«Аэрофлот» борется за «закон об авиадебоширах»
В четверг, 2 июля, ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» обнародовало статистику авиадебошей, зафиксированных на бортах авиакомпании в первом полугодии 2015 года. По данным компании, только за 6 месяцев самолеты «Аэрофлота» совершили 3 вынужденных посадки из-за нарушения общественного порядка и неадекватного поведения пассажиров на борту.
За предыдущие два года таких случаев насчитывалось в 2 раза меньше. Возросло и количество нарушений правил поведения в салоне самолета: 164 за полугодие 2015-го (1,71 на 100 тыс. пассажиров) против 337 (1,43 на 100 тыс.) в течение всего 2014-го года. Только благодаря профилактической работе на стадии посадки в самолет удалось избежать множества подобных случаев: в течение прошедших месяцев авиакомпания отказала в перевозке на своих рейсах 394 пассажирам, ведущим себя неадекватно (4,1 на 100 тыс. пассажиров), тогда как за весь 2014 год таких случаев было 1023 (4,35 на 100 тыс.).
Данная статистика наглядно иллюстрирует проблему: количество авиадебошей неумолимо растет, а эффективных способов борьбы с этим явлением до сих пор не существует. По словам исполнительного директора консалтинговой компании Heads Никиты Куликова, «данная статистика соответствует действительности и отражает психологическую обстановку населения в целом, и не в последнюю очередь в этом сыграл финансовый кризис 2015 года. Рост количества "буйных" пассажиров связан именно с этими негативными последствиями, в связи с чем, выезжая на отдых, люди начинают позволять себе "немного лишнего" еще в самолете. В целом же рынок авиаперевозок в настоящее время и так достаточно защищен, но с поправкой на защиту от террористических угроз, а не от своих пассажиров, которые оказывают негативное моральное воздействие на экипаж».
Так или иначе, но авиаперевозчики забили тревогу уже давно: «закон об авиадебоширах» был принят Госдумой в первом чтении еще год назад. Тогда с подачи «Аэрофлота» в законодательный орган было внесено предложение легализовать «черные списки» буйных пассажиров, которые уже имели проблемы из-за нарушений общественного порядка в полете или при посадке в самолет. Кроме того, в законопроект был заложен принцип неотвратимости наказания за хулиганство на борту, поскольку большинство дебоширов, создавших проблемы соседям по салону и экипажу самолета, отделались «легким испугом» и запросто продолжают пить и дебоширить при каждом удобном случае.
Несколько выделяется из общего ряда история Сергея Кабалова: в 2014 году бизнесмена признали виновным в попытке угона самолета, обвинение требовало для дебошира 12 лет лишения свободы. Кабалов угрожал пассажирам, избил бортпроводника и пытался прорваться в кабину летчиков. В итоге в колонии Кабалов пробыл 1 год и 8 месяцев, после чего благополучно отбыл на свободу. Однако и в данном случае «награда нашла героя» не только вследствие широкой огласки дела. Сразу после того, как самолет был вынужден совершить незапланированную посадку, Кабалова задержали сотрудники полиции, но вскоре отпустили. И, не пропади бизнесмен сначала в Египте, а потом в Белоруссии, скрываясь от правосудия, возможно, никакого наказания бы и не последовало. Сейчас работает только система административного воздействия на «воздушных хулиганов», законопроект же предусматривал перевод ответственности за подобное поведение в плоскость уголовного права. Кроме того, рассматривалось кратное увеличение штрафов за дебош в самолете, поскольку нынешние не производят на нарушителей порядка никакого впечатления.
Еще одним важным пунктом, внесенным в новый законопроект, было разрешение на применение средств сдерживания членами воздушного экипажа. Сейчас ни бортпроводники, ни летная группа не имеют возможности нейтрализовать разбушевавшегося драчуна ничем, кроме собственных рук. Что, как показывает случай с Кабаловым, может быть опасно для жизни и здоровья всех, кто находится рядом с дебоширом. Это и стало камнем преткновения при разработке нового закона. Дискуссия по этому вопросу длится не один год.
Принятие такого решения требует дополнительных мер, связанных с обучением персонала авиакомпаний обращению со средствами защиты и оружием, считает юрист Европейской юридической службы Никита Захаров. «Спецсредства будут применяться членами экипажа, которые не имеют многолетней специальной подготовки. Любое неудачное или непрофессиональное обращение с оружием и спецсредствами в полете может повлечь за собой негативные последствия», - отмечает эксперт. С ним соглашается и председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго: «Летящий авиалайнер - это не самое лучшее место для стрельбы, даже в целях задержания преступника. Наличие большого количества узлов и механизмов, опасность разгерметизации и взрывов кислородных баллонов, сводят на нет все возможные плюсы от применения оружия экипажем на борту».
С этим тезисом спорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. По его словам, нужно думать не о жестокости в отношении дебоширов в состоянии алкогольного опьянения, а о людях, которые могут пострадать, и об их безопасности и только. Компромиссное решение предлагает адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов: «Хорошее предложение - это введение авиационных маршалов. Однако проблема с введением такой службы связана с разработкой законодательной базы. И определения рамок полномочий этих сотрудников. Услуги авиационных маршалов предполагают большие затраты, в том числе увеличение цен на авиабилеты. Вместе с тем авиационные маршалы - профессионалы, подготовленные и эффективные люди. Авиационные маршалы есть в США, эта служба давно существует, и они на борту как раз находятся с оружием. Если сравнивать наличие авиационных маршалов с возможностью обеспечить сотрудников спецсредствами, то затраты будут меньше. Однако есть серьезные сомнения, что экипаж будет в состоянии справиться с и так многими обязанностями, и необходимостью усмирять пассажиров».
В любом случае, такие меры следует серьезно обсуждать на всех уровнях, а не прятать голову в песок, делая вид, что проблемы не существует. Пока же руки у депутатов до второго чтения закона так и не дошли. Уже год документ путешествует по чиновничьим кабинетам, а воз и ныне там. Авиакомпании по-прежнему лишены мало-мальски приемлемых инструментов борьбы с этим явлением. Так что все спасаются, как могут. «Аэрофлот», например, запретил распитие спиртных напитков на борту: компания объявила о решении запретить продажу алкогольных напитков в экономическом классе на дальнемагистральных рейсах. Вслед за ним подобные решения приняли и ряд других авиаперевозчиков. Это действительно позволило снизить количество опасных ситуаций, но все же не до конца - ведь никто не запрещает пассажиру «набраться» еще до рейса. Если такой человек умудряется обмануть бдительность сотрудников авиакомпании и попадает на борт, экипаж вынужден совершать незапланированные посадки, чтобы вывести дебошира за пределы салона и сдать на руки полиции. А это - огромные издержки авиакомпании, гнев добропорядочных пассажиров, многие из которых совершают стыковочные рейсы и не могут позволить себе задержку на 4-5 часов, угроза репутации перевозчика.
Генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ Азат Мулгимов полагает, что внедрение подобных превентивных мер можно расширить. Например, взять на вооружение опыт аэропорта Стамбула, где регламентирована доза продажи алкоголя в дьюти-фри: при покупке сканируется посадочный талон, и пассажир не может купить спиртного больше, чем установлено правилами.
Однако перекладывать всю ответственность на плечи авиаперевозчиков, не обеспечив их более-менее внятной законодательной «подушкой безопасности», все же неверно. Отрасль ждет от Госдумы живого участия в разрешении проблемы. И, пока его не будет, и пассажиры, и перевозчики будут страдать от авиадебоширов.