A321neo LR vs МС-21-400
29 янв, 2015 0 Комментариев 33 Просмотров

A321neo LR vs МС-21-400

Пресс-конференция 13 января 2015 года в Тулузе, на которой Airbus представлял итоги прошедшего года и планы на Новый 2015-й, послужила площадкой для обнародования принятого европейским авиа-гигантом решения на запуск программы самолета «A321neo 97 tons» (альтернативное обозначение - A321neo LR).


Самолет представляет новый вариант исполнения A321, отличающийся повышенным, на три с половиной тонны, максимальным взлетным весом и двигателями следующего поколения. Он станет самым крупным членом растущего семейства европейских авиалайнеров с так называемым «узким фюзеляжем», в поперечном сечении которого размещаются две пары по шесть кресел, разделенные проходом.


Базовый A321neo взлетным весом 93,5 тонны разрабатывается для перевозки на 185 пассажиров (в салоне двух классов, 16 бизнес 169 экономического) на дальность до 6850 км. А вариант A321neo 97 tons, по утверждению производителя, сможет встать на рейсы протяженностью до 4000 морских миль, что составляет 7412 км. Его салон будет сделан с применением технологий Cabin-Flex, в расчете на 206 мест в салоне двух классов обслуживания. Рост дальности достигается за счет дополнительных топливных баков в фюзеляже (у базовой модели максимальная заправка – 29500 литров).


Безусловно, господин Fabrice Bregier принес хорошую новость авиакомпаниям. Те, что эксплуатируют семейство A320, смогут пополнить свой парк совместимой «по технике» машиной вместимостью порядка двухсот пассажиров. Вместе с тем, решение Airbus наносит очередной удар по планам возрождения нашего отечественного авиапрома.


По состоянию на начало 2015 года, Россия выпускает (правда, в крайне ограниченном количестве), самые вместительные и дальние узкофюзеляжные авиалайнеры мира – семейство Ту-204/214. Максимальный взлетный вес для самого тяжелого (пассажирского) варианта Ту-214 – 110,75 тонн. Он перевозит: в двухклассной компоновке 164 пассажира, одноклассной – до 210.


Серийно выпускаемый А321 и недавно сертифицированный Ту-204СМ показывают близкие транспортные возможности при перевозке пассажиров на дальность 4-5,5 тысяч километров. Чем меньше дальность, тем больше по топливу выигрывает более легкий «аэробус». А отечественный самолет с его большим максимальным взлетным весом, крылом большей площади (183 кв. метра против 122,6) и объемов топливных баков показывает себя лучше на дальних маршрутах. С появлением более тяжелого и экономичного A321neo 97 tons преимущество и на многочасовых рейсах перейдет к «аэробусу».


В наступившем году Корпорация «Иркут» обещает собрать прототип узкофюзеляжного авиалайнера следующего поколения МС-21-300, в течение двух лет его сертифицировать и вывести на рынок. А затем – разработать вариант с индексом «-400», отличающийся удлиненным фюзеляжем (вместимость – свыше двухсот человек), увеличенным крылом и более мощными двигателями ПД-14М. Запуск европейцами программы A321neo 97 tons с близкими характеристиками порождает прямого конкурента МС-21-400.


Программа A320neo


Плод эволюции удачного A320, впервые поднявшего в воздух 22 февраля 1987 года, вариант с суффиксом «ceo» отличается наличием шарклетов (Sharklets – загнутые кверху дополнительные законцовки крыла, увеличивающие значения подъемной силы и аэродинамического качества за счет использования энергии концевого вихря).


Эта машина недавно поступила на эксплуатацию, и летает, в том числе, на маршрутах из Шереметьево. По ходу брифинга 13 января, среди авиакомпаний мира, продолжающих получать новенькие, с завода, самолеты A320ceo, Fabrice Bregier упомянул и Аэрофлот.


Следующий шаг эволюции - A320neo с заменой двигателей (серийные машины комплектуются CFM.56 либо V2500) на более экономичные. На выбор предлагаются моторы Pratt&Whitney PW1100G и CFM International LEAP-1A. Проект запустили в декабре 2010 года, стартовых заказчиков объявили в январе 2011-го.


Опытная машина впервые поднялась в воздух 25 сентября 2014 года. Ближе к концу года американские авиационные власти выдали Pratt&Whitney сертификат типа на PW1100G-JM. К настоящему моменту налет превысил сто пятьдесят часов в более чем пятидесяти полетах. Отмечено снижение расхода топлива в расчете на одного пассажира около 20%. A320neo заявлен на сертификацию в третьем квартале, поставки авиакомпаниям начнутся в конце наступившего года.


Сравнивая обновленный самолет с базовым вариантом образца 2010 года, Тулуза заявляет, что ей удастся достичь существенного снижения расхода топлива в расчете на одного пассажира: на 19% для A319 и 21% для A321. Если Pratt&Whitney выполнит свои обещания по снижению удельного расхода серийных двигателей нового поколения, то к 2019 году придет дополнительное снижение на 2%.


Начиная с конца 2012 года, семейство А320 выпускаются темпом 40-42 машины ежемесячно. Как было заявлено на брифинге 13 января, в краткосрочной перспективе увеличения не будет. Причина: продолжается непростой процесс перевода производства на новую конструкцию планера по стандарту «neo».


Участники пресс-конференции заверили журналистов, что «все идет по плану». Если так продолжится и дальше, то возможно увеличение месячного выпуска до 46 единиц начиная с 2016 года.


Заказы


Прошлый год поставки узкофюзеляжных самолетов семейства А320 составили 490 против 493 в 2013-м. А новых заказов получено на 1321 машину. С учетом покупателей, которые пока решили не разглашать свои сделки, в течение 2014 года Airbus получил заказы на 1041 A320neo и 504 A320ceo. Варианты с суффиксом «neo» - не только более экономичные, и дорогие. Каталожная стоимость A321 с двигателями CFM56 или V2500 составляет 113,7, а A321neo – 124,4 миллиона долларов.


С момента начала продаж и до настоящего времени на обновленную машину подписались семьдесят клиентов. Они заказали самолеты с индексом «neo» в количестве свыше 3600 единиц. А всего европейский производитель продал порядка одиннадцати с половиной тысяч узкофюзеляжных самолетов. Свыше шести тысяч уже поставлено (включая более тысячи A321), и пять с половиной тысяч еще предстоит поставить (из них более 1300 - A321/ceo/neo).


Начало летных испытаний А320neo не подвело черту под продажами текущей серийной модели: после 25 сентября на самолеты с суффиксом «ceo» получено еще триста дополнительных заказов.


Старший вице-президент Airbus господин Джон Лихи (John Leahy) утверждает, что битва «A320neo – 737MAX» пока идет за преимуществом европейского производителя. Соотношение по продажам составляет примерно 60 на 40. «Таким образом, отчетливо просматривается большая склонность игроков рынка к нашему самолету», - заключил он.


При этом Airbus признает, что самолеты малой вместимости A319neo продаются значительно хуже A320neо и A321neo. Однако фирма не намерена отказываться от его производства. Хотя бы потому, что эта модель лучше всего подходит для создания делового варианта самолета в линейке Airbus Corporate Jets. «ACJ319 будет самым продаваемым в сегменте самолетов с салонами повышенной комфортности», - заявил Fabrice Bregier.


Самолет для Udvar-Hazy


Перспективный A321neo варианта LR c увеличенным до 97 тонн максимальным взлетным весом обещает быть на 23% экономичнее серийного самолета А321 «образца 2010 года». При этом во внимание принимается не только улучшения по линии аэродинамики и силовой установки, но и небольшой рост максимальной вместимости за счет тщательной перекомпоновки салона на основе решений Airbus Cabin-Flex.


Сегодня для заказа доступен салон с максимальным числом кресел мест до 220. Мероприятия по программе Cabin-Flex в будущем должны позволить увеличить эту цифру до 240. За счет более рационального использования внутреннего пространства, при сохранении габаритной длины самолета 44,51 метра, салона – 34,44 метра.


По мнению Airbus, перспективный A321neo LR станет хорошей заменой Boeing 757-200. Последний поставлялся авиакомпаниям в период с декабря 1982 года. Вариант с взлетной массой 115,6 тонн мог перевозить 186 пассажиров на дальность до семи тысяч километров. Предлагались различные компоновки салона, в том числе с количеством пассажирских мест до 239.


Получить на A321neo дальность полета, близкую к цифрам более тяжелого «боинга», можно с помощью дополнительного топливного бака в фюзеляже, размещаемого в пространстве под основной палубой. Кроме того, конструкторам потребуется внести «небольшие изменения в крыло и фюзеляж.


Предварительные расчеты показывают, что новый самолет – пусть он и легче «боинга» - за счет лучшей экономичности (на 30%) будет обладать лучшими значениями «коммерческая нагрузка – дальность».


Рынок может составить порядка пятисот единиц на замену существующего парка и еще пятьсот из-за общего роста рыночной потребности в самолетах с таким уровнем вместимости и дальности полета. Данная оценка прозвучала 13 января из уст Fabrice Bregier.


Первым покупателем A321neo LR стала лизинговая компания Air Lease Corporation, возглавляемая легендой рынка – господином Steven F. Udvar-Há-zy. С ней подписан меморандум о взаимопонимании на тридцать A321neo в дополнение к ранее размешенным контрактам на шестьдесят узкофюзеляжных лайнеров следующего поколения. Таким образом, лизинговая фирма из Лос-Анжелеса становится стартовым заказчиком новой модели европейского авиалайнера. Первая поставка – до 2019 года. «Компания ALC хочет создать себе площадку в каждом из многообещающих секторов рынка, включая те, которые могут быть открыты при помощи нового варианта A321neo», - прокомментировал ситуацию Udvar-Há-zy.


По утверждению Airbus, A321neo 97tons станет самым дальним самолетов из всех известных узкофюзеляжных самолетов, которые присутствуют на мировом рынке. «Он идеально подходит для полетов по трансатлантическим маршрутам и позволит авиакомпаниям эксплуатировать узкофюзеляжные самолеты на дальних маршрутах, которые ранее были не под силу машинам данного класса».


Пресс-релиз Airbus содержит следующую фразу старшего вице-президента John Leahy: «Рынок узкофюзеляжных самолетов повышенной дальности полета представляется нам весьма доходным. На нем будет доминировать A321neo, благодаря лучшему уровню комфорта, экономическим показателям и значениям дальности полета. Новый вариант исполнения A321neo представляет машину, способную генерировать высокую прибыль, которая поможет нашим заказчикам отрыть много новых возможностей».


A321neo LR против МС-21-400


Всё вышеперечисленное ставит A321neo 97tons по характеристикам «коммерческая нагрузка – дальность полета» в один ряд с более тяжелыми российскими самолетами семейства Ту-204/214. Правда, последние выпускаются штучно и их присутствие на мировом рынке по сути лишь номинальное. А к 2019 году, когда товарные экземпляры нового европейского самолета появятся на рынке, выпуск Ту-204/214, скорее всего, будет окончательно свернут.


По этой причине глупо винить европейских авиастроителей в том, что они сознательно лишают отечественных производителей сладких остатков некогда большого, а сегодня практически вымершего, рынка реактивных пассажирских самолетов. Какого-то специального «злого умысла» в адрес России действия Airbus, разумеется, не несут.


Политика руководства ОАК на протяжении последних лет делала ставку на продвижение стоместного Sukhoi Superjet 100, в том числе и путем искусственного удаления с рынка его «конкурентов». Несмотря на вдвое более вместительный салон, в число последних попала и «тушка» - битва ведь шла не за характеристики и за покупателя, а за доступ к средствам государственной казны и дешевым кредитам системообразующих банков.


Однако утверждать, что появление A321neo 97tons не произведет никакого влияния на отечественный авиапром, нельзя. Пусть пассажирские самолеты заводы России производят штучно, амбиции и у наших авиастроителей и руководителей государства не малые. Речь идет, в первую очередь, о программе создания самолета МС-21, задуманного в качестве прямого конкурента Airbus A320 и Boeing 737.


Кроме базового МС-21-300 с двигателями PW1000 или ПД-14 тягой в 14 тонн, в семействе предполагается наличие еще и варианта с индексом «-400», отличающегося удлиненным фюзеляжем. Это повышает вместимость самолета до двухсот – двухсот десяти пассажиров, что соизмеримой с Ту-204/214. МС-21-400 планируется оснастить крылом увеличенного размаха и площади, а также более мощными двигателями ПД-14М в классе тяги 16 тонн.


Начиная с середины девяностых годов прошлого века, в авиационном сообществе довольно часто говорилось о неких «окнах возможностей» для отечественного авиапрома. Смысл сводился к поиску места на рынке гражданской авиатехники, которое Россия могла бы занять со своими «нишевыми» продуктами, избегая прямой конкуренции с мощными американскими и европейскими производителями. На рубеже веков одно из таких «окон» виделось в авиалайнерах вместимостью двести пассажиров, которые могли бы продаваться на рынке после снятия с производства Boeing 757.


Действиями предыдущего руководителя ОАК, а лучше сказать - его бездействием, программа Ту-204СМ, на которую государство потратило определенные средства по линии федеральных целевых программ, фактически оказалась сорванной. А жаль: модернизированный самолет «туполевской» линейки мог бы занять часть мирового рынка в качестве своевременной замены списываемых из парка авиакомпаний самолетов типа Boeing 757. Западные производители подобной техникой не занимались, и на рынке образовалась незакрытая «ниша». На нее и нацеливали МС-21-400.


Появление же A321neo 97tons вместе с планами реализовать до тысячи таких машин не может не повлиять на планы по МС-21. Возможно, с вариантом «-400» придется повременить, ввиду переоценки платежеспособного спроса на такую машину в свете наличия сильного европейского конкурента. Вместе с тем, без борьбы за рынок реализовать на нем свою продукцию в сколь-нибудь заметных количествах тоже вряд ли получится.


Если ОАК и дальше продолжит «ровно сидеть» на пятой точке опоры, не предпринимая активных действий по модернизации производства, продуктовой линейки и, главное, разработке и внедрению в массовое строительство современных авиалайнеров – не тех, которые он может создать, а тех, что востребованы авиакомпаниями - задание Кремля по выходу на третье место среди ведущих мировых производителей гражданской авиатехники не выполнить никогда.


Сравнительная таблица основных характеристик самолетовИсточник: Aviation Explorer

Владимир Карнозов

Источник: http://www.aex.ru/

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация