Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
12 фев, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)

В середине тридцатых годов прошлого века, одновременно с началом строительства вооруженных сил, нацистская Германия занялась вопросом защиты граждан и военнослужащих от гипотетических налетов авиации противника. В подвалах различных зданий началось оборудование бомбоубежищ. Кроме того, стартовало полномасштабное строительство подобных сооружений бункерного типа. Наконец, была предложена оригинальная идея, которая позволяла защитить людей, а также значительно сократить затраты на строительство. Автором этой идеи был архитектор Лео Винкель.

Л. Винкель еще в начале тридцатых годов, без какого-либо заказа, начал разработку перспективных объектов для защиты от налетов авиации. Изучив существующие идеи и предложения, как применяемые на практике, так и оставшиеся только на бумаге, архитектор предложил не зарывать бомбоубежища в землю, а строить их на поверхности в виде специальных башен. В сентябре 1934 года Л. Винкель получил патент на подобную конструкцию защитного сооружения. Через два с лишним года архитектор откроет свою собственную компанию, которая будет заниматься строительство бомбоубежищ, а также станет продавать лицензии на такие работы и осуществлять контроль.

Имея значительный опыт в деле разработки проектов и строительства, Л. Винкель понимал, насколько сложным и трудоемким является строительство подземных убежищ. Для создания такого объекта требовалось найти либо высвободить сравнительно крупный незастроенный участок земли, извлечь до нескольких тысяч кубометров грунта и залить большое количество бетона. Также следовало сделать гидроизоляцию, подвести коммуникации (а также решить вопрос с имеющимися трубопроводами и кабелями) и т.д. Подобный объект мог полноценно решать поставленные задачи, однако был сложен и дорог в строительстве. Л. Винкель предложил альтернативную конструкцию бомбоубежища, которая позволяла резко сократить затраты.




Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Башня типа 2A в г. Гисен. Фото Wikimedia Commons



Перспективное защитное сооружение должно было представлять собой коническую башню, расположенную на поверхности земли или с небольшим заглублением. Это позволяло резко сократить размеры необходимого котлована, а также удешевить строительство. Кроме того, в дальнейшем были выявлены некоторые другие преимущества, прямо влияющие на выживание людей внутри. Первый вариант башни-бомбоубежища был разработан в 1934 году и вскоре был запатентован. В дальнейшем эта конструкция башни претерпела некоторые изменения, направленные на дальнейшее совершенствование.

В первом варианте проекта предлагалось строить башню с подземными этажами. В таком случае следовало отрывать котлован необходимых размеров и устраивать в нем широкое кольцо фундамента башни. Непосредственно над кольцом, ниже уровня земли, располагались два этажа. Над землей предусматривались еще семь. При этом, за счет разумного уменьшения высоты этажей, общие размеры башни оставались сравнительно небольшими. Высота сооружения над землей находилась в пределах 20 м, а максимальный диаметр не превышал 5,5-5,8 м.

Непосредственно на фундаменте должна была стоять подземная цилиндрическая часть башни. Выше уровня земли форма сооружения менялась на сужающуюся коническую. Толщина стен должна была достигать нескольких десятков сантиметров или более. Точное значение этого параметра зависело от материала, бетона или железобетона. Сверху основной усеченный конус, образованный стенами башни, предлагалось закрывать мощным бетонным оголовком так же конической формы. Эта часть сооружения должна была стать одним из главных средств от возможного попадания бомбы. Вокруг низа надземной части башни могла устраиваться дополнительная насыпь из грунта. Ее задачей было снижение воздействия вражеских боеприпасов на сооружение при взрыве на земле.



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Разрез башни Винкеля обр. 1934 г.Рисунок Army.armor.kiev.ua



Проектом 1934 года подразумевалось строительство бомбоубежища на 200 человек. Попадать внутрь башни люди должны были через два входа. Один располагался на первом этаже и мог иметь небольшие ступеньки, а второй находился на противоположной части башни и вел на второй этаж, из-за чего оснащался соответствующей лестницей. Рядом с двумя входами предусматривались герметичные тамбуры с набором прочных металлических дверей.

