Дайте, пожалуйста, немного нефти: о «непристойном предложении» Кубы к России
24 ноя, 2016 0 Комментариев 0 Просмотров

Дайте, пожалуйста, немного нефти: о «непристойном предложении» Кубы к России

Дайте, пожалуйста, немного нефти: о «непристойном предложении» Кубы к России

Доллар крепчает — стоимость ресурсов мельчает. Такая ситуация в мировой экономике продолжается уже минимум год, а то и больше, отчего страдает, кстати, не одна лишь Россия.

Серьёзные сложности испытывала, к примеру, Венесуэла. А также Куба. Прошлой зимой, на фоне укрепления доллара, цены на никель пробили 13-летний минимум, сильно пошатнув экономику некогда почти что братского нам Карибского государства.

В итоге Гавана начала чувствовать заметный дефицит нефти: платить за неё нечем, а поставлять чёрное золото «за спасибо» на Кубу изнывающий от низких цен на баррель Каракас себе позволить не может. Теперь, на фоне недавнего сближения с США, кубинцы решили обратиться с «непристойным предложением» о бесплатных поставках к своему давнему другу — России. Стоит ли Москве говорить «да» и на каких условиях, прикидывал Лайф.

Нефть по старой дружбе
Таких денег у Кубы нет, а если быть точнее, свободных денег у неё нет вообще, рассказывает Лайфу близкий к кубинской стороне источник. Та же Венесуэла, говорит он, поставки вела фактически задаром — в обмен они получали доступ к известному своим высоким профессионализмом кубинскому здравоохранению. Часть венесуэльцев летала лечиться на остров, бывало, что докторов выписывали с острова на Большую землю. Кубе давался льготный 25-летний период на оплату нефти и нефтепродуктов, рассказал он.

— Кубинцы всегда хотят бесплатно, на то они и кубинцы, — разводит он руками. — Переговоры, если честно, тоскливые. Хотя, наверное, к чему-то они рано или поздно приведут, — не исключил он.

У российского правительства на этот счёт уже есть свои предложения. Президент в общем предложение не отверг и поручил министерствам (Минэнерго, Минфину, Минэкономразвития, МИДу и Минтрансу) его обсудить. Предложение Минэка: к проработке вопроса поставок целесообразно привлечь «Зарубежнефть» и «Роснефть», которые уже имеют партнёрские отношения с кубинской стороной, рассказал Лайфу источник в ведомстве. В пресс-службе министерства вопросы переадресовали в Минэнерго.

Подключение к данной работе российских нефтяных компаний, реализующих инвестиционные проекты в этой стране, позволит расширить спектр возможных схем финансирования поставок, пояснил источник.

«Роснефть» действительно ведёт такие переговоры с Кубой, рассказал Лайфу источник в компании и подтвердил официальный представитель Посольства РФ на Кубе. С местной государственной CUPET компания сотрудничает с 2014 года, когда компании в рамках Петербургского международного экономического форума подписали меморандум о проведении совместного изучения вариантов повышения нефтеотдачи. Через год стало известно и о добычном интересе «Роснефти» к Кубе.

С советских времён у Кубы осталось два крупных нефтеперерабатывающих завода. Но из-за нестабильной и низкой добычи в регионе они часто остаются незагруженными.

В принципе, «Роснефть» может помочь вернуть на кубинские заводы венесуэльскую нефть — у неё есть доли как минимум в четырёх уже ведущих добычу проектах на территории страны Николаса Мадуро.

Свою последнюю крупную сделку по Венесуэле, на сумму в $20 млрд, компания Игоря Сечина заключила в июле, договорившись о проведении технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта разработки и эксплуатации газовых блоков Патао, Мехильонес и Рио Карибе (суммарно на 9 млрд куб.м. газа в год) на шельфе. Тогда же стороны согласились начать и встречные поставки нефти и нефтепродуктов.

В «Роснефти» радовались: сделка позволит усилить присутствие на мировых рынках и получить дополнительный заработок от трейдинговых операций. О предложении кубинцев получать нефть и нефтепродукты бесплатно пресс-секретарю Посольства России на Острове свободы Надежде Сергиевой ничего не известно.

Желание добывать на Кубе, несмотря на неудачный опыт той же «Зарубежнефти», у «Роснефти» родилось давно. У кубинцев тоже: последний раз они публично приглашали «Роснефть» к себе на шельф в 2013 году. Компания приглашение приняла, сейчас идут переговоры как минимум о двух блоках, говорит источник в компании, но не раскрывает, о каких именно.

Один из блоков, вероятно под номером 37, площадью 1500 кв.км. По нему у компании есть меморандум по совместной работе с CUPET и «Зарубежнефтью».

У «Зарубежнефти», как и в некоторых странах Восточной Европы и Азии, добыча на Кубе пока тоже не сложилась. В 2011-м компания начала поиски на блоке L, но в прошлом году, потратив €100 млн и не найдя нефти, с проекта ушла. В марте уже этого года компания вернулась к обсуждению работы по разработке месторождения Бока де Харуко, но о каких-то новостях после встречи не сообщалось.

Кроме «Зарубежнефти» и «Роснефти» свои силы на кубинском шельфе пробовала «Газпромнефть», но так же, как и они, наткнулась на «сухие» скважины в 2013 году. Представители «Роснефти», «Зарубежнефти», Минфина, Минэнерго и Минтранса на запросы Лайфа не ответили.

Друзей нет, есть — интересы
Несмотря на череду неудач, судить о всём карибском шельфе только по опыту других компаний было бы неверно. К примеру, в той же Венесуэле у «Роснефти» рентабельная добыча есть, замечает в разговоре с Лайфом старший аналитик «Атона» Александр Корнилов.

Как вариант, организовать бесплатные поставки нефти возможно в рамках специальных сервисных контрактов, используемых в Ираке «Газпромнефтью» (по их условиям, после начала добычи они возмещают затраты за счёт «компенсационной» нефти, а затем начинают получать прибыль за каждый добытый баррель), или же по условиям соглашения о разделе продукции (СРП), по которому «Роснефть» работает на Сахалине в рамках проекта «Сахалин-1».

— Впрочем, простой сервисный контракт «Роснефть» навряд ли заинтересует — ей интереснее поставить запасы себе на баланс, — считает Корнилов.

Хотя все основные решения наверняка будут приниматься «в верхах», тут нужно мыслить в первую очередь экономически, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, ассистент кафедры прикладной политологии Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Ещё большой вопрос, а есть ли там вообще нефть, если в советские времена её там не нашли, не говоря о том, что шельфовые проекты в принципе дороже наземных, предупреждает он.

Если верить данным государственной Cupet, запасы нефти на кубинском шельфе составляют около 20 миллиардов баррелей. Но Геологическая служба США оценивает запасы скромнее — в 4–9 миллиардов баррелей.

— В странах со стабильно плохой экономикой и, напротив, нестабильным правительством нет никакой уверенности: при неожиданной смене власти нефтяников просто выдворят как пособников старого режима. И совершенно будет неважно, сколько денег туда компании уже вложили. Так это произошло в Ливии, — вспоминает эксперт.

— В реальности даже в политике нет никаких друзей, есть только взаимные интересы. Пусть они, например, признают Крым, вместо того чтобы не только на словах, но и на деле налаживать экономические отношения с США.

Но если для государства конкретный экономический интерес на Кубе сомнителен, то рвение «Роснефти» вполне понятно: компания старается максимально увеличить количество «точек» в своём портфеле, считает Юшков.

Арсений Погосян

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация