Необязывающий меморандум

По сути единственным пунктом, которые стороны реально имплементируют, стал обмен пленными. После всех согласований списков и предотвращения попыток включить в них «не тех людей» Новороссия и Украина приступили к реальному обмену небольшими группами по несколько десятков человек. При этом обе стороны регулярно утверждают, что их людей в казематах силовиков/застенках Донецка регулярно пытали и избивали. Однако главное, конечно, то, что люди возвращаются домой, к семьям, живыми.
При этом политические дивиденды от такого обмена извлечет скорее Новороссия, а не Киев (и в этом плане непонятно возмущение «диванного спецназа» из числа сторонников ополченцев, призывавшего власти Донецка и Луганска не отпускать пленных «преступников» и чуть ли не расстреливать их на месте). Украинские военнослужащие и бойцы добровольческих подразделений возвращаются в свои мирные города, и при этом значительная часть из них озлоблена на командование на его некомпетентность, из-за которого люди и попали в плен. Есть шанс, что многие из них не только не захотят возвращаться в зону АТО, но и станут отговаривать от этого своих знакомых. Не случайно число дезертиров в украинской армии постоянно растет - с фронта бегут уже целыми подразделениями (так, на днях самовольно оставила своих позиции рота добровольческого батальона из Николаева - солдаты возмутились тем, что их отправили на передовую без оружия и снаряжения). В свою очередь, ополченцы возвращаются домой, к разрушенным домам и остановленной промышленности. И не исключено, что многие из них вернутся в строй либо из-за мести, либо из-за того, что денег заработать больше негде.
Что касается непосредственного перемирия, то, как и ожидалось, Киев отказывается соблюдать пункт 4 Минского меморандума, подразумевающий «отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояние не менее 15 километров». В СНБО поясняют, что начнут отвод войск лишь после полного прекращения огня и одновременного отхода с занимаемых позиций «боевиков и российских войск».
С другой стороны, опыт поражения под Иловайском и нескольких котлов не прошел даром - власти Украины проявляют прагматизм и больше не требуют от своих подразделений держать позиции любой ценой. Так, пытаясь не допустить нового котла около Дебальцево, Киев решил вывести войска из населенных пунктов, находящихся глубоко на территории ДНР. В частности, ВСУ покинули города Ждановка, Южнокоммунаровск и Розовка. «С целью выравнивания линии, контролируемой украинскими военными, было принято решение о передислокации наших подразделений на новые позиции, их укреплении для дальнейшего контроля обстановки и во избежание попадания в окружение наших военных», - заявил Андрей Лысенко. Пока непонятно, до какой степени будет выравниваться эта линия, и будет ли в рамках этого «выравнивания» сдано Дебальцево и оставлен Донецкий аэропорт (ополченцы утверждают, что готовы предоставить ВСУ безопасный коридор для выхода из воздушной гавани).
Между тем очевидно, что новый котел под Дебальцево или даже гипотетическое взятие Мариуполя не станут переломным моментом в гражданской войне. Ополченцам нужен Сталинград, но не в военном плане, а в информационном. Им нужно событие или действие, которое разрушит построенный США миф о «хорошем правительстве» и «плохих террористах», после которого главам стран ЕС будет гораздо сложнее поддерживать Киев и давить на Москву.
Теоретически, этим имиджевым ударом могли бы стать выводы международной комиссии по расследованию падения малайзийского Боинга. Некоторые эксперты полагают, что именно украинские войска (самолет или ЗРК «Печора») сбили лайнер. Однако ясность в этом вопросе наступит нескоро, поскольку (к неудовольствию российской стороны и при красноречивом молчании Киева) процедура поиска виновных продолжает затягиваться. «Хотя дополнительное расследование на месте крушения предпочтительнее, есть возможность провести эффективное расследование, основываясь на других имеющихся источниках, и подготовить заключительный доклад. Как ожидается, он будет опубликован летом следующего года», - заявил министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс.
Теоретически, конечно, инспектора могут прибыть на место крушения, собрать обломки и провести расследование на месте - после августовских наступлений зона падения самолета находится в глубоком тылу у ополченцев, о чем непрестанно напоминает голландцам Москва. «Непонятно, что именно мешает экспертам выехать в Донецкую область сейчас, в условиях перемирия на место катастрофы и провести расследование по международной схеме», - вопрошает постпред России в ООН Виталий Чуркин. Впрочем, можно предположить, что недели артиллерийских обстрелов этой территории серьезно повредили обломки самолета, и специалисты не смогут провести все нужные процедуры.
Между тем, некоторые родственники уже устали ждать итогов расследования. Так, немецкие СМИ сообщили о том, что граждане Германии, потерявшие в трагедии своих близких, собираются подать против Украины иск в Европейский суд по правам человека. По словам адвоката истцов Эльмара Гимуллы, в соответствии с нормами международного права «каждое государство несет ответственность за свое воздушное пространство, если оно открыто для полетов». Таким образом, кто бы не сбил малазийский Боинг, Украина все равно несет часть ответственности за эту трагедию. И должна отвечать за нее, в том числе и в финансовом плане. Однако это не отменяет необходимости публикации официальных и объективных итогов расследования - ополченцам нужно, чтобы речь шла не о халатности отдельных чиновников, а о провале или провокации со стороны украинских военных. Тогда и только тогда международное сообщество сможет принудить Украину к миру.
А пока Запад тянет с расследованием, гражданская война на Украине идет полным ходом, вне зависимости от подписанных в Минске соглашений. На днях ООН опубликовала свои подсчеты промежуточных итогов этой войны. Так, по состоянию на 16 сентября она унесла жизни минимум 3219 человек. Еще почти 8200 жителей страны получили ранения. Однако эти данные, безусловно, предварительные - число жертв может быть куда больше. Как известно, украинские власти тщательно скрывают потери своих военнослужащих, однако косвенные данные (в частности, заявления бывшего президента страны Леонида Кучмы и гражданских активистов) показывают, что только в котлах ВСУ потеряли тысячи бойцов. Данными о своих потерях не делятся и ополченцы, однако в целом исходящая от них информация может считаться чуть более достоверной, чем из официального Киева (если верить официальному спикеру СНБО Андрею Лысенко и неофициальному «спикеру» Дмитрию Тымчуку, украинская армия уже несколько раз уничтожила армию Новороссии и элитные части российского спецназа).
Предварительными и неполными можно считать и сумму ущерба инфраструктуре региона - в ООН утверждают, что она составила более 400 миллионов долларов. По оценкам Организации, в результате обстрелов и бомбардировок повреждены почти 2 тысячи объектов, включая 659 общественных зданий, 1230 частных домов и 178 офисов. При этом сами сотрудники признают, что в реальности число разрушенных объектов может быть гораздо больше - просто они пока не имеют доступа ко всем населенным пунктам Донбасса, и не могут оценить масштаб трагедии. По всей видимости, этот масштаб все увидят зимой - если, конечно, Москва в экстренном порядке не сможет восстановить разрушенную инфраструктуру ДНР и ЛНР.
Автор: Геворг Мирзаян, «Expert Online»
SaveDonbassPeople
DonbassAgainstNazi
Источник: anna-news.info