Богословие против ваххабизма
Участившиеся в последнее время сообщения о террористических актах и не прекращающейся контртеррористической операции в Дагестане на фоне растущей угрозы исламского терроризма по всему миру, связанной с деятельностью запрещенной в России ИГИЛ*, заставляют с тревогой следить за происходящим в этой северокавказской республике.
В то же время говорить о «сирийском сценарии» в республике преждевременно. Сейчас на руку террористам очень сильно играют политические распри внутри республиканской власти. Регулярно сменяются чиновники и силовики. Однако новые люди при всем желании не могут сломать устоявшиеся коррупционные связи между условным ваххабитским подпольем и теми или иными представителями власти. Я намеренно называю это подполье условным, потому что зачастую в некоторых районах ваххабиты даже не скрываются. Бороться с терроризмом было бы проще, если бы ситуация здесь была бы хотя бы частично похожа на ситуацию в Чеченской республике, где присутствует консолидированная власть и отсутствует раскол элит. Однако сейчас до этого, к сожалению, очень далеко.
Очень часто проповедники радикального исламизма получают образование за рубежом. При этом мы даже не пытаемся создать собственную, российскую Исламскую богословскую школу. Необходимо, чтобы кто-либо из региональных лидеров проявил волю и заинтересованность в этом вопросе, предпринял шаги по созданию системы образования и воспитания молодых проповедников нашей, российской школы Ислама. Аналогичные собственные школы есть во многих странах Европы: Британии, Германии, Италии, даже в скандинавских странах. При этом Россия, с ее сильными богословскими традициями и множеством мусульманских народов не предпринимает никаких шагов в этом направлении.
Сейчас практически во всех северокавказских республиках идет упорная борьба между сторонниками навязанной извне идеи Кавказской Уммы и сторонниками традиционного для этих регионов Ислама. Насколько эффективно ведется эта проповедь на федеральном и региональном уровне, зависит от местных властей. В том же Дагестане эти процессы тормозит все то же отсутствие консолидации элит и коррумпированные связи между представителями бюрократии и террористами.
Многие жители республики и эксперты возлагают вину за происходящее в Дагестане на главу республики Рамазана Абдулатипова. На мой взгляд, это неправильно. Все эти процессы идут очень давно, и дагестанские элиты также сформировались не вчера. Напротив, я полагаю, что Абдулатипов делает все, что может, для изменения ситуации к лучшему.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.