Полыхнет ли в Закавказье?
Очередная встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева может состояться в феврале, сообщил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Джеймс Уорлик. В последний раз президенты после долгого перерыва встретились в ноябре прошлого года, и, по информации сопредседателей Минской группы, договорились "придать импульс" дальнейшим переговорам по Нагорному Карабаху, направленным на "достижение мирного урегулирования".
В переводе с дипломатического языка это означает, что в ближайшее время стороны не собираются воевать, и попытаются хоть как-то договориться или хотя бы оттянуть военную развязку. Некоторое время они действительно не слишком раздражали друг друга, но в последние дни, то есть незадолго до очередного раунда переговоров Саргсяна и Алиева, ситуация резко изменилась.
Во-первых, на встрече с переселенцами в Гяндже Алиев заявил, что азербайджанцы должны возвратиться на все свои исторические земли. "Если мы посмотрим на не такую уж далекую историю, статистику (?) XIX века, то увидим, что территория проживания азербайджанцев была очень большой. Нынешняя Армения - это на самом деле историческая земля Азербайджана. Поэтому в будущем мы возвратимся на все исторические земли. Это должны знать и молодежь, и дети. Мы должны жить, живем и будем жить этой идеей", - цитирует Trend президента Азербайджана.
А буквально накануне заявления Алиева армянские официальные источники распространили информацию, в соответствии с которой диверсионные группы Вооруженных сил Азербайджана попытались проникнуть на территорию Нагорного Карабаха, но "были отброшены на исходные позиции, понеся потери". В перестрелке погиб и младший сержант Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики Армен Ованнисян. В свою очередь, Минобороны Азербайджана заявило об обстреле карабахской стороной участников мониторинга линии соприкосновения азербайджанских и карабахских войск, проводимого миссией ОБСЕ
По информации министра обороны Армении Сейрана Оганяна, перестрелки участились не только на границе НКР, но и Армении. Армянская сторона, сказал он, на беспорядочные выстрелы не отвечает, и реагирует только на снайперские и упорядоченные обстрелы. Вообще же, заявил министр, напряженность на линии соприкосновения достигла апогея: "Еще никогда так много не стреляли".
На фоне всей этой пальбы и возросших территориальных аппетитов Азербайджана в конце прошлой недели в Париже состоялась встреча глав МИД Армении, Азербайджана и сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Надо полагать, многостороннее рандеву с французским "флером" прошло в рамках подготовки переговоров президентов Армении и Азербайджана.
По сообщению пресс-службы МИД Армении, министр Эдвард Налбандян обратил внимание сопредседателей на "резкое нагнетание Азербайджаном напряженности на границе с Арменией и на линии соприкосновения с Арцахом (Нагорный Карабах - прим. ред.), грубое нарушение этой страной режима прекращения огня, звучащие в Азербайджане на самом высоком уровне милитаристские заявления, содержащие территориальные претензии к Армении". Шеф армянского внешнеполитического ведомства также подчеркнул, что "провокационный характер" действий Азербайджана наносит серьезный удар по переговорному процессу.
Но, строго говоря, поступательного движения в этом самом процессе нет, и он все больше приобретает характер политической тусовки политиков Армении, Азербайджана и сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ. Азербайджан уже не скрывает своего раздражения деятельностью международной посреднической структуры. "Оккупация азербайджанских земель продолжается. Время проходит, а конфликт до сих пор не урегулирован. Надежды людей угасают. Поэтому вполне справедливо недовольство деятельностью посредников", - заявила вице-спикер азербайджанского парламента Бахар Мурадова.
Недовольны Минской группой и в Ереване. Впрочем, здесь есть претензии и к собственно армянской дипломатии, и к переговорному процессу с Азербайджаном как таковому. "Какие переговоры можно вести с противником, который ежедневно стреляет и убивает твоих солдат? С противником, который не скрывает, что будет стрелять, пока армяне не пойдут на уступки", - задается вопросом армянское оппозиционнное издание Lragir.
По его пояснению, "В основу карабахского конфликта изначально была заложена защита жизни, безопасности и прав. Впоследствии эта цель была оттеснена на второй план, а фасад заняли интересы великих держав. Армянская дипломатия, забыв о национальном интересе, пытается лавировать в фарватере чужих выгод. Но такое лавирование не может привести к удовлетворению наших интересов. Посредники обязаны выступить с официальным заявлением по поводу вопиющего инцидента (на границе - прим. ред.). В противном случае станет очевидно, что они либо заинтересованы в эскалации напряжения, либо поддерживают азербайджанскую сторону - в ущерб армянских интересов". Вообще же, подчеркивает издание, Еревану следует выдвигать условия, при которых он согласится вести переговоры.
