Дальний с китайцем…
Позор Портсмутского мира между Россией и Японией, вступившего в действие в 1906-м, был смыт 14 августа 1945 года подписанием в Москве исторического договора «О дружбе и союзе» между СССР и Китаем на 30 лет. Наша страна восстановила свои арендные права на Ляодунском полуострове – в Дальнем (Даляне) и Порт-Артуре (Люйшуне), отошедших Японии в 1905-м.
Восстановление военно-политического форпоста России в регионе обеспечивало и безопасность Китая. Это оказалось особенно важно в годы агрессии США в Корее. Напомним, что американцы, имея под боком Порт-Артур и Дальний, не решились в 1951-м перейти корейско-китайскую и тем более корейско-советскую границы.

Многие положения договора 1945 года, в том числе по Порт-Артуру и Дальнему, в той или иной форме сохранились в договоре «О дружбе и взаимопомощи» СССР с КНР, подписанном опять же в Москве в 1950-м и действовавшем до апреля 1979-го, несмотря на политическую конфронтацию Москвы и Пекина во второй половине 50-х и на известные военные эксцессы на советско-китайской границе в конце 60-х.
Американский генерал Дуглас Макартур (командующий войсками в Корее в 1950–1951 годах), отмечал в 1956-м, что «с наличия арендных военных баз СССР в Дальнем и Порт-Артуре началось политическое поражение США в Китае и на севере Кореи».
Один из полководцев Великой Отечественной войны Главный маршал авиации А. Е. Голованов, отставленный со всех постов при Хрущеве, в 1953-м с горечью говорил, узнав о сдаче Порт-Артура: «Как можно это? Сколько людей там погибли... Это начало конца». А генерал М. А. Белоусов, служивший в Порт-Артуре, вспоминал, как Хрущев орал на одного из военных, противившихся досрочному уходу СССР из района Дальний – Порт-Артур: «Это политика царская, империалистическая. Кого же и от кого вы собираетесь здесь защищать? Ты мне лучше скажи, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа! Уйдете вы отсюда, уйдут и американцы».
Американцы, как известно, по сей день в регионе. Кстати, в США, судя по их СМИ, ожидали расторжения советско-китайского договора 1950 года в канун агрессии США во Вьетнам, но этого не случилось. Что, как сетовали в Вашингтоне, вынуждало ограничить свои действия. Но из Порт-Артура и Дальнего мы, повторим, ушли досрочно, в 1954–1955-м. Тем не менее центральная улица здесь по-прежнему носит имя Сталина, кладбища советских воинов всегда ухожены.
Огромное значение военного присутствия СССР в Порт-Артуре и Дальнем для защиты как Китая и Северной Кореи, так и советского Дальнего Востока неоднократно признавали Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, военное руководство КНР, основатель КНДР Ким Ир Сен. Хрущеву же так хотелось доверительных личных отношений с Мао, что почти за два года до печально известного доклада «О культе личности» он настоял-таки на досрочной эвакуации советских военных объектов с Ляодунского полуострова. Но добрый жест отнюдь не предотвратил раскола между Москвой и Пекином после «того самого съезда» («ВПК», № 7, 2016).
Тысячи советских воинов погибли и пропали без вести при освобождении Дальнего и Порт-Артура. Они, конечно, не могли знать, как сменившие Сталина руководители СССР поступят с этими стратегическими плацдармами. Но русские крепости на побережье Желтого моря и сегодня остаются великими символами победы над захватчиками и нашей дружбы с Китаем. Все это тем более важно, поскольку нынешняя военно-политическая ситуация в регионе во многом напоминает начало 50-х. Чего, например, стоит размещение ПРО США в Южной Корее.
Антология забытого
С Порт-Артуром попрощайся,
Получил большущий нос...
«Гром победы раздавайся,
Веселися, храбрый росс».
15 апреля 1906, журнал «Солдат», автор неизвестен
Источник: http://vpk-news.ru