Непредсказуемый сосед
Попытка военного переворота в Турции может быть связана с ожидаемым быстрым улучшением отношений с Россией. Примечательно в этой связи, что примерно за шесть часов до начала переворота премьер-министр Йылдырым Бинали заявил о готовности возобновить реализацию совместного проекта «Турецкий поток». Анкара также намерена обсуждать возобновление строительства АЭС «Аккую» на юге страны.
Пантюркистско-исламистские настроения всегда были характерны для турецкой военной элиты, которая, напомним, неоднократно захватывала власть в середине – второй половине ХХ века. А недавние «замирения» Анкары с Россией и Израилем вполне могли вызвать у армейской верхушки подозрения, что власти страны круто меняют политический курс. Тем более что в 2014–2015 годах многие представители турецкого генералитета, недовольные растущим прозападничеством властей, были сняты со своих постов и большинство из них арестованы. Кстати, недавний вывод войск из иракского Курдистана тоже вызвал недовольство многих в военной элите Турции.

Аналитик Хиляль Сабах 15 июля отмечал: «После того как Израиль, который атаковал судно «флотилии свободы» «Мави Мармара» (следовавшее из Турции в сектор Газа в конце мая 2010 года. – А. Б.) и убил десять турецких граждан, но потом выполнил большую часть условий, Турция помирилась с ним. В тот же день она начала приводить в порядок отношения с Россией и направила письмо, выражавшее sorrow за уничтожение российского самолета». Такая, скажем, «одновременность» вполне могла переполнить чашу терпения значительной части турецких военных. Вдобавок в связи с состоявшимся признанием Германией факта геноцида армян в Турции в начале ХХ века некоторые военные и политические деятели страны обвиняли Эрдогана в неспособности отстаивать престиж страны.
Характерно высказанное 28 июня мнение исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева: «Гражданская война на юго-востоке (боевые столкновения с повстанцами турецкого Курдистана. – А. Б.), неконтролируемая граница, через которую почти свободно проходят террористы, и как следствие постоянные теракты, добравшиеся уже до Стамбула и Анкары, говорят о том, что страна совершенно не готова к приему туристов. Более того, у нас есть информация, что там фиксируется серьезный рост антироссийских настроений. Политическая напряженность и истерия местных СМИ сильно подогрели градус, вследствие чего у части местного населения сформировалось негативное отношение к гражданам России. Мы не имеем фактов в виде нападений, но, вне всякого сомнения, угроза существует».
Небезынтересно и то, что попытка переворота в Турции перекликается по времени с внутриполитическим кризисом в союзной России Абхазии в связи с референдумом о доверии ее президенту Раулю Хаджимбе. Известный политолог Александр Чачия уверен, что «проведение таких мероприятий, как референдум, выборы, всегда сопряжено с риском. Надо учитывать, что у Анкары есть свои интересы в регионе и рычаги влияния на ситуацию». Среди них едва ли не важнейшим является то, что численность абхазской диаспоры в Турции минимум вдвое больше населения самой республики.
Предварительный итог: турецко-российские отношения снова могут стать труднопредсказуемыми.
Источник: http://vpk-news.ru