Спецслужбы Венгрии готовы беречь нашу «Дружбу»
В Восточной Европе всерьез обеспокоены утечкой из нефтяной трубы
Дмитрий Родионов
Материал комментируют:
Александр Фролов Михаил Нейжмаков
В Польше произошла утечка из нефтепровода «Дружба». Что это все-таки было? Диверсия? Случайность? Техническая неполадка? Подобная авария на нефтепроводе не первая. Стоит ли искать злой умысел?
Как сообщил председатель комитета парламента Венгрии по нацбезопасности, спецслужбы его страны, получив сигнал от словацких коллег после ЧП на нефтепроводе, изучают возможность теракта на участке трубы на венгерской территории.
«К сожалению, к словацкому заявлению пришлось отнестись серьезно, и на основе имеющихся данных венгерские спецслужбы выясняют, против кого, когда и где Контртеррористический центр при содействии служб национальной безопасности может осуществить превентивные меры», — говорится в сообщении Magyar Nemzet.
Ранее министр иностранных дел Словакии Матуш Шутай-Эшток заявил, что существует организованная группа, которая может осуществлять изучение местности в районе нефтепровода «Дружба» с целью возможного теракта. Братислава уже зафиксировала такую деятельность.
Напомним, что по проходящей через Польшу северной ветке «Дружбы» идет транзитом казахстанская нефть. Так как российская — под санкциями. Зачем тогда кому-то взрывать эту «трубу»?
— Если судить по имеющимся сообщениям в интернете, то там не произошло ничего такого, что нельзя было бы исправить в течение недели-двух, — говорит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«СП»: Если по северной ветке идет казахстанская, а не российская нефть, означает ли это, что Европа заинтересована в бесперебойной работе трубопровода и ему ничего не угрожает?
— Если бы аварии происходили только там, где в них заинтересована Европа, то их было бы на порядок меньше. Тут может быть что угодно: от безалаберности обслуживающего персонала до желания кого-то из местных жителей слить немного нефти из трубы.
«СП»: На северной ветке не в первый раз происходят аварии с утечкой. Умысел? Или во всех случаях речь о «естественных» причинах?
— Пока нет результатов расследования текущего инцидента. Но если пользоваться такой терминологией, то да, причины «естественные».
«СП»: Как проводится мониторинг состояния «трубы» и осуществляется ли охрана? Кто ответствен за это?
— За эксплуатацию на территории Польши отвечает компания PERN. Также результатами обследований польская сторона обязана делиться со специализированным подразделением «Транснефти».
«СП»: Мы свою нефть не качаем по северной ветке, только казахскую. То есть от этой трубы мы имеем только деньги за транзит? Или для нас есть политическая выгода в том, что казахская нефть идет в Европу?
— У нас на данном этапе нет никакого юридического обоснования остановить прокачку. Если она прекратится, наиболее пострадавшей стороной окажется Казахстан. Там примерно 100 тысяч тонн в месяц качается. И не заработаешь особо. И поводов ругаться с партнёрами нет.
«СП»: А что с южной веткой, насколько надежна она? Стоит ли там ждать диверсий и кому это выгодно? В Словакии и Венгрии опасаются, что взрыв в Польше был терактом…
— Пусть опасаются. В наше неспокойное время очень полезна бодрость и отсутствие расслабленности.
Это не означает, что какие-то люди придут ломать нефтепроводы (тем более, что починить их можно относительно быстро). Это означает, что страны, получающие нашу нефть по южной ветке, будут в большей степени настороженно относиться к своим партнёрам из Брюсселя и с некоторых территорий, которые расположены восточнее.
— Вероятность «намеренного повреждения трубопровода» не исключает и обслуживающий его польский оператор, компания PERN, — говорит политический аналитик Михаил Нейжмаков.
— Не зная конкретных фактов, серьезные выводы о причинах аварии сделать, конечно, трудно. В условиях российско-украинского конфликта многие будут подозревать в причастности к этому происшествию Киев. Теоретически такое возможно.
Например, издание Washington Post еще весной 2023 года, со ссылкой на утечки из Пентагона, утверждало, что Владимир Зеленский предлагал на закрытых совещаниях «взорвать трубопровод» — впрочем, не северную, а южную ветвь «Дружбы», по которой именно российская нефть идет в Венгрию. Правда, стоит учитывать, что к любым утечкам в информационное пространство стоит относиться с осторожностью.
На практике, как говорилось в советском фильме «ТАСС уполномочен заявить», «могли или рванули» — все же разные вещи. Голоса в поддержку вывода из строя любой инфраструктуры, связывающей Россию с ЕС, наверняка могли звучать — как минимум, среди наиболее радикально настроенной части украинских силовиков. С другой стороны, функционирование северной ветки трубопровода «Дружба» — далеко не первостепенная проблема для Киева сегодня. То есть, пока не будет более конкретных фактов, выводы делать рано.
Знать объективную картину о причастности или непричастности того же Киева к происшествию важно, в том числе, и затем, чтобы прогнозировать, какую тактику в реальности выберет украинская сторона при дальнейшем развитии конфликта в целом. Но не стоит забывать, что аварии на трубопроводах могут происходить и по чисто техническим причинам.
«СП»: Европе эта «труба» очень нужна?
— Европейские потребители, конечно, объективно заинтересованы в закупках нефти у разных поставщиков. Но, к слову, стоит отметить, что ранее ряд изданий, например, польское BiznesAlert. pl, утверждали, что по северной ветке «Дружбы» поставляется российская нефть под видом казахстанской.
А технически, как сообщала еще в сентябре 2023 года пресс-служба Минэнерго Казахстана, «нефть, выходящая из трубопровода, представляет собой смесь казахстанской и российской нефти», хотя «на другом конце вывозится только то количество нефти, которое поступило в данный трубопровод в Казахстане».
Опять же, теоретически могут быть силы, которые объективно заинтересованы, чтобы не сохранять даже транзитную роль России в поставках энергоносителей в ЕС. Практически — пока рано утверждать, что мы имеем дело именно с диверсией.
«СП»: Оправдывает ли себя такое средство транспортировки нефти на Запад? Для России польза только в деньгах за транзит? Или в ее сохранении есть и некие геополитические мотивы?
— Вероятно, одним из мотивов продолжения работы северной ветки «Дружбы» даже в нынешних условиях может быть стремление сохранить в действующем состоянии инфраструктуру, которая связывает Россию с ЕС, и не разрывать ранее существовавших экономических связей полностью — на случай «разрядки» с западными игроками.
«СП»: Венгры и словаки опасаются диверсий на южной ветке. Обоснованно ли?
— Для Киева функционирование южной ветки «Дружбы» — также фактор давления на Венгрию и Словакию, а кроме того — получения доходов в собственный бюджет. Поэтому проблемы с работой южной ветки могут происходить, но пока выше вероятность, что она продолжит функционировать.