Внутренний объем башни Л. Винкеля делился на девять этажей: два подземных и семь надземных. В самом нижнем планировалось разместить фильтровентиляционную установку и другие системы жизнеобеспечения. Остальные отдавались под места для людей. Перемещаться между этажами следовало по винтовой лестнице в центре башни (позже был разработан вариант проекта с лестницами у стен). С ее помощью люди могли попадать на нужный этаж, где их ждали деревянные лавки. Из-за изменения диаметра башни число мест на этажах отличалось. В среднем на каждом находилось по 20-25 мест.

Предложенная конструкция бомбоубежища имела массу преимуществ перед подземными сооружениями. В первую очередь, она была проще и дешевле с точки зрения строительства, тем более массового. Кроме того, за счет относительно малого диаметра башни сокращалась вероятность прямого попадания бомбы, а упавшие на убежище боеприпасы должны были соскальзывать вниз, не нанося башне или людям значительного ущерба. В ходе Второй мировой войны башни Лео Винкеля показали еще несколько преимуществ перед подземными бункерами. Так, в случае обрушения соседних зданий двери таких убежищ не засыпались обломками и позволяли людям выйти наружу, а газообразные продукты горения при пожарах почти не попадали внутрь обитаемого объема.



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Один из вариантов лавок внутри башни. Фото Untertage-?bertage.de



Архитектор-изобретатель предложил свой проект немецкому руководству и смог заинтересовать его. В 1935 году на полигоне Рехлин стартовало строительство опытной башни, которую предполагалось использовать в испытаниях. Строительство завершилось к середине зимы 1935-36 годов. 8 января 36-го начались испытания, в ходе которых планировалось проверить стойкость башни к бомбовым ударам. В течение нескольких первых дней башню атаковали пикирующие бомбардировщики Ju-87, однако из полусотни бомб ни одна не попала прямо в цель. Из-за этого пришлось отказаться от применения авиации и перейти к другому способу проверок сооружения.

В ходе нового этапа испытаний бомбы калибра 500 и 1000 кг просто подвешивались на разных частях башни и подрывались в таком положении. Для контроля за воздействием взрывной волны внутрь башни загоняли мелкий рогатый скот. Все наружные подрывы, независимо от типа бомбы, приводили к повреждениям внешней части стен убежища, однако какие-либо трещины или сколы внутри отсутствовали. После взрыва башня немного раскачивалась, но не получала серьезных повреждений. Животные внутри, в свою очередь, получали контузию, из-за чего появилась рекомендация о размещении людей не менее чем в 30 см от стен.

В конце 1936 года Лео Винкель основал собственную компанию L. Winkel & Co, которая должна была распоряжаться патентом на проект. В июле 1937 года, по результатам испытаний башни-прототипа, компания получила право строить защитные сооружения, а также продавать лицензию на их постройку и контролировать строителей. Тогда же появилось официальное обозначение убежища Luftschutzturme «Bauart Winkel» (Башня противовоздушной защиты «Проект Винкель») или LS-Turm Winkel. В дальнейшем подобные сооружения получали и иные наименования, например Winkelturm – «Винкель-башня».



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Разрез башни типа 2A. Рисунок Army.armor.kiev.ua



К середине 1937 года Л. Винкель и его коллеги по заказу министерства авиации разработали несколько вариантов защитных башен. Все они основывались на проекте 1934 года, однако отличались габаритами и вместимостью. В общей сложности было создано девять модификаций. Четыре, вместимостью от 168 до 400 человек, должны были строиться из железобетона, а пять типов бетонных башен вмещали от 164 до 500 человек. Предполагалось, что строительство башен из бетона, без металлоконструкций, позволит сократить затраты материалов, благодаря чему новые объекты не ударят по другим проектам.

В соответствии с новыми проектами, башни всех типов должны были иметь несколько этажей для размещения людей, которых планировалось рассаживать по лавкам. С целью оптимизации использования пространства места могли нумероваться, после чего за каждым «обитателем» башни закреплялся свой номер. В случае воздушной тревоги он должен был сразу идти на свой этаж и занимать свое место. Башни имели набор средств жизнеобеспечения. В подвальных помещениях располагались фильтровентиляционные установки. Кроме того, предусматривались емкости для питьевой воды, туалеты и т.д. При наличии городских коммуникаций башня могла соединяться с ними. В противном случае приходилось принимать некоторые меры, например, выводить сточные воды в отдельную выгребную яму и устанавливать собственные генераторы.

Проектом Лео Винкеля быстро заинтересовались не только военные, но и промышленность. Как следствие, строительство первой башни-бомбоубежища стартовало примерно за год до официального одобрения военных. Первым убежищем нового типа считается башня, построенная в 1936 году на территории одного из заводов компании Thyssen в г. Дуйсбург. В октябре-декабре 1937 года в г. Зигене по уже утвержденному военными проекту «Тип 3» была построена вторая башня на 247 человек. Эти два сооружения фактически стали первыми башнями Винкеля, построенными для полноценного применения, однако они не считаются серийными.



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Табличка с данными о фирме-подрядчике на башке в г. Кнапсак. Фото Wikimedia Commons



Официально серийное строительство башен Luftschutzturme «Bauart Winkel» стартовало в ноябре 1937 года. Первые сооружения этого типа заказала организация Duisburg-Ruhrorter Haefen AG (Управление гаваней) г. Дуйсбурга. В соответствии с подписанным контрактом, компания Л. Винкеля должна была передать документацию фирме Franz Brueggemann, которая отвечала за строительство. Было заказано две башни из бетона на 391 человека каждая. Строительство двух объектов завершилось только в 1939 году. Темпы работ неоднократно изменялись, а кроме того, они несколько раз приостанавливались. Из-за ограничений, наложенных руководством страны в связи со строительством «Линии Зигфрида», стройки в Дуйсбурге регулярно испытывали недостаток цемента, рабочей силы и т.д.

После начала строительства башен Л. Винкеля первого типа архитекторы начали проектировать новый вариант подобного защитного сооружения. В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки исходной конструкции, которые предлагалось исправить в новом проекте. В частности, было решено отказаться от подземных этажей и строить башни с минимальным заглублением в грунт. Кроме того, были предложены несколько нововведений, касавшихся прочности конструкции. Такой вариант башни в дальнейшем получил обозначение «Тип 2» или 2A.

В начале 1938 года Лео Винкель получил второй патент на башню-бомбоубежище, на этот раз усовершенствованной конструкции. Вновь было предложено строить убежища из бетона или железобетона. Также сохранились и параметры вместимости. Так, бетонная конструкция могла вмещать от 164 до 500 человек, а внутри железобетонной башни помещалось 168-400 мест. Общие габариты башни зависели от вместимости и использованного материала. Так, 500-местное бетонное сооружение имело высоту 23 м и диаметр основания 11,5 м.

В отличие от башни первого варианта, обновленное убежище типа 2A не имело развитой подземной части. Сравнительно простой фундамент, выполнявший функции пола первого этажа, заглублялся примерно на 1 м. Боковая поверхность башни была образована тремя коническими участками с разными углами наклона к вертикали. Также менялась и толщина стен. В случае с наиболее крупной бетонной башней (на 500 человек) нижняя часть стен имела толщину 2 м. До высоты порядка 10 м толщина уменьшалась по 5 см на каждый метр высоты. Вся верхняя часть сооружения имела толщину стен 1,5 м, а максимальная толщина конической крыши могла достигать 2 м, в зависимости от типа башни и материала. Железобетонные башни имели стены толщиной от 1,1 м (внизу) до 0,8 м вверху.



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Башня Winkelturm "Тип 2A" на территории электростанции "Гольденберг" в г. Хюрт. Фото Wikimedia Commons



Внутри бетонных стен убежища предусматривались перекрытия толщиной 5-10 см, нижняя поверхность которых покрывалась сеткой, досками и т.п. материалами для удержания осколков. Этажи башен «Тип 2A» имели высоту порядка 2 м. Для сохранения приемлемой высоты всего сооружения при максимальном числе этажей перекрытия были выполнены в виде спиральной конструкции. В центральной части сооружения предусматривались прямые лестницы, использовавшиеся вместо прежних винтовых.

Попадать в башню второй модели следовало через одну из трех дверей. Нижние три этажа имели свои собственные двери с лестницами разной высоты. Для большего удобства использования три двери были выведены на разные стороны башни с разносом на 120° между соседними. Это позволяло людям попадать в убежище с трех сторон, не образуя толпу у одного или двух входов. Войдя в дверь, люди должны были проходить через герметичный тамбур. Лавки для людей находились на площадках между лестницами и стенами.

Сравнительно комфортное пребывание в башне должно было обеспечиваться при помощи электрического освещения и санитарных устройств. При возможности их следовало подключать к имеющимся коммуникациям, но не исключалось применение автономных систем. Также предусматривалось фильтровентиляционное оборудование для вентиляции обитаемых объемов.



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Башня типа 2A в Кельне. Бетонные стены дополнительно облицованы кирпичом, а крыша закрыта металлическими листами. Фото Wikimedia Commons



На верхнем этаже устанавливались фильтровентиляционные системы производства фирм Dr?gerwerke или Auer производительностью до 2,4 куб.м в минуту, оснащенные электрическими или ручными приводами. Атмосферный воздух забирался через отверстия в боковых стенках башни, закрытые клапанами. Конструкция последних позволяла защитить внутренний объем башни от внешних взрывов – при превышении внешнего давления заборные окна закрывались. По распределительным трубам очищенный воздух поступал на все этажи. Кроме того, по другим трубопроводам воздух отбирался из башни и выбрасывался наружу, чем обеспечивалось постоянное обновление воздуха с его очисткой. При необходимости из вентиляционной системы можно было выключать фильтры, что увеличивало скорость обновления воздуха в башне.

В 1940 году вентиляционные системы построенных башен всех типов прошли небольшую модернизацию. Зимой полноценное применение убежищ не представлялось возможным, поскольку они промерзали, и температура воздуха внутри сооружений опускалась ниже нуля. Имевшиеся на первом этаже электрокамины на ситуацию не влияли. Весной 40-го было решено ввести в вентиляцию башен встроенные электрические нагреватели. Такие средства позволяли значительно улучшить условия в бомбоубежище.

Насколько известно, первым заказчиком «Винкель-башен» второго проекта стал Вермахт. В 1939 году стартовало строительство таких сооружений на различных армейских объектах. В общей сложности за несколько лет было построено 34 бомбоубежища типа 2A. Примечательно, что большая их часть (19 единиц) появилась на территории штаба Главнокомандования в Вюнсдорфе. Также подобные сооружения появились в других городах и на других объектах.



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Разрез башни типа 2C. Рисунок Untertage-?bertage.de



Вскоре надземные бомбоубежища начали строиться в интересах промышленных предприятий, железных дорог и других заказчиков. Для защиты персонала заводов и фабрик на территории Германии и захваченной Австрии было построено 29 башен Л. Винкеля. Кроме того, имеются отрывочные данные о существовании еще двух десятков подобных объектов, однако они не подтверждаются иными источниками или являются предметом споров.

Проекты 1934 и 1938 годов были разработаны компанией Лео Винкеля. Кроме того, другими организациями были предложены несколько альтернативных разработок. Так, в 1940 году Управление железных дорог Германии заказало фирме «Брюггерманн» строительство нескольких башен по доработанному проекту. Такой вариант башни-бомбоубежища в большинстве источников именуется как 2C или IIc.

Башня проекта 2C имела высоту 22,3 м и максимальный диаметр 17,6 м при стенах толщиной до 1,9 м, имеющих характерную выгнутую форму. Такое убежище отличалось наличием одного подземного этажа, в котором располагалось специальное оборудование. Кроме того, для оптимизации использования внутреннего пространства башня типа IIc имела спиральные перекрытия этажей, аналогичные использованным в проекте 2A. На верхнем этаже предусматривались амбразуры для наблюдения за местностью: на этаже должны были дежурить пожарные. Сверху башня защищалась крупным коническим бетонным оголовком. Башни версии 2C вмещали до 400 человек. Для входа предлагалось использовать три двери, на 2-м, 3-м и 6-м этажах. Перемещаться между этажами следовало по центральной лестнице.



