Утечка под микроскопом
Кадр телесюжета о совещании у президента по оборонной тематике
Источник: НТВ
Как самоходный подводный аппарат «Статус» вызвал всемирную панику
Случайно попавший в репортаж о прошедшем 9 ноября 2015 года совещании о проблемах ОПК под председательством президента России Владимира Путина слайд с изображением океанской многоцелевой системы «Статус-6» мгновенно стал мировой сенсацией.
Уже на следующий день пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков был вынужден признать, что в ходе мероприятия была допущена утечка информации. Согласно попавшей в открытый доступ странице презентации новая система предназначена для «поражения важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».
Нет ничего удивительного, что в иностранных средствах массовой информации «Статус» тут же стали сравнивать с «грязной бомбой» или со старым проектом так называемой торпеды Сахарова, чья термоядерная боевая часть, взорвавшись недалеко от побережья США, должна была вызвать сверхмощное цунами.
Давайте все-таки попробуем разобраться, что же такое океанская многоцелевая система (ОМС) «Статус-6».
Антология сенсации
Итак, что известно об ОМС? Основа системы – это некий самоходный подводный аппарат достаточно большого размера, носителями которого являются две новейшие, пока еще строящиеся, но уже сейчас окутанные ореолом таинственности подводные лодки «Хабаровск» и «Белгород».
Сразу следует отметить, что разговоры о том, что в интересах ВМФ России идут создание и испытания некой беспилотной подводной системы, ведутся уже давно, примерно с середины 2000-х годов. В частности, газета «Военно-промышленный курьер» в статье «Глубочайшая тайна России» попыталась обобщить всю имеющуюся по данному проекту информацию.
В вышедшей 12 августа нынешнего года статье отмечалось, что испытания беспилотника с вероятным шифром «Скиф», которые обеспечиваются специальной баржей и вспомогательным судном «Звездочка», уже активно ведутся с борта опытовой подводной лодки «Саров». А носителем нового многофункционального изделия, предназначенного для решения широкого круга задач, с большой долей вероятности станет атомная субмарина проекта 09851 «Хабаровск».
Уже после выхода статьи в «ВПК», а именно 8 сентября 2015 года, американский ресурс Freebeacon на своем интернет-портале разместил статью Russia Building Nuclear-Armed Drone Submarine («Россия создает беспилотную субмарину с ядерной боевой частью»), автор которой Билл Гертц со ссылкой на неназванного представителя Пентагона сообщил, что некий российский беспилотный аппарат с боевой частью в одну мегатонну создается для уничтожения основных американских портов и военно-морских баз, в частности тех, где базируются ПЛАРБ ВМС США. По данным источника издания, американские военные присвоили данному проекту шифр Canyon («Каньон»).
Примечательно, что Freebeacon даже разместил изображение предполагаемого внешнего вида «Каньона» – футуристического вида обтекаемая конструкция с несколькими крышками торпедных аппаратов в носовой части. В то же время официальный представитель Пентагона отказался дать изданию комментарий о якобы ведущихся в России работах по созданию подводного дрона с ЯБЧ.
Спустя два месяца история подводного беспилотника опять всплыла на поверхность, на этот раз в виде утечки информации с совещания под председательством Путина.
Что мы видим?
В пользу того, что основой океанской многоцелевой системы «Статус-6» является самоходный подводный аппарат (СПА) и загадочный «Скиф», испытывающийся с борта опытовой субмарины, говорит такой факт – на известной фотографии с презентации в самом низу, даже несмотря на плохое качество, можно рассмотреть характерное изображение дизельной подводной лодки Б-90 и судна обеспечения проекта 20180 с подписями «Подводная лодка «Саров» и «Судно обеспечения «Звездочка», которые являются «Средствами обеспечения испытаний и эксплуатации ОМС «Статус-6».
Но если АПЛ «Хабаровск» уже предполагалась в качестве носителя подводного беспилотника, то появление в этом же качестве строящегося в интересах Главного управления глубоководных исследований «Белгорода», рассматривающегося до недавнего времени только в качестве носителя глубоководных подводных аппаратов и батискафов, а также атомных глубоководных станций (АГС), действительно стало сюрпризом.
