Аэродромы ищут хозяина
02 май, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Аэродромы ищут хозяина

Отклик на статью «Секция реалистов»

За малой авиацией потянется и большая

Сегодня руководство страны все чаще возвращается к вопросу повышения мобилизационной готовности оборонных предприятий и экономики России в целом. Данные меры должны соответствовать современным требованиям и быть комплексными. Это относится и к наземной структуре авиационного базирования.

“ На брошенные аэродромы найдутся группы частных инвесторов и пользователей, таких как военно-патриотические, авиационные и исторические объединения ”

Пользуемся оказией для выражения нашего удовольствия и благодарности «ВПК» и авторам за объективный и честный материал для понимания русского триединого: «Что происходит? Кто виноват? Что делать?».

Процитируем эксперта: «Мощный удар по аэродромам нанес министр обороны РФ Анатолий Сердюков в 2008–2009 годах. После проведенной им «реформы» из 245 военных аэродромов осталось около 70 активно действующих». Начальник Генштаба Николай Макаров продолжил разгром. Осталось 27 аэродромов, то есть уничтожено 90 процентов. О такой результативности не мечтал даже Геринг в период воздушного наступления на Англию в 1939–1941 годах.

Судьба аэродрома Кица (Тайбола) в Мурманской области говорит сама за себя. Его ВПП имела ширину 40 метров и длину 2220 метров, но он оказался без надобности. Аэродром просто бросили, а плиты разграбили. Всего из 14 военных аэродромов на Кольском полуострове осталось 4.

Возникает вопрос: что это? Олигофрения либо исполнение заказа заграничных интересантов? Эта тема еще ожидает исследования военных, хозяйственных и экономических аналитиков, диссертантов.

В самом деле, уничтожение оборонного и хозяйственного потенциала разве не является прямым приглашением агрессора? Увы, факторы силы и слабости никто не отменял. А между тем аэродромы – высокоприоритетные цели первого удара. Поэтому ложные и «ненужные» аэродромы, иногда оживляемые присутствием в дополнение к ложным целям надувных либо деревянных макетов, дополняемых многоспектральными имитаторами самолетов и наземной техники, при поддержании дезинформации способны поглотить значительный ударный потенциал. Дополнение «аэродромов» – эшелонированная, многовидовая система ПВО/ПРО. Это истребители, ЗРК С-400 и «Тор», ЗРАК «Панцирь».

Относительный показатель экономической эффективности – рентабельность, он комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и других ресурсов.

Аэродромы ищут хозяина

Так, к примеру, рентабельность в отношении 1/100 соответствует отношению стоимости ракет от С-400 к цене ударных самолетов. Это означает ранжирование ПВО/ВКС в соответствии с ценой, важностью средств воздушного нападения и защиты. Отдельные «Томагавки» могут быть пропущены ради экономии защитных боекомплектов, но носители должны уничтожаться. Такой подход позволяет резко снизить рентабельность агрессии.

В подпрограмме гражданской авиации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» требуется провести капитальный ремонт большого числа аэропортов, как действующих, так и временно выведенных из эксплуатации. Он включает реконструкцию взлетно-посадочных полос (ВПП) и рулежных дорожек с целью повышения качества покрытия, устранения неровностей покрытий и усиления грунтовых оснований для принятия самолетов более высокого класса. Капремонт только ВПП по начальной смете составляет порядка восьми миллиардов рублей с возможным по опыту олимпийских и других объектов коэффициентом роста в 1,25–1,5 раза и больше.

Полагаем, что альтернативой капитальному мог бы стать восстановительный ремонт. Для соответствия требованиям качества ближней и средней перспективы (до 30–40 лет) это обойдется в разы дешевле при условии использования инновационных, удешевляющих стратегий и технологий. При этом ожидается скачок качества, что влечет сокращение расходов на содержание аэродрома, а также экономию авиаресурса и материальных средств на эксплуатацию самолетов. Кое-что уже прорабатывается на уровне идей и технологий (пока для патентной пригодности).

Как ни странно, на часть брошенных аэродромов есть группы частных инвесторов и пользователей, таких как военно-патриотические, авиационные и исторические объединения. Это вполне вменяемые люди, готовые принять на себя сохранность мобилизационного потенциала Отечества при соблюдении собственных интересов. Однако благие намерения упираются в законодательную базу, а иногда и прямое сопротивление местных властей, видящих в «ничейных» аэродромах крупную материальную «халяву».

Проблема ремонта и восстановления аэродромов может оказаться особенно актуальной уже в обозримом будущем в связи с обновлением авиационного парка ВКС России.

Для сравнения: в США – 750 тысяч пилотов-любителей. Они вполне обеспечены самолетно-вертолетным парком и аэродромным базированием.

