Донбасс: новая война с нового года?
С нового года, когда истечет срок реализации Минских соглашений, Россия может поменять политику, как в отношении Украины, так и в отношении республик Донбасса.
Об этом заявил 21 декабря на пресс-конференции в Киеве руководитель Фонда «Украинская политика» Кость Бондаренко.
«Я думаю, что, скорее всего, будет пересмотрена сама доктрина по отношению к Украине и ДНР-ЛНР, - цитирует эксперта "Политнавигатор". - Какой будет эта доктрина? Думаю, что мы узнаем в первых числах нового года, когда истечет срок Минских договоренностей, и возникнет вопрос формальной их пролонгации».
Между тем, о том, что Минские соглашения изначально содержали в себе множество «мин замедленного действия», многие эксперты говорят уже давно. Отсутствие стабильного мира в Донбассе свидетельствует о том, что без конца их продлевать нельзя.
Жители непризнанных республик всё больше устают от того, что вынуждены жить в постоянном ожидании новых обстрелов. Экономика ДНР и ЛНР не может полноценно функционировать из-за того, что значительная часть Донецкой и Луганской областей находится под контролем украинских силовиков, как из-за полувоенного положения, так и из-за экономической блокады со стороны Киева.
Так будут ли пролонгированы Минские соглашения, или прав украинский политолог, и мы скоро увидим серьёзные перемены в политике России в отношении Донбасса?
- Я думаю, руководство России будет до последнего держаться за Минские соглашения, - говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. - Поскольку страшно не хочет воевать. Альтернативой этим соглашениям является война. Сдавать Донбасс, отдавать на растерзание русских и русскоязычных жителей, нельзя. Об этом недавно недвусмысленно сказал Владимир Путин в интервью с Владимиром Соловьёвым.
Конечно, можно исходить из того, что Минские соглашения не соблюдаются, но и полномасштабной войны нет. В какой-то момент эти соглашения имели положительные последствия. На время заморозили горячую форму конфликта. Надо только определиться, насколько долго мы готовы существовать в такой подвешенной ситуации.
Видимо, в российском руководстве ждут, что на Украине начнутся какие-то серьёзные изменения. Уже два года часть российских экспертов утверждает, что Украина сама себя «добьёт». И это, возможно, и случилось бы, но мы видим, что Запад не даёт развалиться этому государству. Подбрасывает кредиты МВФ - как раз в таком объёме, чтобы нынешняя власть удерживалась на плаву. Вот недавно Еврокомиссии заявила, что готова ввести безвизовый режим для Украины. Правда, когда это будет, и будет ли вообще - неизвестно. Поскольку Киеву выдвигаются всё новые условия. Однако «морковка» для украинцев продолжает действовать, и многие там всё ещё надеются, что вот-вот - и что-то начнёт меняться в лучшую сторону.
Думаю, что Запад будет делать всё возможное, чтобы поддерживать эти иллюзии как можно дольше. Только откровенное обнищание большей части граждан Украины может привести к каким-то неконтролируемым процессам, которые в итоге не позволят Западу дальше манипулировать «незалежной». Но это, по-видимому, произойдёт не очень скоро.
Так же события могут развиваться стремительно, если Запад решит, что настало время активизировать давление на Россию по каким-то своим причинам, и даст отмашку Киеву начать новое наступление на Донбасс. Возможно и то, что сам киевский режим, почувствовав, что теряет поддержку Запада, решится на масштабную военную провокацию, чтобы привлечь к себе внимание и снова попросить защиты от «агрессии России».
Собственно говоря, украинская армия уже 1 января может перейти в наступление, не опасаясь того, что Киев обвинят в нарушении Минских соглашений.
«СП»: - А сейчас есть признаки, что за оставшиеся до Нового года дни произойдёт встреча, где будет подписано соглашение о продлении «Минска-2»?