Следует отметить, что несмотря на режим секретности и одну из самых высоких степеней закрытости, ГУГИ всегда позиционировало свои подводные аппараты, АГС и суда только как научно-исследовательские. Во время уникального похода в 2012 году экспедиции «Севморгео» с целью доказать, что подводный хребет Ломоносова и Менделеева является продолжением российского континентального шельфа, главную работу выполняли АГС проекта 10831 «Лошарик» и ее носитель БС-136. Эти подводные лодки в официальных заявлениях Минобороны назывались НИПЛ – научно-исследовательские подводные лодки.
Носитель "Лошарика" АПЛ БС-136. Фото с сайта militaryrussia.ru
Примечательно, что если предполагаемый внешний вид «Хабаровска» еще до появления презентации хотя и достаточно схематично, но уже был известен, то «Белгород» засветился впервые. Если сравнивать лодку проекта 09852 с исходной АПЛ проекта 949А, то сразу бросается в глаза характерная для новейших подводных ракетоносцев «Борей» скошенная вперед рубка. Изменилась на «Белгороде» и носовая часть, вероятнее всего, перестроенная под установку более сложной гидроакустической станции и опять-таки напоминающая РПКСН проекта 955.
На слайде новейшая подводная лодка изображена с пристыкованным подводным аппаратом «Консул» в верхней части корпуса и атомной глубоководной станцией (предположительно проекта 10831 «Лошарик») под килем.
Но все же самое интересное – это так называемый самоходный подводный аппарат (СПА), являющийся ядром всей океанской многофункциональной системы. И если американские СМИ изображали российский подводный дрон в виде некого хай-тек-аппарата, то на слайде он скорее напоминает обычную торпеду. При внимательном рассмотрении указанных под изображением тактико-технических характеристик СПА можно разобрать, что «глубина хода» (возможно, «глубина выхода») аппарата равняется одной тысяче метров, скорость хода – либо 195, либо 95 километров в час, а дальность хода – до 10 тысяч километров или метров. Калибр аппарата – либо 1,4, либо 1,6 метра.
Самоходный аппарат состоит из нескольких отсеков, из-за низкого качества картинки удалось достоверно определить подписи только под двумя: «Боевой модуль» и «Двигательная установка». При этом первые три отсека тоже называются модулями, включая уже упомянутый «боевой», еще перед «двигательной установкой» расположена некая «реагентная установка».
Но самое интересное скрывается в левом нижнем углу, где можно рассмотреть рисунок двух построек с надписью «Средства боевого управления связи».
Сам проект разбит на три этапа, названия которых установить не удалось, но у двух можно рассмотреть их временные промежутки – «до 2015 года», «с 2015 по 2025 год».
Вопросы и загадки
Если проанализировать полученные данные и сопоставить их с уже имеющимися по ПЛ «Саров» и проекту «Скиф», то можно сделать следующие выводы: СПА – это не только носитель ядерной боевой части, а некая единая платформа, на которую в зависимости от поставленной задачи устанавливаются определенные модули.
Универсальность аппарата подчеркивается и названием: «Статус-6» – океанская многофункциональная система. Не исключено, что цифра 6 в данном контексте говорит о том, что вариант с ядерной боевой частью всего лишь шестой в линейке других изделий, созданных в рамках «Статуса».
Не совсем понятно, какие типы боевых модулей помимо ЯБЧ могут устанавливаться на самоходные подводные аппараты. Можно предположить, что речь идет о самонаводящихся подводных минах, а также мощных самонаводящихся зарядах с обычными взрывчатыми веществами для уничтожения вражеских кораблей, в частности авианосцев. Не исключено, что вместо боевых модулей будут устанавливаться системы постановки помех или некие разведывательные комплексы.
Сам СПА – достаточно большое изделие длиной примерно от 24 до 26 метров. Как указывалось в статье «Глубочайшая тайна России», вероятнее всего, аппарат находится в специальном контейнере, позволяющем устанавливать его на глубине до тысячи метров.
Анализ доступных фотографий изделий, загружаемых в «Саров» во время испытаний в Белом море, показывает, что это не совсем глубоководные контейнеры, а скорее конструкция для испытания торпедного аппарата – пусковой установки калибра 1,4–1,6 метра, установленной на Б-90. Поэтому можно предположить, что СПА все же запускается с подводной лодки-носителя, как обычная торпеда, хотя и не исключено, что есть и вариант с установкой в глубоководном контейнере.
Выход в море ПЛ "Саров" 06.06.2011Источник: kuleshovoleg.livejournal.com
В настоящее время на Б-90 «Саров», по имеющимся данным, установлены одна-две пусковые установки с вероятным боекомплектом от одного до четырех СПА. Можно предположить, что на «Хабаровске» будет уже от трех до пяти ПУ с боекомплектом от трех до десяти подводных аппаратов. Остается только гадать, сколько пусковых установок будет на «Белгороде».
В статье «Глубочайшая тайна России» высказывалось предположение, что «Хабаровск» – это первая российская АПЛ пятого поколения. Однако есть вероятность, что несмотря на достаточно большие габариты и водоизмещение в десятки тысяч тонн, новейшая АПЛ может оказаться неким гибридом АГС с обычной атомной подводной лодкой, способной погружаться на глубину до тысячи метров для запуска СПА.
Достаточно интересны и тактико-технические характеристики нового подводного аппарата, указанные в презентации, в частности дальность хода до 10 тысяч километров. Достигнуть таких показателей возможно только в случае использования атомного реактора.
Конечно, предположение о наличие на СПА ядерной силовой установки на первый взгляд выглядит фантастическим, но о том, что в интересах советского ВМФ велась разработка торпед с «энергетической установкой двойного цикла с ядерным реактором», упоминается не только в мемуарах советских военных моряков, но и – пусть косвенно – в некоторых научных работах. В частности, такие торпеды могли длительное время следовать за американскими авианосцами и при необходимости по команде из центра уничтожить их.
Вызывает вопрос возможность двустороннего обмена информацией между СПА и наземным комплексом связи и управления. С учетом указанной рабочей глубины до одной тысячи метров не совсем понятно, какие системы могут обеспечить нормальную двустороннюю связь и передачу информации. Как вариант можно предложить наличие на СПА буксируемых антенн длиной несколько сотен метров.
Не исключено, что часть вспомогательных задач по управлению и связи с самоходными подводными аппаратами будет возложена на комплекс связи на сверхнизких частотах «Зевс». Как заявил газете Северного флота «Боевая вахта» командир комплекса капитан 1-го ранга Андрей Мольков, «Зевс» в ближайшее время ждет коренная реконструкция и по сути создание нового комплекса связи.
Если предположить, что наведение на цель самоходного подводного аппарата может осуществляться в режиме реального времени – по данным космической, воздушной и других видов разведки, то средства боевого управления и связи ОМС «Статус» должны состоять из двух систем: первая обрабатывает полученные данные, формирует команды, вторая передает их непосредственно на СПА.
Так что там у русских?
Подведем краткие итоги. Океанская многоцелевая система «Статус» ведет свою историю еще с середины 80-х годов. В основе ОМС – самодвижущийся подводный аппарат с ядерной энергетической установкой, запускающийся из торпедной аппарата-пусковой установки калибра 1,4–1,6 метра. СПА способен не только наносить ядерные удары, как указывалось в презентации, но и охотиться за вражескими кораблями, вести разведку и т. д. Управляется аппарат с наземного командного пункта управления, и не исключено, что частично с использованием модернизирующейся сейчас станции «Зевс».
Носителями СПА будут две подводные лодки, одна из которых («Белгород») имеет непосредственное отношение к работам на большой глубине, а вторая («Хабаровск»), вероятнее всего, гибрид ПЛ с АГС, способная погружаться на глубину до одной тысячи метров.
Алексей Рамм
Дмитрий Корнев
Дмитрий Болтенков
Опубликовано в выпуске № 45 (611) за 25 ноября 2015 года