Комендант Думбадзии — часть II
Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере.
Николаю II импонировало то, что Думбадзе в отличие от других, менее решительных губернаторов и градоначальников, не намерен заигрывать с революцией.
Государь дал понять «коменданту» Ялты, что одобряет его действия – в мае 1907-го Иван Антонович был пожалован чином генерал майора.
Иначе относились к нему не только революционеры, но и либералы, засевшие в Госдуме. В марте 1908-го группа октябристов внесла депутатский запрос о законности некоторых инициатив ялтинского градоначальника. Новоиспеченный генерал, ободренный монаршей поддержкой, ответил в своем духе, что он не намерен и впредь «миндальничать с либералами и леваками».
Короткая опала
Вскоре Дума была распущена, однако в дело включился Сенат. В правительство была направлена аналогичная жалоба на генерала. Она в итоге попала в Ялту. Думбадзе вернул ее авторам с припиской, что никакого Сената не знает и объяснений давать не будет, что у него нет чиновников для переписки: «Все бумаги пишу сам. Я человек военный, гражданских законов не знаю, действую по совести и по долгу службы охраняю царя и Родину. С негодяями буду бороться и впредь всеми находящимися в моем распоряжении способами».

Следует признать, что Думбадзе пользовался поддержкой не только государя, но и значительной патриотической части населения империи, в частности Союза русского народа (СРН). В Ялте находили прибежище и поддержку некоторые члены СРН и других правых монархических организаций, подозреваемые в преступлениях, совершенных в отношении лидеров леворадикальных группировок. Генерал терпеть не мог либералов, а они ему платили тем же. Избавиться от градоначальника с чрезвычайными полномочиями пытались неоднократно, но монаршее покровительство не позволяло.
Несколько омрачило карьеру участие в антираспутинском заговоре. Излишне доверчивый генерал полагал, что любимого государя необходимо спасти от лжестарца, о котором в то время ходили самые невероятные слухи, и Думбадзе во время пребывания августейшей семьи летом 1912 года в Ливадии предложил Николаю II свои услуги.
Император терпеть не мог, когда вмешиваются в его личные и семейные дела, и на некоторое время отстранил Думбадзе от должности ялтинского градоначальника. Опала, впрочем, была недолгой. В конце года генерал вернулся в Думбадзию, как в шутку окрестили тогда некоторые газеты Ялтинский округ, – в воздухе снова пахло грозой, а верных и решительных людей катастрофически не хватало.
Как многие монархисты, он был противником вступления России в войну. По этому поводу писал своему товарищу – главе СРН Александру Дубровину: «Пошли, Господь, нашему обожаемому царю уберечь свое царство от войны, хотя надо быть готовым к ней, ибо никто не знает, что будет завтра. Боюсь, что мерзавцы… вновь воспользуются… если будет война и натворят массу гадостей…»
Годы брали свое, сказались полученные в боях с крамолой ранения – Иван Антонович, никогда не щадивший живота на службе Богу, Царю и Отечеству, серьезно заболел. Операция и долгое лечение не дали результата. В возрасте 65 лет после продолжительных и тяжких страданий генерал скончался в Ливадии, где и был похоронен со всеми полагающимися почестями. В одном из некрологов отмечалось: «Человек настоящего русского склада, генерал Думбадзе твердо верил в жизненность и силу русских начал, которые всегда охранял и защищал всеми зависящими от него мерами».
Исторический факт: несправедливо забытый нами земляк самого известного грузина Иосифа Джугашвили гораздо раньше него был назван истинно русским человеком.
Андрей ИвановИсточник: http://vpk-news.ru