Привычная нищета по новой формуле
Очередная пенсионная реформа не сулит россиянам ничего хорошего.На прошлой неделе правительство РФ одобрило новый механизм расчета пенсий, так называемую пенсионную формулу. Как сообщила журналистам вице-премьер РФ Ольга Голодец, больше изменений вносить в нее не планируется. Согласно принятой формуле, пенсия россиян с 2015 года будет состоять из двух частей – страховой и накопительной, а также фиксированной выплаты. Ключевым моментом является то, что страховая пенсия будет формироваться не в абсолютных величинах, а в пенсионных коэффициентах, накопленных за всю трудовую деятельность.
О пенсионной формуле много говорили и писали все время ее подготовки и обсуждения. Ее крайне сомнительные положительные качества и несомненные недостатки досконально обсуждались экспертами. Но последнюю "вишенку" на малосъедобный торт положили совсем незадолго до одобрения пенсионной формулы правительством эксперты НИУ ВШЭ и РАНХиГС, подготовившие для Минфина доклад "Вопросы пенсионной системы".
По мнению авторов доклада, предлагаемые ими меры по реформированию пенсионной системы дадут за 17 лет ощутимый эффект – более 31 триллиона рублей. Речь идет о том, чтобы "повысить эффективность пенсионной системы". Экспертами были сформулированы предложения по мерам оптимизационного характера, с помощью которых государство и должно сэкономить на пенсионерах около 2 триллионов рублей в год. Причем некоторые меры уже одобрены правительством.
Авторы доклада классифицировали их по трем группам с точки зрения влияния на параметры пенсионной системы:
повышение доходов пенсионной системы;
оптимизация социально-неоправданных расходов пенсионной системы за счет приведения минимальных требований, необходимых для получения права на трудовую пенсию по старости, в соответствии с текущими социально-экономическими условиями, поэтапного реформирования системы досрочных пенсий, усиления социально-целевого характера пенсий;
повышение эффективности пенсионной системы за счет усиления связи пенсии с отчисляемыми взносами (заработком), стажем, возрастом выхода на пенсию.
Суммарный эффект от всех предложенных мер составит в 2015 г. – 275 млрд. руб. (0,34 % ВВП), в 2016 г. – 691 млрд. руб. (0,76 % ВВП), в 2020 г. – 1 трлн. 418 млрд. руб. (1,05 % ВВП), в 2030 г. – 31 трлн. 373 млрд. руб. (1,1 % ВВП).
Причем, как замечают эксперты, "в дополнение к перечисленным выше мерам, рано или поздно необходимо будет принять решение о поэтапном повышении пенсионного возраста, как одной из наиболее эффективных мер".
Среди уже предложенных мер:
повышение взносооблагаемого предела с 1,6 до 2,3 от средней заработной платы;
введение и постепенное повышение тарифов дополнительных отчислений для работодателей за работников занятых на вредных производствах;
невыплата базовой части пенсии работающим пенсионерам, имеющим высокие заработки (по расчетам авторов доклада таковых наберется 20 %);
изменение правил перерасчета страховых пенсий работающим пенсионерам;
индексация фиксированных выплат в соответствии с инфляцией и так далее.
За возможность платить пенсионерам меньше уже с удовольствием ухватились в Минфине и даже предложили выплачивать фиксированный базовый размер трудовой пенсии (на период работы) только тем работающим пенсионерам, чей совокупный доход не превышает 2,5 МРОТ (то есть около 14 тысяч рублей). Тогда речь зайдет уже не о 20 %, а, возможно, о 80 % пенсионеров – работяг. И, разумеется, сотрудникам финансового ведомства понравилось предложение установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2 %. По оценкам Минфина, в долгосрочной перспективе это сэкономит до 1,5 триллиона рублей. Правда, в этом случае рост пенсий замедлится еще значительнее, и достичь целевого показателя по их размеру в 2,5 прожиточного минимума пенсионера к 2030 году не удастся. Но эту неприятность правительственные чиновники рассчитывают пережить.
Общественная палата пришла к выводу, что новая пенсионная формула не обеспечит россиянам доход на заслуженном отдыхе в 40 % от прежнего заработка. А ведь именно этого показателя хочет достичь Владимир Путин. Более того, у членов ОП возникли вопросы к прозрачности и сложности формулы Минтруда. Им непонятно, как механизм определения пенсионного коэффициента (отношение суммы уплаченных пенсионных взносов к максимально возможному их размеру) будет соотноситься со страховыми принципами. А наиболее правильный ответ – "никак" – они дать стесняются. Поэтому ОП советует разместить в открытом доступе материалы, позволяющие оценить, насколько новая формула учитывает долгосрочные прогнозы и существующие угрозы социально-экономического развития. Более того, ОП просит чиновников провести расчеты и выяснить, как формула изменит выплаты хотя бы для 10 % населения. В ПФР же провели подобные расчеты лишь по 3,7 % пенсионных дел.
Однако даже в результате столь куцых расчетов выяснилось, что, к примеру, у мужчин с 35-летним стажем и более прибавка в среднем составит 303 руб., у женщин с 30-летним и более – 335 руб.
Самый же последовательный и принципиальный критик пенсионной реформы, первый заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева (фракция "Справедливая Россия") вообще считает, что, хотя инициаторы реформ пенсионной системы должны были поставить целью повысить пенсии, которые в нашей стране по-прежнему не дотягивают до уровня 40 % от средней зарплаты, все делается наоборот. Предложения Министерства труда и социальной защиты рассчитывать пенсии по новой формуле сводятся к тому, чтобы заморозить пенсии нынешним пенсионерам и занизить их тем, кто будет выходить на пенсию в ближайшем будущем.
"Таким образом, эти предложения не только не решат многочисленных проблем, существующих сегодня в пенсионной системе, но и породят новые разночтения и противоречия, – заявляет Дмитриева. – Такое впечатление, что реформой занимались дилетанты, плохо знакомые с математикой. Суть предложений в следующем: сохраняется деление пенсии на три составляющие: базовую, страховую и накопительную, при этом базовая часть пенсии составляет 3495 рублей и платится из федерльного бюджета. Далее – отказ от выплаты базовой части пенсии работающим пенсионерам, пенсия работающим пенсионерам начисляется, фиксируется, и дальше не увеличивается. Увеличивается в 1.4 раза предел, с которого начисляются страховые взносы. Также планируется увеличить стаж, необходимый для получения пенсии,
с 5-ти до 15-ти лет и осуществить переход к бальной системе, которая была до 2002 года, только в еще более запутанном виде".
По мнению депутата, прежде всего, пострадают работающие пенсионеры. По действующим правилам, чем больше пенсионер работал, тем больше у него могла быть и пенсия, которая также ежегодно индексировалась. По новой схеме, с наступлением пенсионного возраста пенсия фиксируется и больше не увеличивается. Ликвидируется и единственное преимущество нынешней пенсионной системы – полная пенсия работающих пенсионеров и ее ежегодный перерасчет. Если дальнейшая работа вновь не будет влиять на размер пенсий, то пенсионеры не будут производить отчисления страховых взносов. Появится теневая занятость. А бюджетники вынуждены будут бросать работу. Это может серьезно отразиться на учителях, врачах, воспитателях.
Некоторые эксперты, не стесняясь в выражениях, заявляют, что поведение чиновников наших социальных ведомств в вопросе пенсионной реформы напоминает наперсточников. Это притом, что пенсионная реформа – вопрос стратегический, который надо просчитывать лет на 50 вперед.
Но на 50 лет (а также на 40, 30 и даже 20 лет) считать у нас не хотят. Поэтому мы получим невнятную реформу с маловразумительной формулой. И пенсии ни у современных пенсионеров, ни у будущих не достигнут того самого коэффициента замещения в 40 %, который требует Международная организация труда. В итоге нищая старость так и останется отличительной чертой нашего государства.
Олег КОНЮХОВ