Двойные «Стандарты»
При некотором оживлении политических и культурных контактов с Россией Япония продолжает развивать военные связи с США. С избранием Дональда Трампа ничего не изменилось. Токио дружит с Вашингтоном против не только Пхеньяна, но и Пекина с Москвой.
Особенность американского противоракетного щита в Азиатско-Тихоокеанском регионе в том, что там сосредоточена основная часть информационно-разведывательных и ударно-боевых компонентов глобальной системы ПРО США стратегического и тактического назначения, причем в несколько большем объеме, чем в Европе и прилегающих к ней акваториях.
ПРО союзников
Еще в 1999 году США и Япония подписали Меморандум о взаимопонимании в области ПРО. В 2007-м для координации при развертывании противоракетных систем в стратегически важном регионе Вашингтон инициировал создание «Трехстороннего форума» с участием Австралии и Японии.
“ Вашингтон дорого заплатит за систему, развернутую у дверей Китая ”Впоследствии на территории Страны восходящего солнца были установлены два радара американской системы ПРО. Кроме ЗУР «Пэтриот», давно поставленных американцами (автору довелось видеть их на японской земле во многих местах в 1995 году во время деловой поездки), Пентагон снабдил главного тихоокеанского союзника ракетами-перехватчиками нового поколения «Стэндард-3», размещенными на нескольких эсминцах типа «Конгоу» и «Асаго».
17 декабря 2007 года Япония впервые испытала систему ПРО с собственным программным обеспечением. Противоракета «Стандарт-3» модификации I-A, запущенная с эсминца «Конгоу», успешно поразила БРСД. Это испытание стало первым в истории американо-японского сотрудничества по ПРО, проведенным с военного корабля, который не принадлежал флоту США. Примечательно, что программное обеспечение разработано с расчетом на полную совместимость с аналогичными американскими средствами морского базирования.
Фото: topwar.ru
Благодарный Токио начал взаимодействовать с Вашингтоном в усовершенствовании перспективных типов ракет-перехватчиков. Японские инженеры нашли технические решения, позволяющие корректировать траектории «Стандарт-3» на больших скоростях, а также повышать характеристики двигателей второй и третьей ступеней, головки самонаведения. Известно, что Министерства обороны США и Японии работают над улучшением ТТХ «Стандарт-3» модификации II-A. Токио по сути давно втянулся в бесконтрольное накапливание противоракетных вооружений, что навязывается Вашингтоном и вызывает обоснованную озабоченность во многих странах.
Такая тесная и многоплановая кооперация объясняется рядом факторов. Во-первых, по признанию представителей Госдепа, Япония является самым близким союзником Соединенных Штатов, лидером в развитии системы ПРО в регионе и одним из их самых близких партнеров в области противоракетной обороны. Токио отвечает взаимностью. Для властей Японии независимо от их партийной принадлежности США – неизменный союзник номер один. Во-вторых, противоракетная ось Вашингтон – Токио продлена до Сеула. Это произошло после проведения Северной Кореей серии испытаний баллистических ракет различной дальности, а также нескольких подземных ядерных взрывов.
Пхеньян лишь предлог
6 марта этого года американские вооруженные силы доставили в Южную Корею первую партию компонентов и оборудования ПРО ТВД ТHAAD, предназначенной для перехвата баллистических и крылатых ракет на заключительной фазе полета на большой высоте. «Продолжающиеся провокационные действия Северной Кореи, включая… многократные пуски, лишь подтвердили правильность прошлогоднего решения нашего альянса о размещении ТHAAD в Южной Корее», – заявило Тихоокеанское командование США.
Москва и Пекин резко негативно реагировали и на перспективные планы, и на начало развертывания этой системы, расценив как угрозу национальной безопасности в целом и своим стратегическим ядерным силам в частности. Россия учтет действия США по размещению комплексов ТHAAD в Южной Корее при военном планировании и внешнеполитической деятельности, заявил 7 марта директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИДа РФ Михаил Ульянов, указав, что такой шаг чреват обострением ситуации в регионе. А в комментарии Департамента информации и печати, опубликованном на официальном сайте ведомства 9 марта, отмечено: «Реализация планов Вашингтона по дальнейшему расширению географии развертывания элементов глобальной ПРО США, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, перешла в практическую плоскость». На Смоленской-Сенной площади указали, что подобное развитие событий чревато самыми серьезными негативными последствиями для международной и региональной стратегической стабильности. В АТР, где и так непростая ситуация в сфере безопасности, «появляется новый деструктивный фактор, способный дополнительно осложнить решение ядерной и других проблем Корейского полуострова, спровоцировать в регионе гонку вооружений, в том числе ракетных».
Глубокое беспокойство выразила и китайская сторона. 7 марта, после того как американские военные отчитались о доставке в Южную Корею первых компонентов системы ПРО ТВД ТHAAD, официальный представитель МИДа КНР Гэн Шуан заявил, что Пекин решительно возражает против ее развертывания. Через несколько дней в редакционной статье, опубликованной в газете Global Times, считающейся официальным рупором Пекина, без обиняков говорилось, что Вашингтон заплатит цену за принятое решение, поскольку эта система развернута у дверей Китая. Но самое существенное предупреждение заключалось в том, что КНР, имеющая, как было сказано, ограниченный потенциал ядерных сил, будет вынуждена их увеличивать. В опубликованном материале содержался призыв создать для противодействия противоракетным средствам США прочное партнерство с Россией, которая, как и Китай, осуждает развертывание ТHAAD в Южной Корее.
Возглавляемая и направляемая Соединенными Штатами противоракетная кооперация в Азиатско-Тихоокеанском регионе несет откровенно антироссийскую и антикитайскую направленность. Она призвана минимизировать эффективность СЯС РФ и КНР, которые могут быть задействованы при ответном ударе в случае чрезвычайных обстоятельств. Американские противоракетные средства союзников США в регионе наращиваются безо всяких политических и юридических ограничений. Нет сомнений, что все эти объекты находятся в зоне особого внимания российского военно-политического руководства.
Известно, что Москва и Пекин в прошлом году провели совместные учения по отработке элементов ПРО. Этот опыт получит продолжение.