У Кишинева сохранился потенциал для сближения с Москвой
Прошедший год был для правящего в Молдове альянса «За европейскую интеграцию» чрезвычайно важным. Состоявшееся в ноябре в Вильнюсе парафирование соглашения об ассоциации с Европейским союзом позволило заявить о существенных успехах проводимой в стране политики и необратимости «европейского пути». Но ситуация далеко не столь однозначна.
Мнение, что молдавское общество и политические партии единодушны в стремлении к евроинтеграции, распространено и в России. Между тем, многочисленные социологические исследования («Интеграционный барометр» Евразийского банка развития, опросы Социологической исследовательской компании и Branding Forum, Института маркетинга и опросов IMAS, «Барометр общественного мнения») показывают совсем иную ситуацию. За вступление Молдовы в Таможенный союз выступают от 46 до 54% респондентов, в то время как за присоединение к ЕС - от 42 до 55% опрошенных. Кроме того, согласно данным Института публичных политик, негативных последствий от присоединения страны к Евросоюзу ожидает почти 40% населения, тогда как лишь 35% ждут того же от вступления в ТС. По мнению же наиболее популярной в стране Партии коммунистов, необходимо говорить не об интеграции, а лишь о «европейской модернизации» страны. Именно такой путь развития, согласно молдавской оппозиции, позволит совместить европейские устремления с присоединением к ТС.
Можно добавить, что самым популярным иностранным политиком в Молдове является сегодня не кто иной, как Владимир Путин - согласно данным «Барометра общественного мнения», ему доверяет порядка 65% граждан Молдовы, что в два раза выше аналогичных показателей президентов США и соседней Румынии. При этом текущей властью, провозгласившей евроинтеграцию своей ключевой задачей, недовольны около 80% жителей страны, а более 70% населения считают, что страна движется в ошибочном направлении.
Следует отметить, что на этом фоне евразийский вектор интеграции Молдовы приобретает все более существенное значение и для политической обстановки в самой стране. Так, в Гагаузии (автономная территориальная область в составе республики) намерение провести консультационный референдум об отношении населения региона к Таможенному союзу привело к ряду серьезных скандалов, вылившихся в итоге в конфронтацию местной власти и официального Кишинева.
Признают популярность идеи евразийской интеграции и в Европе. Говоря о риске смены внешнеполитических ориентиров страны в направлении ТС и необходимости высоких затрат со стороны ЕС для проведения реформ в молдавском обществе, эксперты европейского совета по внешним связям предостерегают об угрозе вмешательства России в «последнюю оставшуюся историю успеха Восточного партнерства». По их мнению, в 2014 году может быть использован целый спектр рычагов, от финансовых до политических, для усиления давления на Молдову. Среди инструментов влияния называются поставки энергоресурсов, трудовые мигранты, приднестровский вопрос, а также эмбарго сельскохозяйственной продукции. Солидарны с европейскими экспертами и власти Молдовы, представляющие в роли своего главного противника именно Россию.
Любопытно, что, вопреки всем опасениям, о существенном давлении на Молдову со стороны российских властей сказать сложно. Винное эмбарго не получило какого-либо логического развития, а нововведения в миграционном законодательстве о пребывании на территории РФ сроком не более 90 суток в течение полугода носят глобальный характер (несмотря на то, что с момента введения закона от 7 до 20 тысяч молдаван не смогли въехать на территорию России). Действующее же соглашение о поставках в республику газа осенью 2013 года было продлено еще на год. Кроме того, неясной остается и позиция Москвы касательно перспективы участия Молдовы в ТС, что размывает саму идеологию евразийской интеграции в республике. Туманные заявления не удовлетворяют местное население, одновременно позволяя противникам идеи евразийской интеграции взваливать на Россию некий моральный долг за бедственное положение страны.
Не зная, каких действий ожидать с российской стороны, молдавские эксперты сходятся в одном: у Москвы в последнее время «попросту нет плана действий» в данном регионе. Совсем иначе ведет себя соседняя Румыния. Регулярные встречи представителей политической элиты Кишинева и Бухареста на протяжении 2013 года чередовались с заявлениями президента Траяна Бэсеску о «румынской идентичности» Молдовы, «стратегической задаче объединения двух стран» и «намерении вмешаться во внутреннюю ситуацию в республике для противостояния попыткам увести ее с европейского пути». В предвыборный для Кишинева 2014 год подобная активность будет лишь возрастать (некоторые румынские лидеры считают выборы в молдавский парламент не менее значимым событием, чем волеизъявление в собственной стране). Интенсивное участие в политической жизни Молдовы ожидается и со стороны «чиновников из Брюсселя», с целью максимально ослабить на предстоящих парламентских выборах наиболее лояльные в отношении России партии. Правда, некоторые действия со стороны Европы вызывают много вопросов даже в молдавском обществе. К примеру, широко растиражированное заявление об открытии европейских рынков для молдавских вин выглядит странно с учетом неспособности молдавских производителей в полном объеме осваивать квоты, выделяемые им на протяжении нескольких лет.
На этом фоне дальнейшее бездействие со стороны России может привести к весьма плачевной ситуации во всем регионе - о неконтролируемых последствиях, связанных с реакцией всего молдавского общества, предостерегает и лидер Приднестровья Евгений Шевчук.
Несмотря на существенное охлаждение диалога в последние годы, у Кишинева все еще сохранился серьезный потенциал для сближения с Москвой. Главный вопрос двусторонних отношений в 2014 году - примет ли Россия это во внимание.
Источник:mgimo.ru