«Кавказ-фильм» как надежда русского кинематографа
О создании кинематографа Кавказа – в материале Свободной Прессы.
Поехала моя родственница в туристический вояж по Чечне. Вернулась в полном восторге.
Вот слушаю я её и задаюсь неудобными вопросами. Да, Рамзан Кадыров активно вкладывается в республику. Да, развивает не только имиджевые проекты: туризм или строительство, но и иные, не столь очевидные для обывателя направления.
Например, смешанные единоборства. Это все, безусловно, дальновидно, правильно и мудро. Однако у меня вопрос: почему Кадыров не инвестирует в кинематограф?
Ведь это же очевидно. Во-первых, современная киноиндустрия — это очень серьезные деньги.
Во-вторых, заветы Ильича пока ещё никто не отменял и кино, по-прежнему, «важнейшее из искусств». Кто сомневается — смотрите на Штаты и опыт Голливуда. В-третьих, российское кино находится сегодня в никем не скрываемом кризисе. Даже глава Роскино спокойно заявляет о провале почти всех новых российских фильмов. Говорит: «Будем анализировать».
На днях один маститый сценарист заявил мне, дословно:
«За последние десять лет я не могу пристроить ни один из своих киносценариев».
Чтобы выжить, он теперь работает с телесериалами. А ведь это пишет человек, входящий в первую десятку, если не в пятерку, самых известных из ныне действующих российских кинодраматургов.
Так почему бы Чечне не стать точкой сборки нового российского кино? Кадыров может главное: найти деньги и убедительно попросить делать качество, а не откаты и дерибан в междусобойчике. В России есть огромный потенциал, он как вулкан клокочет под землей и ждет прорыва. Кто не верит, смотрите проект «Двадцать восемь панфиловцев».
Финансирование проекта, кстати, стартовало в формате краудфандинга и лишь потом фильм получил грант Минкульта. А ведь подобный кинопроект весь бывший Советский Союз ждал лет семь. Рамзан Ахматович мог бы стать двигателем подобного проекта? Конечно, мог. Получился бы невероятный имиджевый прорыв. Но не срослось… Вот отсюда и вопросы.
Все разговоры об отсутствии базы, национальных кадров и прочего — совершенно несущественны. Когда-то Роман Балаян приехал на тот момент глубоко провинциальную киностудию им. Довженко и снял там великий фильм. Если бы киевляне не были бы такими кугутами, то балаянов бы там работало с десяток, и они бы за десять-двадцать лет подготовили бы достаточно кадров.
Или вспомните Киргизфильм (где он сейчас, может кто-то сказать?). Совместно с Мосфильмом в 1965 году киргизы снимают «Первый учитель», проходит семь лет и вот уже выходит полностью самостоятельный фильм «Алые маки Иссык-Куля».
Это я говорю о большом, а не о национальном кино. Хотя и национального — тоже никто не отменял.
Просто один пример. На нашей памяти между русскими и чеченцами легла страшная кровь. Прошли какие-то десять лет и в войне 08.08.08. чеченцы и русские вместе спасали Южную Осетию и её народ. Наши народы сумели переступить через кровь. Вопрос: как это отображено в киноискусстве? Вопрос, понятно, риторический…
Родится ли когда-нибудь «Кавказ-фильм» или нет, покажет время, однако свято место пусто не бывает. Кинематограф — одно из стратегических направлений в государственной идеологической машине. Думаю, рано или поздно, кто-то эту тему поднимет.