Реформы и результаты
Уходящий год для Вооруженных Сил России стал достаточно насыщенным. Во-первых, в 2015 году активно продолжалась реформа, начатая Сергеем Шойгу с момента его назначения на пост министра обороны. Несмотря на то, что нынешний год прошел под знаком Военно-воздушных сил, не только поменявших название на Воздушно-космические и претерпевших серьезные организационно-штатные изменения, не остались в стороне и другие рода и виды ВС РФ.
Во-вторых, российское военно-политическое руководство активно реагировало на внешнеполитические вызовы, в частности продолжающуюся войну в Донбассе, а также на действия НАТО в Европе, направленные, как заявляет руководство Североатлантического альянса, на «сдерживание агрессивной политики России».
В-третьих, в рамках сдерживания вероятного противника, а также защиты национальных интересов в Арктике продолжилось активное наращивание боевого и численного состава российских войск в северных регионах.
Нынешняя военная реформа достаточно закрыта и практически не находит освещения в средствах массовой информации. Но все же попытаемся разобраться и подвести итоги нынешнего года.
Вызов принят
Одним из самых знаковых событий стало появление в составе Западного военного округа 1-й гвардейской танковой армии. Несмотря на возникшие конспирологические теории, развертывание нового оперативного объединения стало частью ответа российского военно-политического руководства на украинский кризис и действия НАТОВ частности, из поселка Мулино Нижегородской области в Воронеж был возвращен штаб 20-й общевойсковой армии, ранее выведенный оттуда в ходе перехода на новый облик.
1-я гвардейская танковая армия, формирование которой началось в конце прошлого года в подмосковном поселке Баковка, взяла на себя задачи и включила воинские части, в частности 2-ю гвардейскую Таманскую мотострелковую и 4-ю гвардейскую Кантемировскую танковую дивизии, ранее подчинявшиеся «выбывшей на юг» 20-й А. Практически весь личный состав управления «двадцатки», включая командующего армией генерал-майора Александра Чайко и его заместителей, перешел в 1-ю танковую.
Примечательно, что назначенный командующим «двадцатки» генерал-майор Сергей Кузовлев, ранее занимавший должность начальника штаба 59-й армии, фигурирует в санкционном листе украинского правительства как участник «российской агрессии».
Можно предположить, что в состав 20-й армии вместо переданных 1-й гв. ТА дивизий и бригад вошли или в ближайшее время войдут не только переведенная из Нижнего Новгорода 9-я мотострелковая бригада, но и вновь формируемая 1-я гвардейская танковая бригада.
Планируется, что обе бригады будут размещены во вновь построенных военных городках в городе Богучаре Воронежской области и поселке Валуйки Белгородской области. Примечательно, что в 2016 году в Валуйках также будет развернута 345-я десантно-штурмовая бригада.
В 2015 году Сухопутные войска помимо танковой армии пополнились несколькими новыми артиллерийскими и ракетными бригадами. Так, в Моздоке сформирована ракетная бригада, вошедшая в состав 58-й армии, а в Бурятии началось формирование артиллерийской бригады для 36-й А. Появилась и новая мотострелковая бригада – 80-я омсбр в поселке Алакуртти Мурманской области.
Две новые бригады в составе частей Резерва Верховного главного командования – 1-я гвардейская инженерно-саперная и 28-я понтонно-мостовая были сформированы в конце нынешнего года в городе Муроме для, как заявил начальник инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Юрий Ставицкий, повышения возможностей инженерных войск и оперативности их применения, создания резерва для решения внезапно возникающих задач и усиления группировок войск на стратегических направлениях.
Также Юрий Ставицкий отметил, что до 2020 года в каждой общевойсковой армии будут сформированы инженерно-саперные и понтонно-мостовые бригады, в состав которых войдут батальоны штурма и разграждения, предназначенные для обеспечения прохождения завалов, минных полей, укрепрайонов и других препятствий. Первый такой батальон уже есть в составе 1-й гв. оисбр.
Можно предположить, что руководство военного ведомства и командование Сухопутных войск с начала нынешнего года и до конца 2020-го начало планомерную работу по формированию в каждом оперативном объединении СВ так называемого армейского комплекта, в состав которого войдут бригада управления, разведывательная, артиллерийская, инженерно-саперная, понтонно-мостовая, РХБЗ и ракетная бригады, а также бригада ПВО. Следует отметить, что в настоящее время ни в одной танковой и общевойсковой армии нет полного армейского комплекта.