С российским бездорожьем и протяженностью 11 часовых поясов даже существовавших во времена СССР четырех тысяч аэродромов всех типов маловато будет. В данных условиях Россия, казалось бы, просто обречена на использование малой авиации в максимальном объеме. Однако возникает масса проблем, одной из которых является соответствующая федеральная законодательная база, до сих пор толком не разработанная.

Из всего вышесказанного следует необходимость широкого производства доступного по цене и качеству парка малой авиации и передачи «Юнармии», патриотическим объединениям брошенных военных баз для предотвращения дальнейшего расхищения и постепенного восстановления. Создание народного ополчения по территориальному признаку – мера сугубо оборонительного характера и широко используется иностранными европейскими организациями, в том числе лимитрофами. В мирное время и в угрожаемый период эта мера носит сугубо предупредительно-уведомительный характер для предотвращения агрессии.

Широкое применение малой авиации – это еще и компонента развития интеллекта многих личностей и наций в целом. Для власти всех уровней радение и помощь развитию малой авиации наряду с поддержкой в реализации возросшего интеллекта являются интегральным показателем собственного интеллекта и цивилизованности.

Аэродром – это не только основная ВПП, но и вспомогательная, рулежные полосы, стоянка подготовки самолетов, вспомогательной техники, ангары и капониры. Это еще и технико-эксплуатационная часть: текущий ремонт и полевая модернизация, энергосеть, топливопроводы наземного и подземного расположения. Это электронная система привода, глиссадная и курсовая система радиомаяков, световая система для автоматической посадки, в том числе и беспилотников. Это линейка готовности, заправки и вооружения. Наконец, командно-диспетчерский пункт наземного и полетного управления. Это задерживающее устройство сети и многое другое.

Потребность в капитальных бетонных аэродромах актуальна и очевидна. Отсюда возникает необходимость не только в восстановлении брошенных, но и в строительстве новых, особенно на угрожаемых направлениях. Капитальный аэродром, кроме всего прочего, дает возможность скрытого размещения ракетопланов всех назначений и гиперзвуковых самолетов с горизонтальным стартом и посадкой (хорошо забытая «Спираль» и другие проекты). На фоне разрухи желательно вспомнить проверенную временем и войнами (Второй мировой, корейской, вьетнамской) технологию укрепления грунтовых ВПП звенчатыми, штампформованными панелями, что поставлялись по ленд-лизу и, возможно, производились в СССР. Это фактор мобильности, ремонтопригодности и неуязвимости ВПП (за одну-две ночи можно перенести, перевезти и собрать ВПП на удалении до 100–200 км). Повышение ее несущей способности осуществляется натяжением тросов, пущенных через приваренную проушину (например на слабых грунтах в период распутицы). Для «нежных» самолетов с нижним воздухозабором возможно применение подстилающего рулонного материала: брезента, прорезиненных стеклотканей и тому подобного фильтранта.

Например, врожденный «грунтовик» МиГ-29 в полете «питался» от лобовых совковых воздухозаборов. При взлете и посадке такой воздухозабор закрывался перфорированной панелью, а питание производилось через верхний щелевой заборник. Инженеры РСК «МиГ» нашли резервы увеличения топливной эффективности самолета, заполнив верхний воздухозабор вкладными баками. Отсюда появилась некая «нежность», вполне пригодная для палубы и бетонки.

Вернемся к необходимости и полезности возобновления производства панелей ВПП. Для криволинейных участков дорог и рулежных полос, вероятно, востребуются фасонные трапециевидные в плане панели двух-трех типоразмеров из пластика, укрепленного стальной арматурой с приваренными стыками (ввиду ограниченного спроса и нехватки прессового парка).

Нелишне рассмотреть возможность реализации аэродромов по цене ниже себестоимости частным и юридическим лицам при гарантированном обязательстве возврата государству в мобилизационный период. Для чего нужен соответствующий закон.

Что же в остатке? Нет самолетов, нет аэродромов. Что делать, с чего начинать? Разумеется, с малой авиации. Поднимем малую, она потянет за собой большую.

С чего начинается авиационная фирма? С большого гаража, сарая либо, как в случае с Яковлевым, кроватной мастерской, доступного оборудования и материалов и, конечно, группы энтузиастов и фортуны. На выходе ожидаемо появляется авиетка либо ее укрупненные версии в пилотажном, прогулочном, связном или почтовом варианте. Если продукт практически кустарного самостроя окажется коммерчески успешным, это будет задел для разработки уже серьезной боевой или гражданской машины либо самолета переходного назначения. Это может быть УТС, конструктивно-технологически подобный боевому самолету. Так, например УТС «Мессершмидт-108» составил технико-технологический базис Ме-109. Схожим путем развивался проект истребителя Р-47 «Тандерболт» Александра Николаевича Прокофьева-Северского фирмы «Северский Эркрафт Корпорэйшн», впоследствии получивший новое имя «Рипаблик» и преемника Северского в лице Александра Михайловича Картвелли.

Александр Вольнов,
инженер

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация