Челомей и Никулин под общей обложкой
27 янв, 2015 0 Комментариев 12 Просмотров

Челомей и Никулин под общей обложкой

Лашков А. Ю., Голотюк В. Л. «100-летие противовоздушной обороны России. 1914–2014» (в двух томах). М., издательство «Русские витязи», 2014, илл.

Такие книги появляются на свет раз в 100 лет. И не только потому, что выпуск приурочен к вековому юбилею. Это фундаментальный труд, вбирающий бесценный фактологический и фотографический материал. Иметь такие два тома в домашней библиотеке пожелал бы каждый, кто хоть немного интересуется историей Войск ПВО.

«100-летие противовоздушной обороны России. 1914–2014»

Министр обороны Сергей Шойгу в предисловии к книге пишет: «Перед вами уникальное издание, посвященное знаменательной дате – 100-летию создания противовоздушной обороны России. В нем нашли отражение основные этапы развития воздушной и противовоздушной обороны страны, а также судьбы творивших ее историю людей. Здесь собрано много ярких, интересных фактов и редких фотодокументов, в которых запечатлен вековой путь одного из самых интеллектуальных видов Вооруженных Сил. Книга несет в себе мощный эмоциональный заряд гражданственности и патриотизма, вызывает у читателя чувство гордости за принадлежность к великой державе, уважение к ее армии».

Первый том охватывает период с 1914 по 1941 год и посвящен истории создания и развития ПВО России. В нем отражены основные этапы строительства системы защиты Отечества в воздушном пространстве. В основу многих материалов положены архивные источники и рассекреченные документы.

8 декабря 1914 года может рассматриваться как дата создания первой организованной воздушной (противовоздушной) обороны столицы Российской империи. Общее руководство было возложено на главу Офицерской электротехнической школы генерал-майора Георгия Бурмана – первого начальника ПВО Петроградского района. Из книги мы узнаем о том, как строилась эта оборона, какие издавались инструкции, подписанные начальником штаба 6-й армии генерал-майором Михаилом Бонч-Бруевичем.

Среди фотографий, опубликованных в издании, есть одна, на которой запечатлены летчики Славяно-Британского авиационного корпуса. Оказывается, был и такой. В 1918 году для воздушной поддержки сухопутных войск руководство союзных сил сформировало ВВФ Северной области, основу которого составил Славяно-Британский авиационный корпус. В нем было два авиаотряда, укомплектованных русскими летчиками и английскими спецами. Особое внимание в книге уделено героизму и мужеству воинов ПВО, проявленным на полях сражений Первой мировой.

К началу 1920 года значительная часть штатных зенитных средств РККА находилась в ведении управления начальника броневых сил (38 орудий), распределенных по бронепоездам. Красные летчики осваивали «Ньюпор», «Спад», «Сопвич Снайп», «Де Хэвилленд» и другие модели. В апреле 1930 года построен отечественный истребитель И-5. С 1932-го началось его серийное производство с отечественным двигателем М-22. На вооружении ВУВС РККА он простоял девять лет, на него возлагались также задачи противовоздушной обороны.

Челомей и Никулин под общей обложкойСтароверы 1-го авиапарка, переведенного
из Петрограда для обеспечения воздушной
обороны Одесского военного округа

В предвоенный период Войска ПВО прошли непростой путь организационного становления и перевооружения. К началу Великой Отечественной они были обеспечены зенитными орудиями среднего калибра на 84 процента, пушками малого калибра – почти на 70 процентов, зенитными пулеметами – без малого на 60 процентов. В СССР имелось 75 установок радиообнаружения. Война застала некоторые части в процессе освоения новой материальной базы. В мае и июне 1941 года шло интенсивное перевооружение на орудия 85-миллиметрового калибра.

В Великую Отечественную выдающимся достижением советской военной науки стал переход на общевойсковую основу ведения боевых действий объединениями, соединениями и частями родов войск под руководством оперативных командований в каждой сфере вооруженной борьбы (сухопутные фронты, флоты, фронты ПВО). Войну Войска противовоздушной обороны страны завершили в составе четырех фронтов ПВО действующей армии. Об этом рассказывается во втором томе книги.

Содержится в издании и информация о том, как и когда в нашей стране начинали создавать беспилотную боевую технику, в частности первые крылатые ракеты. Приводится ранее не публиковавшийся в широкой печати снимок ракеты 10Х, созданной еще в 1945 году в соответствии с Постановлением ГКО № 7350 от 18 января 1945 года (по аналогии с германским самолетом-снарядом V-1). Эту работу возложили на конструктора Владимира Челомея. Весной 1945-го в Средней Азии были проведены первые испытания опытных образцов. Но наличие недоработок исключило тогда возможность использования КР 10Х в боевых условиях.

Послевоенные годы отмечены многочисленными, не всегда хорошо продуманными реорганизациями Войск ПВО. Об этой странице истории говорится довольно критично. Между тем потенциальный противник стал настойчиво напоминать о себе, активно проникая в воздушное пространство нашего государства вплоть до Москвы. Именно тогда решался вопрос: быть нашей стране или не быть, подвергнется она ядерному нападению или нет. Сбитый под Свердловском самолет-шпион U-2 с летчиком Пауэрсом – лишь один эпизод тех провокационных полетов. Неоднократные попытки США и их союзников по блоку НАТО проверить на прочность воздушные границы СССР всегда терпели фиаско.

Противовоздушный щит вокруг Москвы создавался как непроницаемый. Однако неразбериха с организацией системы ПВО спустя годы продолжилась, что подтвердил полет Матиаса Руста. Следствием до конца не продуманной политики реформ стало подписание указа президента РФ от 16 июля 1997 года № 725 «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Он по сути привел к разрушению отлаженной государственной системы противовоздушной обороны и ликвидации организационных предпосылок для преобразования систем ПВО и РКО в единую ВКО.

Новые виды угроз из воздушного (воздушно-космического) пространства потребовали коренной перестройки системы Войск ПВО страны, которые в конечном счете стали надежным гарантом безопасности и стабильности.

В книге публикуется множество редчайших снимков, например фото трофейной авиационной техники возле Большого театра в Москве или актеров Владимира Басова, Юрия Никулина, Анатолия Папанова в период их службы в Войсках ПВО.

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация