Конфликт с начинкой
Периодический подогрев извне ситуации вокруг Нагорного Карабаха связан с планами завладеть ресурсно-сырьевой базой многострадального и уникального по своим природным условиям региона.
Азербайджано-армянский конфликт унес многие тысячи жизней, вызвал поток беженцев с обеих сторон. Перемирие, достигнутое в 1994-м, время от времени нарушается, что всякий раз чревато возобновлением широкомасштабных военных действий. Некоторые региональные державы пытаются использовать ситуацию для давления не столько на Армению, сколько на Россию. Стоит обратить внимание на недавние слова нашего руководства о причастности Турции к периодическому обострению конфликта.
Фото: google.comМежду тем коренной вопрос не только в страновой принадлежности издавна спорных территорий, но и в богатейшей ресурсно-промышленной базе, не разрабатывавшейся должным образом ни в азербайджанский период, ни сегодня. Притом что недра, в которых есть и военно-стратегическое сырье, могут сыграть весомую, если не ключевую роль в долгосрочном экономическом развитии и Армении, и Азербайджана. Не говоря уже о самом Нагорном Карабахе.
По оценкам Министерства природных ресурсов и экологии Азербайджана, не опровергаемым в Степанакерте и Ереване, в НКР и соседних районах работает до 30 предприятий, добывающих золото и другие ценные ресурсы. Одна из золотопромышленных компаний Армении (FDM), начав свою деятельность в регионе в 2001 году, добыла с тех пор более 17 тонн драгметалла. А всего в Нагорном Карабахе находится 155 разведанных месторождений, в основном с крупными промышленными запасами. Среди последних – пять золоторудных, шесть ртутных, два медных, свинцовое, цинковое, девять гипсовых, четыре мраморно-туфовых. А еще четырнадцать залежей самоцветных камней, десять – минеральных вод, семь – лечебных грязей. Имеются также признаки наличия в недрах региона и соседних районов Азербайджана висмута, ванадия, кобальта, хрома, марганца, редкоземельных металлов, серного колчедана. Большинство этих ресурсов разведано еще в 50–70-х, но по политическим причинам Баку предпочел не развивать здесь разведку и добычу, а сохранить аграрно-курортную специализацию региона.
Согласно докладу Геологического фонда Азербайджана правительству рес-публики, датируемому маем 1968 года, в Нагорном Карабахе и сопредельных с ним районах имеются следующие запасы промышленной категории (в тоннах): золота – 1250, серебра – 4550, меди – 1,84 миллиона, свинца – 660 тысяч, цинка – 775 тысяч, кобальта – 150 тысяч, хрома – 2,25 миллиона, а с учетом смешанных месторождений – 3,5 миллиона. Отмечены также значительные залежи бокситов – до 120 миллионов тонн с высоким содержанием основного сырья (более 40%).
Вдобавок в Нагорном Карабахе и ряде соседних районов имеется нефть. По мнению ереванских экспертов, вероятность значительных ее запасов промышленного значения в НКР намного выше, чем в Армении. Есть места, где проявления нефти выходят на поверхность, хотя это еще не свидетельствует о возможности промышленной добычи.
По многим экспертным оценкам, в Карабахской углеводородной провинции прогнозные запасы черного золота могут составлять до 250–300 миллионов тонн. Преобладающая часть этих ресурсов была разведана еще в 50-х – середине 70-х годов. Залежи разбросаны как по самому Нагорному Карабаху, так и по примыкающим к нему районам.
По оценкам Университета им. Джона Хопкинса (данные начала 2000-х), в долине Аракса, часть которой распространяется и на юг Нагорного Карабаха, находятся три месторождения углеводородов с общими запасами не менее 150 миллионов тонн нефти и до 250 миллиардов кубометров газа. В том же регионе известно семь так называемых локальных ловушек, где сосредоточено два – пять миллионов тонн нефти и 10–20 миллиардов кубометров газа.
В Лачинском районе (с 1991 года контролируемом Арменией) еще в начале 60-х выявлены признаки крупных запасов нефтехимического сырья. В исследовании М. Султанова и Т. Шахсуварова «Геологические экскурсии по Азербайджану» (Баку, «Азэрнефтнэшр», 1960) отмечено: «В Лачинском районе известны проявления копала в промышленном количестве. Копал – погребенная затвердевшая смола некоторых растений, легко воспламеняется, при этом пахнет горючей серой. Он является очень ценным сырьем в химической, например в лакокрасочной промышленности».
Вдобавок в северном секторе границы обеих стран (она остается прежней) советскими, затем американскими геологами разведано сравнительно крупное нефтяное «поле», частично находящееся также и в Грузии. Армения, заметим, всегда зависела от ввоза ГСМ, но в Москве после 1953 года отвергались или замалчивались проекты создания в республике нефтепереработки и масштабных работ по освоению местных запасов черного золота. Хотя в южной и юго-восточной частях республики предполагаемые запасы нефти, в том числе сланцевой, оценивались как крупные.
Кстати, в начале 2000-х был проект создания кратчайшего нефтепроводного пути из Азербайджана к турецкому Джейхану через НКР, Армению и Нахичеванский район. Но это было связано с «развязкой» карабахского узла, чего тогда не произошло. А действующий нефтепровод Азербайджан – Грузия – Турция местами проходит в 30–50 километрах от зоны конфликта. Это чревато, если она расширится до данной международной артерии, вмешательством Анкары и НАТО. Военно-политические последствия такого сценария очевидны...
Источник: http://vpk-news.ru