Ад под Дамаском: древняя Дарайя после освобождения от террористов в репортаже «Русской Весны» (ФОТО)
Древний город Дарайя в репортаже «Русской Весны» после освобождения от террористов.
Дарайя — в переводе с арабского «много домов», предместье Дамаска на стратегической трассе, известен в летописях с 8-го века, отсюда родом патриарх Мелькитской церкви Йоханна 12-й, здесь упокоен известный шиитский проповедник и стоят теперь частично разрушенные старинные суннитские мечети, недалеко от старых церквей, также частично порушенных террористами.
До начала «сирийского кризиса» город был известен своими богатыми садами и мебелью. Благодаря мебельному производству, кстати, здесь у многих были большие глубокие и хорошо бетонированные и вентилируемые подвалы, это потом пригодилось боевикам. Рядом с Дарайей находится гора (вернее даже цепь высот) Касьюн, с которых Дамаск как на ладони.
Тут и президентская резиденция, и дорога в самый центр сирийской столицы. Опорой для боевиков с началом военных действий в Сирии стали джамааты молодых салафитов в небогатой северной части города (которая как раз ближе к Дамаску). Именно в этом районе этажных квартирных домов (сравнить с частными домами более зажиточных районов этого города) и держались наиболее упорно боевики, собрав здесь свои семьи.
После того как армия приблизилась вплотную к этому оплоту, перерезав наземные и подземные коммуникации боевиков, в том числе с соседней Муадамией, НВФ капитулировали и выехали в Идлиб, где их встречали сразу несколько радикальных идеологов, включая «шейха Аль-Мухайсини», а также телеканал «Аль-Джазира».
А ведь этих «моджахедов» популяризировали западные СМИ в качестве «героев революции». Причем цемент обороны Дарайи в течение четырех лет осады составляли не местные воспитанники радикальных проповедников, а подготовленные парни с северных провинций и из-за рубежа, некоторые из них и уезжали отсюда в масках. Их крышей была «Лива шухада аль-ислам» — «Бригада мучеников ислама».
Вполне революционное название конечно. Но мучениками, похоже, хотели сделать не столько их, сколько «Аджнад аш-Шам», преимущественно из местных. Сам спецпредставитель ООН по сирийскому урегулированию Стеффан де Мистура заявил о недопустимости эвакуации других населенных пунктов по примеру Дарайи — мол, это тотальная зачистка населения. Между тем, из Дарайи всего было вывезено 1483 человека, из них 721 с оружием в руках.
С оружием были боевики, уехавшие в Идлиб. Их семьи отправились в пункты временного размещения в городках Кисуа и Харджалла, расположенных чуть южнее. Отсюда некоторые собираются уехать за границу, а другие будут жить на пособие сирийского правительства, будут пользоваться гражданскими правами при условии письменного отказа от связей с антигосударственной деятельностью и ждать вестей от мужей-отцов боевиков.
Схема в Сирии известная. При этом порядка 80 000 (!) покинувших Дарайю после начала военных действий лояльных правительству жителей ждут окончания работ по разминированию и восстановлению городской инфраструктуры, которые проводятся под контролем специального правительственного комитета. Так что сирийцы правы когда подозревают де Мистуру в лукавстве.
Ведь именно он в свое время предлагал включить Дарайю в режим прекращения огня. Тем самым застолбив концентрацию боевиков «вооруженной оппозиции» прямо на въезде в Дамаск со стороны правительственных учреждений и стратегических высот. Сирийское правительство тогда резонно отказалось, указав на то, что в Дарайе находятся боевики, связанные с «Джебхат ан-Нусра»*.
А вот в соседней с Дарайей Муадамии «Аджнад аш-Шам» не было, только местные вояки (причем частично родом из Дарайи). И они режим прекращения огня соблюдали на момент капитуляции Дарайи уже полгода, хотя и сидели без газа, водоснабжения и электричества, так как отказывались от примирения.
Теперь правительство предложило этим отрядам либо сложить оружие, либо быть ликвидированными. Примирение им больше не предлагают. Боевики поначалу хотели ехать в Идлиб, но затем вдруг передумали — как выяснилось, их соратники из Дарайи жестоко разочаровались в северных сирийских реалиях: нехватка еды и боеприпасов, авиаудары и, самое главное, непрерывные междоусобицы среди идейных борцов за революцию и дело джихада.
Под громкие лозунги типа «Мы вместе вернемся в Дамаск!» боевиков, вышедших из Дарайи, попросили быстро определиться, с кем они — с «Ахрар аш-Шам», с «Джебхат Фатх аш-Шам» или с «Джейш аль-Фатх». От ответа зависит не только кто пайку будет давать, но и куда отправят умирать — под Алеппо или под Хаму. Сейчас боевики в Муадамии размышляют как бы им избежать подобной же участи.
Власти время для размышления дают, так как в Муадамии находится несколько тысяч местного гражданского населения, в связи с отсутствием боевых действий решивших не покидать свои дома. Более того, власти в два этапа вывезли с Муадамии всех выходцев из Дарайи, всего более 300 человек, причем в основном это близкие боевиков. Но время на размышление боевикам в Муадамии похоже истекает — к городу уже подтянуты войска и подготовлены штурмовые группы.
Сафар Джулани, специально для «Русской Весны» из Дарайи
Читайте также: ВАЖНО: Армия Сирии взяла под контроль город Дарайю (КАРТА, ФОТО)
*Запрещенная в РФ террористическая группировка.
Присоединяйтесь к «Русской Весне» в Одноклассниках, Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.
Читайте также
- Сводка: ВКС РФ уничтожают боевиков в Алеппо, Армия Сирии успешно атакует в Хаме, Дейр Зор и Дарайе, — «Тимур»
- Штурм пригородов Дамаска: Армия Сирии освободила половину Дарайи, 20 городов и сел, оборона боевиков разваливается (ВИДЕО, ФОТО, КАРТА)
Источник: rusvesna.su