Варшавский «Майдан» обречен на провал
Масштабные акции протеста, охватившие Польшу, вряд ли смогут привести к смене власти
Министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак назвал действия оппозиции «попыткой незаконного захвата власти». По его словам, в попытке захвата власти виноваты «Гражданская платформа», а также партии Nowoczesną и PSL.
Премьер-министр Польши Беата Шидло действия оппозиции назвала постыдными
«Этим шагом оппозиция разжигает радикальные политические эмоции…, не имеющие ничего общего с реальным состоянием страны. Наоборот, это происходит из-за беспомощности, разочарования тех, кто потерял власть, и кто не имеет ни малейшего представления о том, как убедить граждан Польши в своих взглядах», — сказала Шидло, выступая с обращением к народу по телевидению.
Она также напомнила, что у оппозиции и власти одна страна и одна история. «Польша — свободная и демократичная, она — наше общее благо. Хотите маршировать — маршируйте, хотите протестовать — протестуйте, но уважайте убеждения других».
Шидло призвала оппозицию уважать права своих политических противников, выразив мнение, что действия протестующих уничтожают демократию.
Президент Польши Анджей Дуда обратился ко всем политическим силам страны с призывом успокоиться и не мешать работе парламента, он также выразил надежду на скорое разрешение ситуации и готовность стать посредником в разрешении конфликта.
Напомним, в пятницу, 16 декабря, оппозиция в знак протеста против ограничения работы журналистов в Сейме заблокировала парламентскую трибуну. Тем самым Сейм не смог продолжать дальнейшую работу, хотя на заседании ожидалось принятие бюджета на 2017 год. Спикер был вынужден перенести заседание в другое помещение, где депутаты и приняли бюджет. Голосование происходило путем поднятия рук. Оппозиция объявила такое голосование незаконным.
После этого массовые акции протеста охватили всю Польшу, на улицы Варшавы и ряда других городов вышло порядка 30 тысяч протестующих. Они требовали от правительства страны прекратить политику «затягивания поясов», которую, по их мнению, проводит нынешняя власть. Кроме того, резкое недовольство оппозиции и ее сторонников вызвали введенные ограничения на деятельность СМИ в здании парламента, из-за чего, собственно, и начался демарш оппозиции в Сейме.
Отметим, что это самый острый кризис в отношениях между правящей партией и оппозицией с тех пор как «Право и справедливость» пришла к власти в октябре прошлого года. Политика властей Польши вызывает острую критику не только со стороны оппозиции, но и со стороны Евросоюза и США. Особенное недовольство вызывают действия, направленные на ущемление свободы СМИ. Кроме того, критикуется реформа, которая поставила Конституционный суд под фактический контроль правящей партии.
Еще в начале июня Еврокомиссия вынесла заключение о ситуации верховенства закона в Польше. Содержание документа не было оглашено, однако, как сообщили в Брюсселе, он носит критический характер и негативно оценивает отсутствие прогресса в разрешении проблемы. Если ситуация не изменится, Брюссель может ввести в отношении Варшавы санкции в виде штрафа либо лишения права голоса по новым законам ЕС.
Кстати, в Брюсселе уже отреагировали на происходящее в Польше.
Глава Евросовета Дональд Туск призвал власть и оппозицию уважать людей, нормы Конституции и морали. Он также поблагодарил оппозиционных демонстрантов, на протяжении месяцев выступавших «за европейские стандарты демократии», и заявил, что информационные ограничения превращают демократию в диктатуру.
Впрочем, эксперты скептически относятся к перспективам роста масштабов протестной активности, а тем более — к смене власти в стране.
— Либеральная оппозиция, которая сегодня осаждает Сейм Польши и которая вышла на улицы польских городов, столкнулась с тем фактом, что правящая партия «Право и Справедливость» (PiS) не теряет популярности среди избирателей, хотя и принимает такие законы, которые можно назвать «ущемлением демократии», — отмечает обозреватель ИА REGNUM Станислав Стремидловский.
— Однако обычного поляка вряд ли будет беспокоить то, что журналистам польских СМИ будет труднее подлавливать депутатов Сейма у туалета. Среднестатистического Новака или Коваля интересует семейный бюджет — а PiS пока выполняет свои социальные обещания. При этом правящая партия быстро отыгрывает назад, когда сталкивается с серьезным народным возмущением, что проявилось, например, во время обсуждения «антиабортных законов». Оппозиции остается придерживаться тактики расшатывания ситуации в надежде, что власть сделает ошибку, то есть пойдет на силовое решение конфликта. Для либералов это является единственным шансом перехватить рычаги управления.
«СП»: — Некоторые СМИ отмечают, что одной из причин недовольства стало намерение польских властей улучшить условия для украинских гастарбайтеров. Насколько эта проблема актуальна?
— Нет, я не слышал такого. Проблема украинских гастарбайтеров — это повестка национального движения, организаций кресовяков и патриотических. Однако они сейчас не принимают участие в беспорядках.
«СП»: — Министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак назвал действия оппозиции «попыткой незаконного захвата власти». Как бы вы прокомментировали это высказывание?
— Блащак играет на «повышение», что неудивительно. PiS вынуждено действовать в ситуации враждебной, агрессивно настроенной информационной среды. Правящая партия не контролирует большую часть польских СМИ, поэтому для «Права и Справедливости» имеет смысл радикализировать свои заявления, чтобы хоть как-то всколыхнуть свой электорат.
«СП»: — Как, по-вашему, будет развиваться ситуация? Пойдет ли власть на уступки или мы увидим новые протестные акции? Насколько в реальности велик потенциал оппозиции?
— Смотря какие уступки. Глава PiS Ярослав Качиньский уже сообщил, что предложил Сейму подумать над ослаблением правил, ужесточающих работу журналистов в парламенте. Соответственно, снимается формальная причина, вызвавшая протесты. Что касается требований оппозиции о досрочных выборах и отмене ряда принятых ранее законов, то по всем правилам политического жанра «Право и Справедливость» не может пойти на это, иначе ее начнут добивать. Не уверен, что оппозиция сейчас сможет настоять на каких-то серьезных уступках.
«СП»: — Глава Евросовета Дональд Туск фактически поддержал действия протестующих. Означает ли это, что Брюссель высказывает резкое недовольство польскими властями? Будет ли он как-то пытаться воздействовать на них?
— Да, так сказать можно. Однако, добавлю, в сложившейся ситуации Туск имеет и личный профит. Ранее представители PiS делали намеки, что он может предстать перед судом (по делу о «смоленской катастрофе»). Помимо того, в партии «Гражданская платформа», руководство которой Туск оставил, идут сложные процессы — нынешний ее глава, Гжегож Схетына, изживает наследие прежнего председателя. Выступление Туска во Вроцлаве, где он поддержал манифестантов, среди прочего, должно приободрить его сторонников в «Гражданской платформе».
— В настоящее время Польша поделена на два лагеря: сторонников и противников действующей власти, — отмечает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Причём среди её противников больше активных людей — горожан и молодёжи. В той же самой Варшаве уровень недовольства выше среднего по стране. Протестный потенциал велик, потому продолжение может последовать в любой момент. Другое дело, что украинского сценария не будет. Польша — давно сложившееся устойчивое государство, где никакого своего неуправляемого «Правого сектора» * нет. Что не исключает многолюдных демонстраций и периодических стычек с полицией. По мере ухудшения экономического положения страны выступления будут только усиливаться.
«СП»: — Ущемление прав СМИ, незаконное принятие бюджета — что все же, по-вашему, послужило истинной причиной начала протестов? Или нужен был только повод? Что реально разделяет власть и оппозицию?
— Польша — страна с не очень глубокими традициями демократии. Нынешняя правящая партия «Право и справедливость» считает образцом для подражания правителя межвоенной Польши маршала Юзефа Пилсудского. А в те времена с демократией дело обстояло скверно — и бюджет был закрытым, и СМИ зажимали. Полуавторитарной польской власти во главе с негласным руководителем страны Ярославом Качиньским не нравится критика, и они готовы выкорчёвывать её.
С другой стороны, значительная часть польского общества за годы жизни в Евросоюзе отвыкла от таких властных подходов, и ущемление СМИ действительно является поводом для выхода на улицу. Впрочем, в качестве повода здесь стоит отметить ухудшение отношений между Польшей и ЕС, из-за которых стране могут срезать финансирование, что больно ударит по многим простым полякам. Не стоит также забывать, что сегодня в главе Европейского совета стоит злейший враг Качиньского — Дональд Туск, у которого на родине остаётся немало сторонников, и эти сторонники — как раз горожане и люди в основном не очень старые. Его тень над протестами видна невооружённым глазом.
«СП»: — Политика властей Польши действительно вызывает острую критику со стороны Евросоюза и США. Можно ли ожидать применения реальных санкций против Варшавы?
— США действующая польская власть вполне устраивает — она насквозь проамериканская, она поддерживает все инициативы из-за океана. Американцы вмешиваться не станут, их всё устраивает. Евросоюз — другое дело. Польша, по мнению многих европейских политиков, «отбилась от рук». Там ограничивают свободу СМИ, влияют на Центробанк, отказываются принимать беженцев по предложенной Брюсселем квоте, но при этом не забывают получать миллионы, а то миллиарды евро из европейских фондов. И если польские власти продолжат свою политику — на определённые меры воздействия Брюссель пойти может, вроде снижения финансирования или даже приостановки права голоса у Дуды и Шидло на заседаниях Евросовета.
«СП»: — Возможна ли в Польше смена власти?
— Сценарий Майдана в Польше невозможен. А вот досрочные выборы вполне могут пройти. Если правящая партия продолжит сбрасывать со счетов остальные партии, дело просто может кончиться тем, что депутаты от оппозиции под влиянием улицы сложат мандаты. Поскольку конституционного большинства у «Права и справедливости» нет, придётся объявить досрочные выборы, где шансы сохранить власть будут крайне невелики. А на смену ей придёт «Гражданская платформа», которой негласно по-прежнему руководит Туск. То есть, люди председателя Евросовета, более лояльные к ЕС, чем Качиньский, Дуда и Шидло.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.