре принял участие во встрече главы МИД РФ Сергея Лаврова с послами государств-участников ОДКБ.
После этого, правда, последовал комментарий официального представителя МИД Армении Ани Бадалян, что позиция Еревана по вопросу участия в ОДКБ не изменилась. Вполне вероятно, что это было просто проявление несогласованности действий между посольством Армении в Москве и официальным Ереваном.
Хотя нельзя исключать и молчаливого согласия на такой шаг со стороны команды Никола Пашиняна.
Конечно, не в качестве сигнала к размораживанию участия Армении в ОДКБ, а для ситуативной разрядки с Москвой, например, на пути к неформальному саммиту СНГ, который должен пройти в декабре в Санкт-Петербурге.
«СП»: Если говорить о выходе из ОДКБ, Пашинян один решает — или все-таки есть какая-то официальная процедура, кроме «не хочу»…
— В статье 19 Устава ОДКБ прописаны действия желающего покинуть военный блок: «после урегулирования своих обязательств в рамках организации такое государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода». В качестве депозитария выступает генсек ОДКБ. Ереван пока не направлял такого официального уведомления, и это может свидетельствовать, что окончательно «сжигать мосты» с организацией Никол Пашинян пока все же не планирует.
«СП»: В этот раз он прямо о точке невозврата говорит. И когда она будет пройдена окончательно?
— Отметим, что определенное пространство для маневра Никол Пашинян в своем комментарии на эту тему все-таки оставил. «Делает все более и более трудным, если не сказать невозможным, наше возвращение в ОДКБ» — это все равно пока еще не официальное заявление о выходе.
«Спусковым крючком» для официального выхода Еревана из ОДКБ мог бы стать либо очень серьезный всплеск публичной напряженности в отношениях Армении с Москвой, либо получение Николом Пашиняном каких-то серьезных гарантий и преференций от западных держав.
В ближайшее время все же выше вероятность, что ситуация останется «замороженной» — с дистанцированием Еревана от ОДКБ, но без официального заявления о выходе из организации.
«СП»: Если это серьезно, как Москва должна реагировать? Сколько терпеть-то будем?
— Москва продолжает наблюдать за ситуацией, явно не рассчитывая, что позиция официального Еревана изменится в ближайшем будущем.
Например, в ноябре 2024 года замглавы МИД РФ Александр Панкин просто констатировал, что Ереван «дистанцируется на данном этапе от участия в абсолютно всех форматах деятельности ОДКБ на разных уровнях». При этом, вполне вероятно, в руководстве России могут не исключать, что какие-то факторы повлияют на линию руководства Армении позднее.
В конце концов, в 2026 году в Армении должны пройти парламентские выборы, итоги которых также могут повлиять на внешнеполитический курс страны. Хотя, конечно, сейчас их результаты предсказать сложно.
«СП»: Выход из ОДКБ означает вывод нашей базы и фактический уход из Закавказья?
— Как известно, соглашение по поводу 102-й российской военной базы в Армении должно действовать до 2044 года. Конечно, при желании, возможности для разрыва любого договора или создания весьма проблемных условий для функционирования базы почти всегда найдутся.
На практике — вряд ли в ближайшее время официальный Ереван будет форсировать вопрос закрытия этой базы или пытаться усилить давление по поводу ее вывода. В том числе потому, что ее наличие для Никола Пашиняна — одна из потенциальных переговорных позиций в рамках отношений как с Москвой, так и с западными державами.