Но, вероятно, стороны все еще склонны создавать видимость переговоров, поскольку ни Ереван, ни Баку, ни их покровители в Москве и Вашингтоне к военному обострению ситуации в регионе не готовы. Поговаривают, кстати, что Минская группа ОБСЕ готовит новые предложения по урегулированию, которые могут устроить все заинтересованные стороны, и надо только немного подождать. Однако в чем состоит суть "прорывных" решений, не оглашается.
Скорее всего, неготовность сторон к компромиссу (но и к военному решению конфликта - тоже, поскольку он способен вылиться в большую войну на Южном Кавказе), во многом обусловлена новыми реалиями на евразийском пространстве, включая Каспийский регион. С ними придется считаться и Баку, и Еревану, и Ближнему Востоку, и Вашингтону с Брюсселем. Утверждает эти новые реалии Россия, всерьез занявшаяся укреплением и распространением своего влияния в регионе, в том числе, за счет расширения Таможенного союза.
Скоро в него вступит Армения. То есть, она станет не просто республикой Южного Кавказа, а членом довольно мощного объединения во главе с Россией, гарантирующей безопасность. Следующими участниками ТС станут Киргизия и Таджикистан. Заинтересованность в, как минимум, плотной смычке с ТС озвучили многие страны, включая Индию, Сирию, Вьетнам, враждующие Иран и Израиль, и т.д.
Кроме того, есть все основания полагать, что Таможенный союз рассматривает перспективу участия в нем Нагорного Карабаха. Во всяком случае, президент Белоруссии - страны-учредителя ТС - Александр Лукашенко вряд ли только для "красного словца" обмолвился о возможности рассмотрения вступления в союз Нагорного Карабаха и других непризнанных республик на территории постсоветского пространства.
Изменил геополитические расклады и ситуацию с безопасностью в регионе и Иран - опять же при непосредственном участии России. Снятие с него санкций США и ЕС, полагают аналитики оппозиционного армянского издания Zhamanak, положило начало "переломному процессу" в Кавказском регионе: "Конечно, это однозначно благоприятная тенденция для Армении, поскольку самоуверенный Тегеран станет фактором, сдерживающим региональные амбиции Турции и Азербайджана".
Кстати, по сообщениям СМИ, Турция и Азербайджан устанавливают единую радарную систему "свой-чужой" для распознавания систем ПВО, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. Ранее сообщалось о намерении Азербайджана и Турции создать единую армию. А Россия формирует с Арменией единую систему ПВО. Кроме того, российская военная база в армянском городе Гюмри и собственно армянская армия оснащаются наисовременнейшей военной техникой, в то время как, по данным азербайджанских источников, РФ продает в Азербайджан морально устаревшее вооружение. Напомним также, что речь идет о дислокации на армянской территории военных структур ОДКБ.
Вернемся, однако, к точке зрения оппозиционных армянских аналитиков. Как пишет Zhamanak, Россия "пытается вести собственную игру с турецко-азербайджанским фактором, исходя из собственных интересов. И эти игры очевидным образом противоречат интересам Армении, тем более, что исторические прецеденты свидетельствуют о трагических для Армении финалах". "Самым тревожным" названо то, что "Армения, по сути, поставила себя вне возможностей вовлечения в международные сценарии, передав все эти возможности "сценарной школе" России".
Этой самой "школы" боятся и в Баку, хотя некоторые аналитики в Закавказье допускают, что Россия может сдать Карабах Азербайджану в случае, если последний согласится вступить в Таможенный союз, заключить с Азербайджаном выгодные для РФ нефтегазовые сделки, и вообще пойти по пути "русификации" республики. В противном случае Москва будет "шантажировать" Баку "большой войной" за Карабах.
Война - ни большая, ни малая - Армению определенно не устраивает. Президент Саргсян, по его же словам, "не видит вероятности возобновления военных действий в обозримом будущем". "Однако если нас принудят, мы будем вынуждены сражаться", - сказал он. Президент заверил: "Боевая готовность нашей армии на достаточно высоком уровне. Оснащенность наших позиций соответствует сегодняшней ситуации".
Но даже если б Саргсян не лукавил - ведь численность, оснащенность и денежные возможности азербайджанской армии значительно превосходят аналогичные возможности армий соседних Грузии и Армении - вопрос сражаться или не сражаться зависит не только от Еревана и Баку. Его, в основном, будут решать тяжеловесы мировой политики, пытающиеся выстроить собственные системы безопасности в регионе.
В аналитическом сообществе бытует мнение, что до сих пор регион живет в соответствии с системой безопасности, выстроенной США, и далеко не удачно. Но в последнее время Южный Кавказ и прилегающие к нему регионы все больше становятся зависимыми от российского фактора, от создания и внедрения ею новых, адекватных текущему и перспективному политическому моменту сдержек и противовесов.
Вопрос сейчас в том, насколько гибкой будет внешнеполитическая стратегия Москвы в новых условиях, и как далеко она может зайти в дипломатическом и военно-политическом упрямстве. Или, напротив, в компромиссах.
Источник:rosbalt.ru