- Я не думаю, что такая встреча произойдёт в ближайшее время. Киев вообще не заинтересован в том, чтобы чётко законодательно прописать свои отношения с ДНР и ЛНР, и поэтому избегает прямых дипломатических контактов с руководством республик. Украинская сторона попробует использовать формальное окончание мирных соглашений для давления на Россию. Скорей всего, они попытаются захватить ДНР и ЛНР, или хотя бы нанести им серьёзное военное поражение. И вот в этой ситуации перед Россией встанет вопрос - снова выступать в роли миротворцев и склонять донбасские республики к очередному перемирию, либо же открыто стать на их сторону, поддерживая примерно так, как мы сейчас поддерживаем армию Башара Асада.
Решение российских властей в случае Донбасса не очевидно.
«СП»: - Есть мнение, что время работает на украинскую армию. Дескать, они усиливают свою боеспособность, а ополченцы слишком «расслабились»…
- Я не согласен, что украинская армия наращивает боеспособность. На мой взгляд, она даже не вышла на уровень, который у неё был до начала боевых действий в Донбассе. Несмотря на некоторые поставки иностранных вооружений, по большей части украинским военным приходится обходиться устаревшей техникой. Поскольку почти всё, что оставалось лучшего у Киева от времён СССР, было уничтожены или захвачено ополченцами за прошедшие полтора года войны. Сейчас доходят сообщения о том, что украинцы присылают на линию фронта артиллерию периода Второй мировой войны. Хотя она не столь уж уступает последующим образцам орудий, разве что в удобности использования, сам факт говорит за себя.
Донбасс же со своей стороны сформировал полноценную армию, усилил военную технику навесной бронёй, выстроил систему разведки, координацию между различными бригадами. Думаю, армии республик уже могут обойтись без добровольцев из России. Потому что их костяк состоит из людей, имеющих боевой опыт, который они способны передать новобранцам. Другое дело, что если снова начнётся полномасштабная война, то без участия России обе стороны снова будут нести большие потери. В том числе среди мирного населения. Поскольку украинские силовики наверняка опять начнут обстреливать мирные города под предлогом, что там засели «сепаратисты и террористы». И в этом случае руководству России имеет смысл задуматься: если мы помогаем сирийскому народу, то почему мы не можем разбомбить позиции тех военных, которые уничтожают русских и русскоязычных жителей Донбасса, симпатизирующих нашей стране? На мой взгляд, по позициям украинских силовиков должен быть нанесён мощный авиационный удар, который позволил бы армиям ДНР и ЛНР с незначительными потерями освободить, как минимум, территорию, на которой проходил Референдум 11 мая о независимости донбасских республик.
- Минские соглашения с самого начала заключали в себе слишком много «двусмысленностей», которые каждая сторона могла трактовать как ей удобней, - говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. - В итоге со временем всё больше становилось ясно, что они, рано или поздно, заведут ситуацию в тупик. Не случайно, в последнее время число обстрелов в Донбассе значительно увеличилось. Украинские силовики не стесняются уже открыто обстреливать позиции ополченцев. Те, в свою очередь, хоть и реже, но также отвечают на обстрелы.
При этом очевидно, что заокеанских кураторов киевских властей устраивает ситуация, при которой Донбасс постоянно находится в подвешенном состоянии, от обстрелов разрушается его инфраструктура, нет возможности полноценно функционировать экономике. Всё это понемногу ослабляет ДНР и ЛНР, заставляет и Россию тратить определённые ресурсы. Мало того, у населения донбасских республик, постоянно живущих в ожидании новой войны, всё чаще возникает вопрос, почему столь невнятна и уклончива позиция России. Ведь зачастую ополченцы даже не могут отвечать на обстрелы украинских силовиков. Не секрет, что это происходит не без влияния нашей страны.
«СП»: - Что означают участившиеся заявления западных политиков о необходимости федерализации Украины?
- Это откровенно запоздавшие заявления. После всего, что случилось с весны 2014 года, большинство жителей Донбасса не хочет жить под властью нынешнего киевского режима. А сам Киев не захочет пойти на федерализацию, поскольку в этом случае «махновщина» ныне существующая де-факто, будет закреплена де-юре. И страна начнёт расползаться по швам. Запад делает вид, что он не саботирует Минские соглашения, понимая при этом, что на деле они выполняться не будут.