Курдский вопрос, курдский ответ
Когда в РИА Новости появилось подробное изложение высказываний вождя иракских курдов, возникли вопросы. Даже не только в том дело, что статус президента у лидера правящей в иракском Курдистане группировки не кажется легитимным. И не в том дело, что Барзани торгует краденой у Ирака нефтью не скромнее других грабителей типа игиловцев и прочих неназываемых без специального предупреждения об их бандитском статусе.
Есть в интервью и другие особые детали.
Скорее, дело в том, что Барзани сейчас довольно успешно вписывает иракских курдов в американский план переформатирования Ближнего Востока.
Если бы американские планы всегда кончались так, как это оглашалось в рекламе в самом начале их воплощения или на этапе предварительного пиара, за курдов можно было бы не беспокоиться.
Факты — вещь упрямая. Ещё никто из охотников потаскать США углей из костра не получил обещанного, зато почти все расплатились со Штатами, а самые невезучие расплатились до полного своего исчезновения.
«Мы смогли быстро отвоевать подступы к городу, неизвестно, насколько сильно ИГ будет обороняться в самом городе. Но мы видим, что у них есть сотни смертников, должно быть, там целые фабрики по производству взрывчатки. При штурме это создаст большую опасность. Если всё и дальше пойдет хорошо, я рассчитываю, что город удастся освободить самое позднее через три месяца»,
— сказал Барзани в интервью таблоиду Bild.
Просуммировать высказывания Барзани можно по пунктам.
Во-первых, даже болтливый попсовый таблоид сделал особый акцент на сложности битвы в условиях города и в цитате нельзя не заметить, что курдские отряды, показавшие выучку и высокий дух в пригородах, в самом Мосуле могут просто иссякнуть:
«У них (игиловцев) есть сотни смертников, должно быть, там целые фабрики по производству взрывчатки…»
И Барзани высказал предположение, что осада растянется на месяцы. Это не озарение, есть прогнозы об исходе мосульской битвы и помрачнее.
Во-вторых, есть соглашение курдов с Багдадом и международной коалицией, согласно которому пешмерга не атакуют городские кварталы.
Причина в отношениях между членами коалиции — Барзани опасается конфликта между курдами и арабами. Если полномочия участниками осады Мосула курдам будут даны, пешмерга примет участие в городских боях.
В-третьих, в Иракском Курдистане нашли пристанище почти два миллиона беженцев.
Если беженцы хлынут и из Мосула, то их может прибыть ещё около миллиона. По сведениям того же таблоида, только в последние месяцы из пригородов террористы согнали в город около 800 семей и планируют прикрываться ими как щитом.
Поскольку два-три миллиона беженцев существенно повлияли на ситуацию даже в такой крупной и не бедной стране, как Турция, можно представить масштаб гуманитарной катастрофы в виде побочного эффекта при проведении крупной военной операции.
В качестве вывода из прогнозов Барзани и статей в западных СМИ получается предположение, что взятие Мосула растянется на долгие месяцы, пока игиловцы не найдут себе новый халифат.
Почему-то кажется очень вероятным превращение битвы за Мосул в театр для прикрытия очередной интриги американских геополитиков.
Цели США в регионе не изменились, новый президент обязан будет решать те же вопросы теми же средствами с опорой на те же штабы.
Следовательно, сколько бы ни осаждали Мосул, а смотреть будут на Ракку.