Правда чистой воды

Чиновники утверждают, что жажда полуострову Крым не грозит, но…
В Крыму прошли первые осенние дожди. И, надо сказать, вовремя, потому что запасов воды на полуострове маловато. Днепровская вода по Северо-Крымскому каналу на полуостров так и не пришла. Пережили. Сегодня подача воды крымчанам осуществляется из разных источников. Есть скважины, есть водохранилища — они делятся на два вида: одни наполняются водой из канала, другие — естественными стоками с гор. Понятно, что первые поят север и восток полуострова, вторые — центр и юг.
Самая сложная ситуация — в Судаке-Феодосии-Керчи, они питались днепровской водой. К счастью, там было найдено остроумное инженерное решение. В сухое русло канала направили воду из Белогорского района: сток реки Биюк-Карасу, Тайганского и Белогорского водохранилищ.
На середину сентября полезные запасы воды в водохранилищах Крыма составляют около 146 миллионов кубических метров. Сейчас попробуем разобраться, много это или мало. Водохранилища естественного стока наполнены на 34,2% (Симферопольское – на 28,2%, Партизанское – на 23,4%, Аянское — на 28,8%, Изобильненское — на 36%, Счастливенское – на 35% и Загорское – на 79,3%).
Уровень запасов в наливных водохранилищах: Ленинское — 39%, Самарлинское — 63,7%, Станционное — 43%, Фронтовое — 30%, Старокрымское — 25%, Межгорное — 30,8%. Последнее питает часть Симферополя, при необходимости вода из него подается и в Севастополь.
Глава Госкомводхоза Игорь Вайль спокоен:
— Этого хватит, чтобы в соответствии с разработанными режимами работы всех наших водохранилищ гарантировано обеспечить Крым и все сферы экономики, провести нормально отопительный сезон. Правительство Крыма разработало ряд краткосрочных мер по распределению и добыче воды в период до 1 апреля 2015 года. Ожидаемые осадки в зимний период, если они будут в рамках среднегодовых подсчетов, позволят нам провести нормальный курортный сезон.
Среди этих мер — строительство гидроузла у села Новоивановка Нижнегорского района, водозаборного сооружения в глубоководной части сильно заиленного Феодосийского водохранилища. А еще необходимо провести работы по снижению потерь в водопроводной сети: сейчас потери в Феодосийском филиале КРП «Вода Крыма» составляют 38%, в Керченском — 44%.
Но самыми значимыми мероприятиями должны стать разработка Нежинского, Просторненского и Джанкойского водозаборов на севере Крыма и бурение скважин. Масштабы подачи воды из подземного озера, которое никогда не использовалось, несравнимы с объемами, которые подавались по каналу, но все же: «Это даст нам возможность добывать около 200 тысяч кубометров воды в сутки из этих подземных источников и транспортировать их по линии Северо-Крымского канала в Керчь, Феодосию, Судак и Ленинский район. В настоящее время прорабатывается возможность подачи части этой воды в Симферополь», — обнадеживает Вайль. По предварительным данным, запасов в подземных водозаборах хватит до 2017 года. На их обустройство в крымском бюджете на этот год предусмотрено 1,9 миллиарда рублей.
Заметим, об орошении сельхозугодий речь пока не идет — лишь о воде для нужд населения и производства. Этот год стал урожайным для большинства сельхозкультур только из-за того, что в мае и июне выпали необходимые для них осадки.
В такой ситуации нужно рассматривать все возможные варианты. Экологи, например, предложили проект переброски в Крым воды Дона. У Игоря Вайля он вызвал улыбку: «На сегодняшний день в Доне воды нет! В этом году было даже остановлено судоходство по Дону. С этой идеей к нам приходили, мы ее очень подробно изучали. Но в Доне воды нет, так же, как и в Кубани!». Вайль говорит, что в Крыму думают и об опреснении морской воды. Но как гарантировать потенциальному инвестору возврат денег? Ведь опресненная вода будет в разы дороже речной, а о значительном повышении тарифов на воду пока речь идти не может!
Как следует из аналитической записки, подготовленной Госкомводхозом Крыма, «в ближайшие годы невозможно решить проблему Феодосийско-Судакского региона и Керчи без использования Северо-Крымского канала…». Но правительство Крыма исчерпало свои возможности на этом направлении. Республика вышла из переговорного процесса. Теперь о подаче днепровской воды разговаривают на межгосударственном уровне.
Правда, сейчас выяснилось, что бОльшая часть воды из канала (до 85%) использовалась на нужды рисоводов. В других регионах Украины рис не растет, поэтому в прошлые годы выращивание этой культуры было стратегически важным. В Российской Федерации рис выращивают в Краснодарском крае, на гораздо больших площадях, поэтому крымчане без риса не останутся, он и прежде продавался на наших рынках, вспомните!
Рис в этом году не сеяли, кто заменил его менее влаголюбивыми культурами, не прогадал — урожай подсолнечника, сорго, проса хороший. А некоторым фермерам из федерального бюджета даже возместили убытки.
Вода из рисовых чеков в Сиваш не сливается. И тут возник новый сюжет — степень засоления Сиваша. Ведь в Крыму, кроме моря и гор, есть еще и водно-болотные угодья, имеющие влияние на природу всего мира, поскольку именно здесь отдыхают миллионы перелетных птиц. По всему миру имеется 2065 таких признанных международными конвенциями территорий, четыре из них, общей площадью 332 тысячи гектаров, находятся в Крыму, в том числе — Центральный и Восточный Сиваш.
Сброс пресной воды из рисовых чеков никем не контролировался, Восточный Сиваш стал постепенно опресняться, сплошь зарос камышами, там появились новые для него виды флоры и фауны. Отсюда исчезли цапли, которые ищут пропитания на свободной воде, но в камышах появилась дичь: уткам и диким гусям нашлось, чем питаться, где прятаться.
Угодья стали не только водно-болотными, но и охотничьими…
Теперь, когда началось вторичное засоление Сиваша, никто не озабочен поддержанием его оптимальной солености. Об обеспечении устойчивого, долгосрочного использования ресурсов Сиваша, о сохранении его биологического и ландшафтного разнообразия пока никто не задумывается. Пора.
Автор: Тамара Лапшинская, «Зеркало Крыма»
Источник: anna-news.info