Бобулинце, фонарь, атака
30 авг, 2016 0 Комментариев 1 Просмотров

Бобулинце, фонарь, атака

В ходе операции на Стрыпе 14 декабря 1915-го – 6 января 1916-го в районе местечка Бобулинце была проведена одна из наиболее блистательных ночных атак русской армии.

После нескольких неудачных атак 2-го армейского корпуса было решено овладеть позициями врага посредством ночной атаки. Ответственность за нее возложили на 3-ю Туркестанскую стрелковую бригаду. Она была придана 2-му АК и, как писал его командир генерал от инфантерии В. Е. Флуг, «располагая частью сравнительно мало еще пострадавшей 3-й Туркестанской стрелковой бригады и надеясь, что остальные войска окажутся способными дать еще последнее напряжение энергии хотя бы для того, чтобы выйти из неимоверно тяжелых условий своего существования, я назначил на 25 декабря четвертую атаку высоты 384 туркестанскими стрелками».

Бобулинце, фонарь, атака

Во время предыдущих боев русские войска у высоты 384 сблизились с противником на дистанцию 300–400 шагов. Это во многом облегчало задачу туркестанцев – сокращалось простреливаемое пространство, которое было необходимо преодолеть, оказывался ненужным штурмовой плацдарм. Последнее обстоятельство способствовало достижению эффекта тактической внезапности.

Учитывая опыт предыдущих боев, русское командование тщательно готовилось к атаке. Весь командный состав 3-й Туркестанской стрелковой бригады, начиная с командиров рот, лично провел разведку противника из передовых окопов. Чтобы атакующие не сбились с нужного направления, через головы атакующих прожектор освещал главный пункт высоты.

Проходы в проволочных заграждениях были заблаговременно пробиты артиллерией. Тяжелые орудия в течение предшествовавших атаке суток медленным огнем, контролируя результат каждого выстрела, разрушили проволоку на фронте в 300 саженей. Данный тактический прием представляет особый интерес. Маскируя обстрел под беспокоящий огонь, чтобы не привлекать внимание австрийцев, артиллерия постепенно и точечно должна была нейтрализовать огневые точки противника и проложить проходы. Она заранее пристрелялась к неприятельским окопам и огневым точкам на тот случай, если противник упредит момент атаки. Взаимодействие пехоты и артиллерии осуществлялось с помощью цветных ракет.

В ночь перед атакой разведчики и саперы должны были сделать дополнительно до тридцати проходов в проволочных заграждениях, их расчистили ножницами и подрывными средствами. Для поддержки наступающих на флангах исходного положения были заранее установлены и пристреляны пулеметы.

Эшелонирование бригады в наступлении также стало важным фактором достижения успеха – полкам первой волны назначалось продвинуться до артиллерийских позиций противника, захватить орудия и закрепиться, а полкам второй волны – прикрыть подразделения первой линии от атак с флангов.

Но 26 и 43-я пехотные дивизии 2-го АК были значительно ослаблены в предшествующих боях. Рассчитывать на их поддержку не приходилось. Вследствие недостатка боеприпасов артподготовка была сведена к минимуму. Во многом это обстоятельство объясняет другой тактический прием командования бригады – обойтись без непосредственной артподготовки и выдвинуться на рассвете, рассчитывая на фактор внезапности. Готовя атаку бригады, тяжелая артиллерия выпустила 900 снарядов – крайне малое по всем нормативам количество.

На участке атаки противник обладал серьезными оборонительными позициями. Проволочное заграждение – главная полоса от восьми до десяти кольев, вторая передовая полоса – четыре-пять кольев. На проволоке висели пустые банки от консервов и ручные гранаты. У заграждений были выкопаны ямы.

Около пяти часов утра 25 декабря бригада приготовилась к ночной атаке, заняв исходное положение в версте от высоты 384. Два полка развернулись в первой линии на фронте в два-три километра, за ними на дистанции 500 метров встали еще два из второго эшелона. Роты полков первой линии образовали три штурмовые волны: первая – атаки, вторая – чистильщиков окопов, третья – поддержки.

За два часа до рассвета стрелки поднялись и пошли в атаку, но у проволочных заграждений были остановлены огнем австрийцев. Показательно, что противник заметил наступление только когда туркестанцы подошли к проволочным заграждениям. Согласно более поздним показаниям пленных австрийцы атаки не ожидали – эффект тактической внезапности был достигнут.

Русская артиллерия и пулеметы ударили по заранее пристреленным окопам и огневым точкам, заставив противника замолчать. Проволочные заграждения были основательно разрушены во время подготовки атаки, и стрелкам осталось расчистить и расширить проходы. Эта задача была успешно выполнена, причем еще в темноте.

К 8.30 туркестанские стрелки преодолели все три оборонительные полосы, после чего сопротивление австрийцев прекратилось, и они начали сдаваться в плен целыми ротами. Передовые части наших головных полков дошли до артиллерийских батарей и захватили 12 орудий. Все это свидетельствовало об удавшемся тактическом прорыве. Австрийский источник подтверждал потерю нескольких сотен человек пленными и семи пулеметов. Русские данные фиксировали пленение свыше тысячи нижних чинов, 17 офицеров и захват нескольких пулеметов.

Но прорвавшиеся стрелки попали под комбинированный огонь с трех сторон – из-за Стрыпы и с флангов – с высот 382 (3–4 км) и 380 (2 км). Дальше пройти атакующие тоже не могли, так как наткнулись на тыловую линию обороны и так называемые отсечные (оплетенные проволочными заграждениями) позиции на флангах.

Около 10.00, сосредоточив на господствующих высотах резервы, австрийцы после мощной артиллерийской подготовки перешли в контратаку. В то же время три полка 43-й пехотной дивизии 2-го АК, назначенные для развития успеха туркестанцев, не смогли преодолеть заградительный огонь противника. Австрийская артиллерия отрезала прорвавшихся от резервов. Вспомогательная атака частей 26 и 43-й пехотных дивизий, наткнувшись на неповрежденное проволочное заграждение, захлебнулась.

Туркестанцы оказались в огневом мешке, простреливаемом насквозь со всех сторон. Ситуация усугубилась тем, что русская артиллерия, не скорректировав цели, накрыла своих же бойцов в захваченных австрийских траншеях.

Не успевшие окопаться, контратакуемые пехотой противника, после 10.30 стрелки начали отступать с занятой высоты, потеряв до тысячи человек пленными и бросив захваченные 12 орудий.

С уверенностью можно сказать, что если бы свежая бригада 16-го армейского корпуса, прибывшая 25 декабря, появилась там хотя бы несколькими часами раньше, высота 384 осталась бы за нами. Тем не менее атаки туркестанцев оттянули на себя армейский резерв противника – части 22 и 38-й гонведных пехотных дивизий.

Атака у Бобулинце – яркий пример мужества и героизма. Потери туркестанцев – 52 офицера, 3642 солдата (54% от численности соединения). Однако их действия – пример успешной ночной атаки и грамотной реализации фактора внезапности. Тщательная подготовка, использование опыта предшествующих боев дали себя знать – удалось осуществить полноценный тактический прорыв позиционного фронта противника. Причем это было сделано с минимальным расходом боеприпасов. Артиллерия, с одной стороны, обеспечила необходимые проходы в проволочных заграждениях противника, но то обстоятельство, что она не смогла сопровождать огнем наступающую пехоту и вести эффективную контрбатарейную борьбу, в значительной мере повлияло на конечный результат боя.

Все это было учтено в преддверии сражений 1916 года, а атаке у Бобулинце суждено остаться в истории образцом героизма русского солдата.

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация