Убитые города Донбасса
Владимир Бортко снимет фильм по роману Александра Проханова о гражданской войне на Украине
Российский кинорежиссер и депутат Государственной Думы РФ Владимир Бортко готовится снять фильм о войне в Донбассе. На днях он побывал там в командировке. Одними лишь поисками натуры для будущей киноленты дело не ограничилось. Владимир Владимирович много общался с местными жителями, с ополченцами. Рассказывал, в частности, о задуманном им экранном полотне, в основе которого роман Александра Проханова «Убийство городов».
Роман вышел из печати в прошлом году. Он посвящен трагическим событиям на Юго-Востоке Украины, начавшимся вскоре после Майдана, весной 2014-го года. Бортко практически сразу, едва дочитав книгу, решил делать фильм. Об этом в свое время рассказал сам А. Проханов: «Это очень сильный режиссер. Я надеюсь, что благодаря его таланту мы получим мощную, современную, очень актуальную патриотическую киноленту и о Донбассе, и о России».
Корреспондент «СП» дозвонилась до автора легендарного «Собачьего сердца» и многих других кинолент, чтобы узнать подробности его «командировки на войну».
«СП»: — Не страшно было отправляться в те края, где после непродолжительного затишья опять постреливают?
— Не постреливают, а стреляют, да ещё как!.. Убить могут в любой момент. Меня, по счастью, миновала чаша сия. Хотя я был на передовой. Своими глазами всё видел и слышал. Совершенно очевидно, что украинские власти хотят воевать. Им, по-видимому, ничего другого просто не остается. Постоянно провоцируют ополченцев на ответный огонь. Те пытаются сдерживать этих… (неразборчиво, имеются в виду участники украинского «АТО» — авт.). Так и нужно действовать, пока они сами не исчезнут.
«СП»: — Как местные жители выживают в ситуации, когда не то, чтобы каждый день, а каждый час существует риск быть убитыми?
— Донецкому народу тяжело живется. Но настроение у них, я бы сказал, боевое. А вот говорить о том, чтобы, когда прекратится эта гражданская война, соединить Донбасс с Украиной, уже совершенно невозможно, на мой взгляд. Если кто-то попытается это сделать, будут реки крови. Люди ненавидят тех, кто стреляет по их городам и поселкам. Кто отдает команды стрелять. Мучает в плену их близких, знакомых, земляков. А там практически в каждой семье — не убитые, так раненные, не в семье, так у знакомых. Все это не проходит даром.
«СП»: — Вы говорили с людьми: какой они видят в будущем свою республику?
— Говорил. Существование не признанных пока республик — ДНР и ЛНР — возможно либо по образу и подобию Абхазии, либо, лучше всего, о чем они почти все мечтают, как составной части России. Потому что практически все считают себя людьми русскими.
«СП»: — Реально?
— Об этом не у меня надо спрашивать.
«СП»: — Когда планируете начать съемки «Убийства городов»?
- В мае. Сейчас просто времени нет. Проходить съемки будут в Москве, в Ростове-на-Дону. А также в Донбассе — в объективе будет сам Донецк, его люди, и, конечно, Саур-могила.
Основная идея задуманного Владимиром Бортко фильма, это попытаться найти ответы на вопрос, адресованный россиянам: куда ведет нас война на Украине? Как мы в РФ можем помочь Донбассу? А помощь требуется там практически всем и во всем, и гуманитарная, и психологическая.
Колонны «гуманитарки», известно, регулярно отправляет на донецкую и луганскую землю правительство нашей страны. Но немало в России и тех, кто помогает, так сказать, частным порядком. Например, депутат ГД РФ Виталий Милонов. Он буквально на днях вернулся из ДНР, куда доставил очередную партию груза для детей-сирот. Ваш корреспондент спросила у Виталия Валентиновича: каким увиделся ему Донецк?
— Тревожным. Никаких предпосылок к перемирию, к сожалению, не наблюдается. Линия соприкосновения, которая, как мы знаем, должна была, согласно Минским соглашениям, развести силы воюющих, в действительности, очень активна. Там постоянные перестрелки, взрывы. Украинская сторона явно не собирается прекращать огонь, отводить вооружение и войска.
«СП»: — А что ополченцы — им есть чем ответить?
— Любой адекватный ответ будет не в их пользу. Имею в виду реакцию европейского сообщества. Ополченцы как раз стараются соблюдать все международные договоренности о прекращении огня, перемирии, обмене пленными. Не их вина, уверяю вас, что достичь этого никак не удается.
Что же делать?
— Ситуация и в ДНР, и в ЛНР, как для самих этих республик, так и для России сейчас неблагоприятная, — говорит Леонид Ивашов, генерал-полковник в отставке, президент Академии геополитических проблем — Причина тому кроется в неопределенности будущего Новороссии. На первом этапе поддержки независимости обеих республик Россия отработала правильно, не позволив бандитам уничтожить регион. А вот дальше начались какие-то непонятные мне игры. Такое впечатление, что РФ пытается вытолкнуть Донбасс назад, на Украину, в качестве автономии.
Тут вот что обращает на себя внимание. Над стратегическими интересами России в какой-то момент стала доминировать меркантильность. Что проявляется, в частности, в присутствии на Украине нашего бизнеса, в том числе, финансового. Тот же Сбербанк, несмотря на погромы его офисов, уходить оттуда, судя по всему, не собирается. Получается, в угоду собственной безопасности потакаем коммерческим компаниям. Выходит, что власть в РФ не знает, чего она хочет? И это, конечно, сказывается на ситуации в ДНР и в ЛНР. Там сейчас начался процесс, очень похожий на деморализацию. Вот вам пример. Многие из тех, кто воевал в Донбассе, не видят своего будущего. Прежде всего, социального. Чувствуют себя ненужными ни на родине, ни в России. И таких десятки тысяч. Это деморализует. И в экономике новоявленных республик ситуация, схожая на ту, что была у нас в стране в 1990-х годах. Есть случаи рейдерских захватов в бизнесе. Растет безработица, социальная незащищенность людей. И на все это «накладывается» ещё и разворовывание гуманитарной помощи.
«СП»: — И как быть в такой ситуации?
— Властям РФ нужно определиться, что делать с этими регионами. Правильно было бы, на мой взгляд, поддержать их политически. Воспользоваться тем, что от Украины отворачиваются сейчас и ЕС, и США. И тем, что Киев регулярно нарушает минские договоренности. Причем, это признал уже и Евросоюз. В 2014-м году Россия, помнится, обещала не бросать братьев-славян, в сущности, наших же, русских людей, проживающих в украинском шахтерском крае. А что значит не бросать? Это, в том числе, и помогать восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Как помогать? Постепенно втягивая его в российские структуры. Пусть пока неофициально, юридически не оформляя. Как было в свое время в Абхазии, Южной Осетии. И, конечно, необходимо активнее вмешиваться в государственные структуры ДНР и ЛНР. Поставив жесткие условия: если там будет продолжаться передел собственности, как это происходит сейчас, то вынуждены будем отказать в поддержке. Необходимо приглашать их руководителей в Москву, серьёзно с ними разговаривать. Помогать очищаться от коррупции и начинать служить своему народу.