Пенсионный блеф: о новых законопроектах
Российское правительство 17 октября одобрило пакет законопроектов о пенсиях.Рассмотрение этого вопроса проходило, как это нередко у нас бывает, в режиме спецоперации. В своем вступительном слове в начале заседания премьер Медведев даже словом не обмолвился о том, что такой вопрос внесен в повестку дня. Он анонсировал обсуждение перспектив развития внутренних водных путей Российской Федерации, заслушивание программы развития Сибири и утверждение новой программы госгарантий в области здравоохранения (оставим в стороне вопрос о том, что в федеральном бюджете следующего года расходы на эти цели снижаются). А вот о принятии изменений в пенсионной системе он не упомянул. Даже в стенограмме заседания, выложенной в тот же день на сайте правительства, ни доклада по этому вопросу, ни его обсуждения не оказалось.
Чтобы принятие радикальных изменений в пенсионное законодательство не имело совсем уж непристойный вид какого-то тайного заговора правительства против народа, министр труда Максим Топилин дал брифинг для журналистов, на котором пообещал "после внесения законопроектов в Думу обязательно очень активно всё это продолжать разъяснять". Между прочим, законопроекты в Думу уже внесены – где же разъяснения? А ведь речь идет о сфере, очень чувствительной для десятков миллионов наших граждан.
Что же поведал по поводу принятых законопроектов профильный министр?
"Правительство одобрило проекты законов "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона "О страховых пенсиях". Это пакет, который связан с так называемой пенсионной формулой", – сказал Топилин.
Напомним, что самая, пожалуй, значительная новация пенсионной реформы заключается именно в новой пенсионной формуле, согласно которой права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах, иначе говоря, в баллах. А баллы будут выводиться, исходя из уровня заработной платы, стажа, возраста выхода на пенсию, а также из "соотношения доходов и обязательств ПФР". Как заявляют чиновники, регулируя стоимость условных единиц, можно достичь сбалансированности бюджета ПФР, что невозможно при текущей системе (увы, но многие эксперты обвиняют их во лжи).
Максим Топилин на брифинге отметил, что средняя пенсия в России в связи с принятием новой пенсионной формулы составит к 2030 году 2,5 прожиточных минимума пенсионера, как и было заложено в стратегии пенсионного развития. А затем министр начал говорить странные вещи: он подчеркнул, что индексация сохраняется в прежнем виде, то есть будет индексироваться и базовая, и страховая часть, сначала по инфляции, а потом рассчитываться на доходы ПФР. Однако последнее объявленное обстоятельство говорит о том, что в прежнем виде, когда привязки к доходам ПФР не было, индексировать по-прежнему уже не получится.
Заявление же подчиненных Топилина о том, что пенсия россиян, которые будут к 1 января 2015 года иметь трудовой стаж, рассчитают сразу по двум формулам, вообще сложно понять. Как уверяют чиновники Минтруда, старые пенсионные права будут считать по старой формуле, а затем они будут с помощью конвертации переведены в баллы. "Пенсионный фонд России будет считать пенсию на 1 января 2015 года ровно по тем же правилам, которые действуют сегодня. Это означает, что у тех лиц, которые хотя бы один год стажа имеют до 1 января 2015 года, у них эти права будут считаться по действующей формуле", – отметили представители ведомства. По их словам, уже сегодня можно узнать в Пенсионном фонде размер своего расчетного пенсионного капитала. Сумму расчетного пенсионного капитала необходимо разделить на ожидаемый период дожития (19 лет), таким образом, получится страховая пенсия в рублях. Затем размер полученной страховой пенсии необходимо разделить на конвертационный коэффициент, который равен 64 рублям, и тогда получится сформированное человеком количество пенсионных баллов, опять же на 1 января 2015 года.
Тут можно задать вполне резонный вопрос: а что делать с этими баллами? Ведь стоимость баллов будет устанавливаться ежегодно в зависимости от соотношения доходов и обязательств ПФР. Между прочим, очень хотелось бы узнать: если в каком-то году стоимость балла окажется меньше, чем в предыдущем, значит ли это, что размер пенсии на этот год тоже уменьшится?
Но в Минтруда такими вопросами не задаются.
И председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов тоже излучает оптимизм: "Грядущие изменения – в интересах и нынешних пенсионеров, и будущих. Интересы нынешних пенсионеров – чтобы их пенсия не уменьшалась. При всех изменениях, пересчетах, те права, которые заработаны, не уменьшаются. А в интересах будущих пенсионеров – сбалансированность пенсионной системы, это означает, что их права будут гарантированы. То есть средств будет поступать ровно столько, сколько будет необходимо для обеспечения прав".
Но вот заместитель директора Института прикладных экономических исследований ЦСР Татьяна Омельчук считает по-другому. А она знает о новой пенсионной формуле не меньше Топилина и Дроздова. Являясь одним из основных экспертов рабочей группы, имея 15-летний опыт расчетов в области пенсионного страхования, Омельчук вышла из состава разработчиков, не согласившись с новыми принципами начисления пенсий.
Излагая журналистам причины, подвигнувшие ее на такой шаг, она заявила, что отказалась врать: "Президенту сделали великолепные слайды, расчеты на которых были исходя из условий, что все самозанятые выходят из тени, а "досрочников" вообще. Вот и получилось, что размер средней пенсии достигает 45 % от уровня заработной платы. Но это же вранье, такого никогда не будет".
Более того, по мнению Омельчук, снизить дефицит Пенсионного фонда при таком порядке начисления пенсий невозможно. А в условиях большого дефицита ПФР увеличение пенсий возможно только при перераспределении денег от одних пенсионеров к другим. Проще говоря, чтобы увеличить пенсии людям, которые дольше работают, необходимо будет урезать ее тем, кто отработает положенный срок.
Топилин на брифинге вновь, как заклинание, повторял, что пенсионный возраст увеличен не будет, но государство будет стимулировать более поздний выход на пенсию.
Разумеется, если на пенсию, заработанную к 55-ти и 60-ти годам, прожить окажется невозможно, это будет мощный стимул для продолжения работы. Тем более, что механизм индексации базовой части пенсии по инфляции приведет к тому, что доля базовой части пенсии будет значительно снижаться. А вместе с ней будет реально снижаться и вся пенсия, вопрос лишь в том, насколько.
Есть и еще один крайне неприятный момент: расчеты новой пенсионной формулы непрозрачны, и это утверждают не только эксперты, но и работники профильных ведомств, когда общаются с журналистами на условиях анонимности. Разработчики грешат "подкручиванием" ее показателей в ручном режиме. Так, за полгода снизилась стоимость коэффициентов и баллов, на основе которых будет рассчитываться индивидуальная пенсия.
Разумеется, при таких условиях правительству невыгодно, чтобы информация о новых законопроектах стала известна широкой публике в полном объеме. Отсюда и практически тайное их принятие на заседании кабинета министров.
Однако, как известно, все тайное становится явным. А в вопросах, затрагивающих подавляющее большинство граждан страны, это просто неизбежно. И тогда реакция общества на очередной обман может оказаться куда жестче, чем рассчитывают в правительстве.
Олег КОНЮХОВ