Есть ли промахи в пенсионной реформе?
Несколько дней назад из стана российского правительства пришла новость о том, что власти при наличии активной помощи специалистов из Высшей школы экономики и РАНХиГС всё-таки определились с пенсионной реформой и нашли тот путь, по которому теперь пойдут пенсионные изменения в России. Перед широкой общественностью выступила вице-премьер Ольга Голодец, объявившая россиянам самую главную новость: пенсионный возраст повышаться не будет.
После такого выступления федерального чиновника многим бы выдохнуть: хорошо, мол, никаких 58 лет вместо 55-ти для женщин и никаких 63-х вместо 60-ти лет для мужчин теперь не будет –троекратное ура! - выход на заслуженный отдых останется на прежних возрастных позициях (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет). Но потом оказалось, что если так, то это не совсем стыкуется с самим понятием «реформа». Реформа есть перемены. А какие же в этом случае перемены?.. К реформаторскому почину решили присмотреться повнимательнее и представителей чиновничьего аппарата попросили разъяснить те изменения, которые всё же коснутся выплат пенсии с января 2015 года.
Перед тем как к этим пояснениям перейти, необходимо рассмотреть подробнее ситуацию, которая вообще привела к необходимости проведения реформационных процедур. Количество россиян, которые получают различные виды пенсий, в последние годы перевалило за 40 миллионов человек. Это почти 28% от общего числа россиян. Учитывая средний уровень безработицы и число людей, которые ещё не вошли в так называемый экономически активный возраст, получается примерно следующая картина: на каждого работающего россиянина приходится один пенсионер. Такого соотношения числа работающих и числа пенсионеров (пенсионеров с разными статусами) в нашей стране за всю историю пенсионных выплат не было никогда. Если добавить сюда ту демографическую ситуацию, которая сегодня существует в России с учётом существующих тенденций, то, по прогнозам, к 2025 году на одного работающего человека будут, скажем так, приходиться уже два пенсионера. Безусловно, такой нагрузки не выдержит ни один пенсионный фонд мира, и потому государственные мужи от экономики и социальной политики были вынуждены садиться за расчёты с той целью, чтобы как-то выправлять ситуацию.
Теперь, собственно, пояснения.
Вариантов выхода было, по большому счёту, всего два. Первый: поднять пенсионный возраст с той целью, чтобы на одного пенсионера статистически приходилось более одного работающего. Однако такой ход грозил массовым недовольством, так как подавляющему большинству людей, честно говоря, до лампочки, какие проблемы вырисовываются в Пенсионном фонде: есть деньги – плати! нет денег – найти и плати! Мотивировка: «я на страну поработал, пусть она хоть немного поработает на меня» выглядела и продолжает выглядеть достаточно убедительно.
Не желая получить дополнительную головную боль в виде массового народного недовольства экономической политикой властей, эти самые власти решили пойти другим путём. Путь, однозначно, вынужденный. Заключается он в том, что с 2015 года пенсия россиян будет состоять из страховой и накопительной части, а кроме того некой полумистической фиксированной выплаты. При этом правительство говорит о том, что если человек и после 55 (60) лет решит поработать, то для его будущей пенсии будет только лучше (в смысле, больше по деньгам). Решил подать заявление в Пенсионный фонд на выплату пенсии не в 60 лет, а, к примеру, в 68 (речь о мужчинах), значит, страховая часть будет увеличена почти вдвое, а упомянутая фиксированная выплата более чем на 70%. Выйдешь на пенсию не на восемь лет позже установленного законом возраста, а на три, значит, страховая часть вырастет примерно на четверть, а фиксированная выплата – на 19-20%. В общем, достаточно плохо скрытое повышение пенсионного возраста. Хочешь получать более или меню приемлемую для существования пенсию – поработай ещё, не хочешь – вот тебе пенсионный «рупь», и иди наслаждайся беззаботной старостью… Выходит, в нынешних условиях наши министры и господа из ВШЭ придумать ничего другого смогли.
Расчёты интересные, но на основании каких параметров они проводились? И от чего вообще будет зависеть размер той пенсии, которую будет получать выходящий на заслуженный отдых российский гражданин. Основными величинами, которые будут влиять на размер будущей пенсии, являются:
уровень заработной платы работающего человека и уплаченные страховые взносы;
трудовой стаж (при расчёте пенсий по возрасту будут учитываться сроки по уходу за ребёнком до 1,5 лет, а также военная служба (по призыву));
то количество лет, которое человек работал после наступления возраста выхода на пенсию (55 лет у женщин, 60 лет – у мужчин).
При этом нужно учитывать, что страховая часть пенсии по новым правилам будет зависеть не от абсолютных величин, то есть не от российского рубля и астрономического года стажа, а от коэффициентов (баллов), начисление которых, по большому счёту повышенной прозрачностью отличаться вряд ли будет. Хотелось бы, чтобы прозрачно, но ведь отечественные пенсионные фонды (что государственные, что частные) – это такие, простите, лавочки, при работе с которыми о прозрачности приходиться пока только мечтать.
Сегодня статические исследования говорят о том, что лишь 5% работающих пенсионеров готовы отказаться от получения пенсии с той целью, чтобы их новая пенсия (после повторной подачи заявления) существенным образом выросла. Основная причина столь малого процента желающих отложить получение пенсии до «лучших времён» - недоверие разработанной системы. То есть люди хотят увидеть, как это будет работать не на словах, а в действительности.
Возвращаясь к словам авторов и воплотителей пенсионной реформы в жизнь, стоит привести конкретный пример того, какой может быть пенсия работающего человека в зависимости от размеров его страховых взносов и суммарного трудового стажа – соответственно от пенсионных коэффициентов.
Начнём с того, что максимально в свою страховую копилку по итогам трудового года можно положить не более 10 баллов. Причём значение в 10 баллов в России достижимо для тех людей, которые получают «белую» заработную плату в размере от 47 тысяч рублей в месяц. Такой уровень официального ежемесячного дохода в нашей стране имеют не более шестой части от всего числа представителей работающего населения (около 16%). Начиная со следующего года стоимость пенсионного балла, по оценке разработчиков реформы, составит около 65-66 рублей. Правительство обещает индексацию баллов по некой формуле, которая пока официально не опубликована. При выходе на пенсию все накопленные баллы за время работы складываются и переводятся уже непосредственно в рубли, причём если трудовой стаж превышает 30 лет, то в Пенсионном фонде должны будут накинуть несколько премиальных баллов.
Если учитывать такую информацию, то можно вычислить практически максимальный предел страховой части пенсии: при 35 годах стажа и заработной плате в течение всего это срока свыше 47 тысяч рублей (как будут пересчитывать зарплату прошлых лет, тоже не совсем понятно) пенсионер набирает 350 баллов. К этим баллам фонд добавляет 5 баллов (сверх 30-летнего стажа для мужчин) или 10 баллов (для женщин). Получаем 355 или 360 баллов. Переводим по указанному тарифу все эти коэффициенты в рубли и получаем 23075 рублей для мужчин и 23400 рублей для женщин. Если добавлять к этому фиксированную выплату, которая при таком стаже составит 3500-4000 рублей. Общая пенсия в этом случае - 26500-27000 рублей. Неплохой, вроде бы результат, результат. Если работать не 35 лет, а 40, 50 и так далее, то можно вообще в золоте купаться… По крайней мере, у пенсионной реформы сегодня такой PR.
Возьмём другую ситуацию: женщина, у которой трое детей, в течение 25 лет (выслуга лет для выхода на пенсию педагога) работала школьным учителем. В течение 4,5 лет (общее время по уходу за детьми до 1,5 лет) она никак не сможет набирать по 10 максимальных баллов, так как сумма дохода в это время явно не превысит 47 тысяч рублей. Не превысит она 47 тысяч и в то время, в течение которого она работала. Средняя заработная плата школьного учителя в ЦФО (если не брать во внимание Москву) составляет около 17,5 тысяч рублей. Получаем, что за каждый год своего стажа она наберёт в лучшем случае по 4 балла (исходя из соответствия зарплаты в 17,5 тысяч и упомянутых 47 тысяч). За годы отпуска по уходу за ребёнком – вообще по 1-2 балла. Получается, что если ей не продолжить работать после достижения пенсионного возраста, то её страховая пенсия составит 4*25+4,5*2=7085 рублей. Плюс фиксированная выплата, которая для тех, кто не пошёл на работу сверх пенсионного возраста, остаётся более чем туманной.
Вывод: нахождение женщины в декрете, а мужчины на службе по призыву сокращает размер их будущей пенсии. Причём сейчас сокращение подтверждается использованной формулой, а потому является фактически официальным. Получается, что сами правительственные финансисты косвенно поддерживают тех женщин, которые предпочли карьеру рождению детей, и тех мужчин, которые решили, что идти в армию экономически нецелесообразно. Как один только этот факт может сказаться на улучшении демографической ситуации и популяризации армейской службы? – вопрос риторический.
Понятно, что реформа в нынешних демографических условиях назрела и перезрела, но не получится ли так, что решая одну проблему, правительство усугубляет сразу несколько других. Баллы – это хорошо, в этом есть почва для стимулирования работающего человека, но если их уж придумали, то не сделать ли их стимулом осознанного увеличения семьи и одним из вариантов популяризации армейской службы. Как вариант, за прохождение службы по призыву, за рождение и воспитание каждого ребёнка не 1 балл, а все 20, например. В противном случае гонка за трудовым стажем граждан может сыграть злую шутку с самим государством. Компромисс государственных и гражданских интересов нужно непременно учесть, и сделать это, по большому счёту не так сложно.
Автор Володин Алексей