«Компьютерная зенитка» сработала безошибочно

Как уже сообщалось, в Луганске 21 августа прошла «презентация» беспилотного летательного аппарата (БПЛА) украинской армии, перехваченного в воздухе и затем, посаженного на землю, специалистами соответствующего профиля Народной милиции ЛНР.
Вражеский «дрон» был снаряжен взрывчаткой, чья разрушительная сила в тротиловом эквиваленте равнялась двум килограммам. Судя по курсу полета, беспилотник направлялся в сторону столицы Луганской Народной Республики для совершения диверсии с воздуха.
Перехват БПЛА в воздухе, с последующей посадкой летательного аппарата на территории, контролируемой ЛНР, стала первой операций такого рода, осуществленной техническими специалистами сил обороны республики.
Проведение операции по перехвату беспилотного летательного аппарата в воздухе стали возможными в силу нескольких причин.
Еще 80-е годы прошлого века стали временем прихода в боевую авиацию бортовых компьютеров. Компьютерной техникой оснащались и наземные службы обеспечения полетов военных самолетов и вертолетов. Бортовые и наземные компьютеры корректировали боевой курс крылатых и винтовых машин, а в нужный момент с небывалой прежде точностью наводили на цели средства поражения противника.
Но вся военная история представляет собой непрерывное соперничество меча и щита. Не могло быть иначе и при появлении летной техники, снаряженной компьютерами. В ответ на появление компьютеризированных самолетов и вертолетов, не замедлили появиться «компьютерные зенитки». Средства противовоздушной обороны также стали учиться отслеживать воздушные цели с помощью компьютеров и вести по ним огонь с компьютерной меткостью.
В 90-х годах 20-го столетия в боевую авиацию пришли еще и беспилотные летательные аппараты. С самого начала они подразделились на три типа: разведывательные, боевые и смешанного, разведывательно-боевого назначения. Эффективность применения беспилотников всех трех типов также во многом обеспечивалась за счет бортовых компьютеров.
Развитие наземных средств борьбы с летательными аппаратами, как управляемыми людьми, так и беспилотными, также шло ускоренными темпами, и вскоре появился наполовину официальный, наполовину шутливый термин: цифровая противовоздушная оборона.
Произошло это, когда в вооруженных силах сразу нескольких государств мира появились наземные компьютеры, способные «взламывать» программы компьютерного обеспечения полетов различных летательных аппаратов предполагаемого противника. В таких случаях, экипажи самолетов и вертолетов могли оказываться «ослепленными» в компьютерном отношении.
Беспилотники и вовсе, после «взлома» своих бортовых компьютеров, вместо заданной программы полета, выполняли команды «перехватившей» их стороны. А «перехватчики» могли поступить по своему усмотрению: вогнать вражеский «дрон» в землю, или, если на то была необходимость, взять его в «плен», посадив на своей территории.
В плане обеспечения своих военно-воздушных сил бортовыми и наземными компьютерами, и наряду с этим, создании «цифровой противовоздушной обороны», до начала 90-х годов прошлого столетия впереди всего остального мира шел Советский Союз. Но с развалом державы, занимавшей одну шестую часть земной суши, первенство в этом вопросе перешло к Израилю. Заодно, Израиль вышел на первое место в мире по разработке и серийному выпуску самых продвинутых модификаций беспилотных летательных аппаратов.
Произошло так потому, что в столице еврейского государства Тель-Авиве, напротив головных офисов и производственных корпусов корпорации «Израиль аэроспейс индастриз», тогда же, в 90-х годах, появилось не слишком приметное здание, на котором нет даже вывески. Но именно в этом строении работают люди, наиболее сведущие в создании компьютеров для аэрокосмической и беспилотной летательной техники и наряду со всем этим, компьютеров для зенитных ракет и вообще, для всей цифровой противовоздушной обороны.
Это учреждение спокойно обходится без вывески, потому что у него нет и постоянного официального названия. В израильских документах, здание, где работают компьютерные асы, «проходит» под какими-нибудь цифровыми или буквенными обозначениями. Но что для сведущих людей не секрет, так это то, что почти все специалисты, собранные под крышей заведения без названия, бывшие граждане Советского Союза, и своей профессии они обучались в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Харькове.
Но в Израиль, или еще куда-нибудь, в 90-е и «нулевые» годы уехали не все специалисты по цифровой противовоздушной обороне. А среди тех, кто остался, есть и такие, которые встали на защиту Донбасса. В чем и могли убедиться украинские вояки, когда их беспилотник без проблем был посажен на территории, подконтрольной ЛНР.
И в России, отечественная школа создания «цифровых» средств защиты воздушного пространства, после более, чем двадцатилетнего простоя, хоть и с трудом, но берет новый старт.
Военкор Самур





