Планы Минтруда противоречат определениям Конституционного суда
Работающие пенсионеры, если их лишат перерасчета пенсий, с большой долей вероятности смогут найти поддержку КС
Эксперты нашли слабое место в планах Минтруда отменить с 2015 года перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Несколько лет назад Конституционный суд (КС) дважды отменял аналогичные нормы законодательства, умаляющие права пенсионеров. Если ведомство не откажется от нормы, а представители профсоюзов, как и обещают, обратятся в высшую судебную инстанцию, то она будет вынуждена встать на их сторону. Впрочем, в качестве заявителя может выступить любой гражданин, чьи права окажутся ущемленными.
Заведующий кафедрой социального обеспечения Академии труда и социальных отношений (АТиСО), бывший статс-секретарь, замминистра здравоохранения и соцразвития Юрий Воронин подготовил заключение на законопроект Минтруда о страховых пенсиях. В документе отмечается, что новейшая история знает два прецедента, когда в аналогичных случаях высшая судебная инстанция выносила решение в пользу пенсионеров.
Как писали «Известия», Минтруда с 2015 года предлагает отменить ежегодный перерасчет пенсий всем работающим пенсионерам. Это означает, что у них перестанет увеличиваться размер страховой части трудовой пенсии по старости, несмотря на то что за них продолжают уплачиваться страховые взносы. Как пояснили в Минтруда, пенсия должна замещать утраченный заработок, но работающие пенсионеры заработок не утратили. Так чиновники нашли источник финансирования более позднего добровольного выхода на пенсию, предусмотренного новой пенсионной формулой.
Как пишет в своем заключении Юрий Воронин, предложенная Минтруда мера призвана побудить (а фактически заставить) пенсионера отказаться от получения трудовой пенсии в период продолжения им трудовой деятельности (это рассматривается в качестве альтернативы повышению пенсионного возраста). По словам Юрия Воронина, сомнение вызывает правомерность отказа в перерасчете. Он отмечает, что ситуация очень похожа на те, которые ранее уже рассматривались КС.
В первом случае речь идет об определении Конституционного суда от 24 мая 2005 года № 223-О. Тогда в суды общей юрисдикции с жалобами обратились индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся военными пенсионерами. Они обжаловали законоположения, согласно которым за них работодатель обязан уплачивать взносы в ПФР, но при этом они лишены права получать трудовую пенсию, поскольку действует норма о невозможности одновременного получения военной и трудовой пенсий. Схожесть этой ситуации с предложением Минтруда состоит в том, что страховые взносы за работника уплачиваются, пишет Воронин, а право или возможность учесть эти взносы при его пенсионном обеспечении отсутствует.
Конституционный суд тогда встал на сторону пенсионеров, признав, что существовавшее положение вещей обессмысливает их включение в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Такое регулирование нарушает ряд статей Конституции, приводит к необоснованному финансовому обременению, неправомерному лишению их части законно заработанного.
Второй случай обращения пенсионера в КС вылился в определение Конституционного суда от 11 мая 2006 года № 187-О. Тогда военный пенсионер Вячеслав Наумчик оспорил конституционность п. 2 и 3 ст. 3 закона «О государственном пенсионном обеспечении», согласно которым распространение ОПС на военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, не влекло предоставления им равноценного возмещения в виде трудовой пенсии. КС подтвердил правовую позицию, ранее закрепленную в определении от 24 мая 2005 года, согласно которой взимание с пенсионеров в период их работы страховых взносов требует от законодателя гарантирование им возможности реализации пенсионных прав на равных условиях с иными застрахованными лицами.
— КС четко и однозначно сформулировал свою правовую позицию, согласно которой включение работника в систему ОПС и уплата работодателем страховых взносов за работника в ПФР неизбежно должны порождать пенсионные права у такого работника: включение в страховой стаж соответствующего периода работы независимо от ее характера и право на периодический перерасчет размера пенсии с учетом начисленных страховых взносов, — говорит Юрий Воронин.
Лидеры профсоюзов говорят, что намерены бороться против отмены перерасчета.
Как сообщил «Известиям» председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, в настоящее время идут постоянные переговоры и споры с Минтруда, ПФР и правительством по поводу пенсионной формулы.
— На этих этапах мы будем активно отстаивать свою позицию, — пообещал Шмаков. — В настоящее время, помимо предложения Минтруда об ограничении права на перерасчет, замечания есть и к другим положениям последнего варианта пенсионной формулы, которая заметно отличается от того, что было предложено год назад. Год назад мы поддерживали ее концепцию. Но поскольку она серьезно деформировалась, у нас есть много вопросов.
Президент Конфедерации труда России (КТР) Борис Кравченко указал, что отказ от перерасчета ухудшит социальное положение большой группы наемных работников, которые в связи с тем, что сначала работали в советское время, а затем в переходный 20-летний период, серьезно недополучали зарплату за свой труд, поэтому и так были ущемлены в правах.
В связи с тем, что государство не смогло в полной мере обеспечить их пенсионные права, говорит Кравченко, эти люди вынуждены работать для того, чтобы поддерживать нормальный образ жизни. Долгое время указанная группа работников одновременно и трудилась и получала пенсию. В КТР настаивают, что подобная ситуация должна сохраняться и впредь.
Кравченко подчеркнул, КТР собирается приложить все усилия, чтобы отменить норму, позволяющую отказаться от перерасчета пенсии работающим пенсионерам. Определения КС в этом смысле дают серьезные основания думать, что если профсоюзы или пенсионеры обратятся с заявлением снова, то их позиция будет поддержана. А КС вправе отменить закон или любой нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Константин Сасов говорит, что Конституционному суду будет тяжело отступить от своей позиции.
— В законе о КС есть норма, согласно которой изменение им правовой позиции возможно только совместным решением двух палат, — поясняет юрист. — Для изменения позиции должны быть очень серьезные основания, и ухудшение экономической ситуации к ним не относится. Но в российских условиях при наличии политической воли на то или иное решение КС проявляет гибкость. Но в отношении пенсионеров он вряд ли пойдет на изменение позиции, поскольку это основной электорат.
По словам заместителя завкафедрой социального обеспечения АТиСО Дениса Рогачева, крайне высок риск не только факта обращения, но и факта выигрыша, поскольку это касается миллионов людей.
— Я предполагаю, что КС снова встанет на сторону застрахованных лиц, — считает он. — По проблематике социального обеспечения и трудового права КС свою позицию, как правило, не меняет. Связано это может быть с тем, что у нас отсутствуют внятно сформулированные принципы социального обеспечения, поэтому КС вынужден самостоятельно их формулировать по отдельным делам.
Это значит, говорит Рогачев, КС выступает как сотворец права, который вместе с учеными формулирует постулаты этой некодифицированной отрасли права. Поэтому ему сложно будет отказаться от выводов, которые были им сделаны несколько лет назад: Конституция в части гарантий прав на социальное обеспечение не изменилась.
В пресс-службе Конституционного суда сообщили, что не могут дать ответы на вопросы «Известий» о планах правительства, поскольку законодательство запрещает судьям публично высказывать свое мнение о вопросе, который впоследствии может стать предметом рассмотрения в КС РФ.
— Это требование обеспечивает защиту беспристрастности и непредвзятости судей, — объяснили в КС.