Арктические рубежи
О формировании нового оперативно-стратегического командования «Север», в состав которого вошел не только Северный флот, но части и объединения ВВС и Сухопутных войск, стало известно в конце 2014-го. Но уже в нынешнем году новое ОСК пополнилось 80-й мотострелковой бригадой, дислоцирующейся в поселке Алакуртти Мурманской области.
В отличие от ранее вошедшей в состав «Севера» 200-й омсбр (город Печенга Мурманской области) у новой бригады уникальный штат, ориентированный на ведение боевых действий в арктических условиях. Также 80-я омсбр активно оснащается специальными гусеничными транспортерами, созданными для действий в арктических условиях, а личный состав не только будет проходить специальную подготовку, но и получит новейшие комплекты одежды и снаряжения для ведения боевых действий в условиях экстремально низких температур.
Первый эшелон с личным составом 80-й омсбр прибыл в Алакуртти 12 января 2015 года, а уже летом были проведены батальонные тактические учения.
Несмотря на отсутствие официальных данных, можно предположить, что в нынешнем году в состав ОСК «Север» вошли также 61-я бригада морской пехоты, 1-я дивизия ПВО (бывшая 1-я бригада) и части, соединения и объединения Северного флота.
Помимо создания новой военной базы на острове Котельном в настоящее время ведется возрождение военных объектов на Новой Земле, в частности в поселке Рогачев. Так, в конце нынешнего года на боевое дежурство заступил вновь сформированный зенитный ракетный полк (вооруженный модернизированным вариантом ЗРС С-300ПМ), вошедший в состав 1-й дивизии ПВО.
От ВВС – к ВКС
Самым знаковым событием нынешнего года стала реорганизация Военно-воздушных сил в Воздушно-космические, о чем 1 августа сообщил в ходе селекторного совещания лично министр обороны Сергей Шойгу.
В рамках реформирования ВКС России все ранее созданные во время перехода на новый облик командования ВВС и ПВО стали армиями (1, 2, 3, 4-е командования стали 6, 14, 11 и 4-й армиями соответственно). Командование ПВО и ПРО, базирующееся в подмосковной Балашихе, – 1-й армией ПВО и ПРО (особого назначения), а Космические силы – 15-й армией ВКС (особого назначения).
Помимо реформирования оперативных объединений руководство Минобороны и командование Воздушно-космических сил продолжило начатую в прошлом году борьбу еще с одним «наследием прошлого» – авиационными базами, переформируемыми в авиационные дивизии, бригады и полки.
546-я авиационная база армейской авиации (2-го разряда) стала 16-й бригадой АА, а 387 и 393-я базы – вертолетными полками. По некоторым данным, в нынешнем году обе авиационные базы дальней авиации (6950 и 6952-я) были переформированы в 22-ю тяжелобомбардировочную дивизию. Новой реформе предшествовали проверка и так называемая обкатка новых штатов.
В частности, сформированной в начале 2014 года 15-й бригадой АА (город Остров Псковской области) было проведено несколько экспериментальных учений, призванных найти проблемные места новых воинских структур. Только после устранения замечаний в 2015 году началось переформирование авиабаз армейской авиации в бригады и полки.
О наградах
Нынешний год стал рекордным по количеству наград и почетных наименований, присвоенных воинским частям и соединениям. Так, 1-й Государственный испытательный космодром был награжден орденом Суворова, а Военная академия Генерального штаба – орденом Кутузова. 106-му учебному центру войсковой ПВО присвоено почетное наименование – имени Героя Советского Союза маршала артиллерии В. И. Казакова.
Но самым урожайным 2015-й стал для частей и соединений Воздушно-десантных войск: 38-й полк связи, 4-й зенитный ракетный полк, 11 и 83-я десантно-штурмовые бригады стали гвардейскими. 137-й парашютно-десантный полк получил почетное наименование Рязанский, 217-й пдп стал Ивановским, а 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия – Тульской. 7-я десантно-штурмовая дивизия (горная) была награждена орденом Суворова.
Подводя краткие итоги, можно сказать, что нынешний год стал неким стартом активной фазы реформирования российских Вооруженных Сил, начатого Сергеем Шойгу еще в 2012 году. Правда, на планы военного ведомства оказал сильное влияние украинский кризис, заставивший парировать не только возможные проблемы со стороны Украины, но и политику «сдерживания России», объявленную НАТО.
Судя по имеющимся данным, прозвучавшие в этом году «реформистские залпы» – только начало достаточно масштабной, рассчитанной на несколько лет (вероятнее всего, до 2020 года) военной реформы, в ходе которой ВС РФ не только планируется перевооружить, но и придать им организационно-штатную структуру, которая, по мнению российского военно-политического руководства, наиболее отвечает современным угрозам.
Источник: http://vpk-news.ru