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Башня типа 2C в г. Дармштадт. Фото Wikimedia Commons



Строительство башен-бомбоубежищ семейства Luftschutzturme «Bauart Winkel» продолжалось до начала сороковых годов. В середине 1941 года министерство авиации распорядилось приостановить строительство новых защитных сооружений. В качестве официального повода для этого были названы фактическая монополизация направления компанией L. Winkel & Co, а также серьезные отклонения от исходных проектов при строительстве. В дальнейшем были достроены уже начатые башни, но новые более не создавались. Одной из причин этого стало начало реализации новых проектов, потреблявших массу металла, цемента и других стройматериалов.

По разным данным, с 1936 по 1940 годы было построено от 96 до 130 башен Л. Винкеля разных версий. Подсчету этих сооружений в определенной мере мешают трудности с документами, а также необычные особенности строительства некоторых башен. В известных документах командования присутствуют не все построенные башни. По распоряжению командования, на всех башнях должна была устанавливаться табличка с указанием компании-разработчика и организации, выполнявшей строительство. По некоторым причинам подобные таблички получили не все башни. Вполне возможно, что некоторые убежища строились без лицензии от фирмы Л. Винкеля, однако все же вводились в эксплуатацию и использовались для защиты людей.

После начала массированных бомбардировок нацистской Германии авиацией антигитлеровской коалиции стартовало полноценное и регулярное использование надземных бомбоубежищ. По имеющимся данным, за время войны ни одно из таких сооружений не получило серьезных повреждений и не было разрушено. Этому, в первую очередь, способствовали малые размеры башен и их расположение: нередко убежища находились на некотором удалении от потенциальных целей для бомбардировщиков. Кроме того, защите людей способствовала малая площадь башен и коническая форма стен.

Тем не менее, известен один случай прямого попадания бомбы в башню Л. Винкеля. 12 октября 1944 года во время авиаудара по Бремену одна из бомб попала в башню завода Focke-Wulf на стыке стены и крыши. Взрыв проделал в башне крупную дыру и убил несколько человек на верхних этажах. Прочие люди, находившиеся в бомбоубежище, не пострадали. Конструкция сооружения так же не получила серьезных повреждений, за исключением дыры в стене и крыше.



Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
Последствия единственного попадания бомбы в башню. Стрелкой отмечено место попадания и взрыва. Фото Army.armor.kiev.ua



Сведения об отсутствии серьезных повреждений башен-бомбоубежищ позволяют говорить о высокой эффективности подобных средств защиты. Не разрушаясь под бомбежками противника, такие башни уберегали людей от ранений и смерти. Таким образом, они полностью справились со своей задачей. Тем не менее, с точки зрения численности «Винкель-башни» уступали прочим защитным сооружениям, что не позволило им серьезно сократить потери гражданского населения.

После окончания Второй мировой войны было принято решение снести бывшие бомбоубежища. В 1948 году новые местные власти получили приказ разрушить более не нужные башни. Тем не менее, снос весьма прочных сооружений был сложным и дорогим, что привело к появлению альтернативного предложения. Часть башен были демилитаризованы путем проделывания дверей и окон, после чего применялись в народном хозяйстве. В большинстве случаев их использовали в качестве складов. В условиях недостатка зданий и ограниченных темпов их восстановления такие склады точно не были лишними.

После решения проблем с недвижимостью склады-убежища постепенно начали выводить из эксплуатации и сносить. Ввиду трудности сноса к настоящему времени было уничтожено не более двух третей построенных башен Винкеля. До нашего времени дожило около 40-45 подобных объектов. Теперь они применяются в различных целях или просто стоят без дела, привлекая туристов. Кроме того, в некоторых городах башни необычного вида были учтены в новых архитектурных проектах и удачно вписаны в городской пейзаж.


По материалам сайтов:
http://army.armor.kiev.ua/
http://geschichtsspuren.de/
http://untertage-?bertage.de/
http://gradremstroy.ru/

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация