Особая папка
08 май, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Особая папка

 В войну завод К-4, эвакуированный на Урал из Ленинграда, обеспечивал фронтовую авиацию бронекозырьками. Запускать производство пришлось почти на пустом месте. Летом 1942 года завод дал первую продукцию. Но фронт требовал больше. В 1943-м директора К-4 Зусю Давыдовича Шульмана вызвал к себе Сталин. Историю о том незабываемом приёме у Верховного Главнокомандующего спустя годы из уст бывшего директора слышали некоторые ветераны «Оргстекла», так позже стало называться номерное предприятие.
Не зная точно, о чем будет спрашивать Сталин, Шульман запасся различными документами, сложил все в кожаную папку. Сидел за столом, потел, волновался. Сталин подошел и спросил прямо: когда завод начнет давать авиаброню в нужном количестве. Директор полез в папку, лежавшую перед ним. Сталин положил на нее свою ладонь: «Оставь ты эти бумажки! Давай своими словами».
Такова история кожаной папки, окрещенной «сталинской». А сохранил реликвию ветеран завода, которому в 80-е годы Шульман подарил уникальную даже по тому времени вещь. Как рассказал «Военно-промышленному курьеру» Юрий Абросимов, он использовал папку по назначению, ходил с ней на работу в бытность секретарем заводской парторганизации. В райкоме иногда говорил, что папка хранит тепло руки Сталина.

Ветераны завода «Оргстекло» передали «сталинскую» папку в госархив Челябинской области
Фото автора


Ни завода К-4, ни «Оргстекла» уже нет. В 90-е предприятие, как многие другие, военные и секретные, прекратило существование. Но ветераны хранят необычную историю простой с виду вещи.
Передача папки в архив стала поводом вспомнить ее первого хозяина. Как ни странно, ни в справочном издании «Челябинск», ни в семитомной энциклопедии «Челябинская область» нет ни слова об этом человеке.
Из хранящейся в местном архиве автобиографии Шульмана известно, что он родился в 1902 году в Мозырском уезде Минской губернии. В 1913-м поступил в Кременчуге в ремесленное училище, по окончании которого остался работать в нем мастером. Потом два года – на лесопильно-фанерном заводе. В 1920-м пошел добровольцем в РККА, после демобилизации работал на железной дороге, окончил совпартшколу в Гомеле, продолжил карьеру на машиностроительном заводе «Двигатель революции». В апреле 1924-го вступил в партию, в 1926-м был избран секретарем Гомельского горкома ВЛКСМ. В 1929-м командирован на учебу на химико–технологический факультет Белгородского университета. В 1932-м перевёлся в Ленинградский химико-технологический институт. Окончил аспирантуру ЛХТИ, и, как написано в автобиографии, «в 1937 году поступил на строительство Ленинградского завода К-4, на котором проработал со дня пуска до момента отъезда в Челябинск в августе 1941 г. в качестве главного инженера», куда был направлен наркомом химической промышленности как и. о. начальника строительства и директора эвакуируемого производства. В 1952 году Шульман стал жертвой «борьбы с космополитизмом». Его исключили из партии, затем сняли с директорской должности. Он уехал в Кемерово, где работал начальником цеха. Несколько раз приезжал в Челябинск на заводские торжества. Однажды привез и передал Юрию Абросимову ту самую папку.
Первый директор завода «Оргстекло» дожил до девяноста лет. Теперь, через четверть века после смерти, память о нем возвращается в историю города, где он работал во имя Победы и послевоенного мира.


Сергей Белковский, корреспондент «ВПК» (Челябинск)                         Опубликовано 8.05.2017



Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация