Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я
17 дек, 2015 0 Комментариев 2 Просмотров

Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я



До второй половины 60-х годов прошлого столетия большинство западных военно-морских специалистов относились к управляемым противокорабельным ракетам (ПКР) пренебрежительно, не считая их действенным средством вооруженной борьбы на море. В то время Советский союз сумел опередить США в области управляемого ракетного оружия, вооружив ПКР береговые комплексы, подводные лодки, эсминцы, катера и бомбардировщики. И хотя первые советские ракеты были по ряду параметров далеки от совершенства, их успешное применение в ходе арабо-израильского вооруженного конфликта 1967 года породило впоследствии настоящий «ракетный военно-морской бум».

Наиболее массовая в то время отечественная ПКР П-15 имела маршевый жидкостный двухкомпонентный реактивный двигатель. В нём использовалось самовоспламеняющиеся при соприкосновении с окислителем горючее ТГ-02 («Тонка-250») и окислитель АК-20К (жидкий азотнокислый окислитель). Двигатель работал в двух режимах: разгонном и маршевом. На маршевом участке полёта ракета летела со скоростью 320 м/с. Дальность стрельбы первых модификаций ПКР П-15 достигала сорока километров.


На ракете П-15 устанавливалась автономная система наведения, в составе которой были радиолокационная или тепловая головка самонаведения (ГСН), автопилот и барометрический или радиовысотомер, что позволило удерживать высоту полёта в пределах 100-200 метров над поверхностью. Фугасно-кумулятивная боевая часть (БЧ) весом 480 килограмм была рассчитана на поражение боевых кораблей водоизмещением более 3000 т.




Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я

Пуск ПКР П-15 с ракетного катера пр.183Р



ПКР П-15 вместе с носителями для ракетных катеров пр.183Р широко поставлялись на экспорт. Они имелись на вооружении ВМС: Алжира, Египта, Кубы, КНДР и Индонезии. В Китай кроме катеров и ракет была передана техническая документация на ПКР П-15М, что позволило в первой половине 70-х годов наладить их серийное производство на авиационном заводе № 320 в Наньчане. Процессу производства противокорабельных ракет в Китае сильно помешала «культурная революция». Репрессии против интеллигенции и общее падение культуры производства в то время сильно ограничили возможности китайской науки и промышленности в области создания современных образцов вооружения.

В КНР ракеты П-15 обозначались как SY-1, ими кроме ракетных катеров вооружались фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»), созданные на базе советского СКР пр. 50 и береговые ракетные части.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


ПКР SY-1 в музейной экспозиции



На первых порах эксплуатация SY-1 шла с большими трудностями, китайцам явно не хватало опыта, знаний и культуры производства, а качество изготовления первых ПКР было весьма низким. Нередкими были случаи утечки топлива и окислителя, которые при соприкосновении самовоспламенялись, что в ряде случаев приводило к взрывам и пожарам.

В конце 70-х в КНР был создан усовершенствованный вариант - ПКР SY-1А. Главными отличиями от ранней модели стало применение новой импульсной помехозащищенной ГСН и радиовысотомера. В модификации ракеты SY-1А удалось избавиться от утечек и добиться возможности достаточно длительного хранения ПКР в заправленном виде. Успехи в области повышения надёжности и безопасности хранения, транспортировки и применения ракеты SY-1А позволили создать на её базе первую китайскую ПКР воздушного базирования YJ-6, носителями которой стали дальние бомбардировщики Н-6. Этот вариант ПКР уже мог поражать цели на дальности до 100 км, вероятность поражения цели при отсутствии помех китайскими специалистами оценивалась – 0,7.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


ПКР SY-2



С учётом сложности эксплуатации и опасности применения ракет с ЖРД, работающих на едком окислителе и токсичном топливе, в КНР была разработана ПКР SY-2 с двигателем на твёрдом топливе. Однако дальность пуска ракет SY-2 не превышала 50 км, в связи с этим в 80-е годы была предпринята попытка создания ПКР SY-2A с турбореактивным двигателем (ТРД). Однако в то время для китайской промышленности освоение производства малогабаритного турбореактивного двигателя с высокой степенью надёжности оказалось сложной задачей. Поэтому разработка и производство новых модификаций ракет с простым и недорогим ЖРД продолжились.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я



Дальнейшее развитие китайских ПКР было ориентировано на увеличение скорости и дальности полёта, помехозащищённости ГСН и мощности БЧ, что привело к созданию ракет серии HY-1. В целом китайские специалисты пошли по советскому пути совершенствования ПКР семейства П-15, но продвинулись в этом направлении гораздо дальше. В то время, когда в СССР уже были созданы новые конструкции современных противокорабельных ракет со сверхзвуковой скоростью полёта, в КНР продолжали совершенствовать старые конструкции, оснащая их твёрдотопливными и турбореактивными двигателями.

Ракетами HY-1 вооружались китайские эсминцы пр. 051. Усовершенствованные варианты с новой активной радиолокационной ГСН обозначались как - HY-1J и HY-1JА. Ракеты этого типа несли кумулятивную БЧ весом более 500 кг. Запуск ракеты с корабля-носителя или наземной пусковой установки осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя, а работа маршевого ЖРД начиналась уже в воздухе, на безопасном удалении. Это существенно повышало безопасность применения ракет, так как нередкими были случаи взрыва ЖРД в момент начала его работы.

Модернизация системы наведения HY-1 и увеличение геометрических размеров привело к созданию ПКР HY-2. Благодаря бакам большей емкости дальность полёта возросла до 100 км. Но в тоже время увеличение емкости баков увеличило габариты ракет, сделав невозможным их размещение на корабельных пусковых установках. По этой причине ПКР семейства HY-2 использовались только на береговых ракетных комплексах.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


ПКР HY-2G



Ракета модификации HY-2А – оснащалась инфракрасной ГСН, а HY-2B и HY-2G – моноимпульсными радиолокационными ГСН, HY-2С – телевизионной системой наведения. Вероятность поражения цели в случае её захвата радиолокационной ГСН оценивалась – 0,9. Применение на модификации HY-2G усовершенствованного радиовысотомера и программируемого контроллера позволило ракете использовать переменный профиль полёта.

Создание в КНР малогабаритного турбореактивного двигателя WS-11 позволило оснастить ими новые ПКР HY-4. Китайский WS-11 является клоном американского турбореактивного двигателя Teledyne-Ryan CAE J69-T-41A, который устанавливался во время Вьетнамской войны на разведывательные БПЛА AQM-34. Ракета HY-4 с дальностью пуска до 150 км, принятая на вооружение в 1983 году, представляла собой комбинацию систем наведения и управления от ПКР HY-2G с турбореактивным двигателем WS-11. Этот двигатель так же использовался на некоторых китайских БПЛА. Внешне ПКР HY-4 отличается от HY-2G наличием нижнего воздухозаборника. Модификация ракеты HY-4, предназначенная на экспорт, получила обозначение С-201W.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


ПКР HY-4



Усовершенствованная модификация ракеты получила обозначение HY-41. Согласно китайским СМИ, береговой ракетный дивизион комплекса HY-41 может уничтожать цели в секторе /- 85 градусов, что при дальности пуска 250-300 км в зависимости от профиля полёта, позволяет покрыть морскую акваторию площадью 14000 квадратных километров.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


Опытный экземпляр ПКР HY-41



В середине 80-х в КНР была испытана и принята на вооружение авиационная ПКР YJ-61 (С-611), созданная на базе HY-2. , Вариант ракеты воздушного базирования имеет меньшую массу и на ней отсутствуют стартовые ускорители. По сравнению с ранними моделями китайских жидкостных ПКР, носителями которых были дальние бомбардировщики Н-6, ракета YJ-61 стала более простой в применении и безопасной в обращении. Увеличились дальность пуска и вероятность поражения цели.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


ПКР YJ-61



Другим вариантом развития ПКР HY-4 стала авиационная YJ-63(С-603), принятая на вооружение в 2002 году. Это первая китайская авиационная ракета класса «воздух-поверхность» оснащенная турбореактивным двигателем. YJ-63 способна поражать с высокой точностью как наземные, так и надводные цели. Внешне она сохранила многие черты предыдущих моделей противокорабельных ракет, но при этом имеет другую конструкцию хвостовой части.

ПКР YJ-63 на начальном участке полёта управляется инерциальной системой, на среднем участке происходит коррекция с помощью сигналов навигационной системы спутниковой навигации, а на конечном участке задействуется телевизионная система наведения. В 2005 году был продемонстрирован вариант ракеты с радиопрозрачным обтекателем головной части, под которым, по всей видимости, находится радиолокационная ГСН. Дальность пуска ПКР YJ-63 находится в пределах 180 км, но при дозвуковой скорости полёта эта весьма массивная ракета будет уязвима для корабельных средств ПВО.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


ТТХ китайских ПКР первого поколения



Первое поколение китайских противокорабельных ракет, основываясь на советских аналогах, прошло самостоятельный путь развития. Несмотря на архаичный внешний вид, китайские ПКР, созданные на базе советской ракеты П-15, всё ещё продолжают оставаться на вооружении береговых частей ВМФ НОАК, также их носителями являются дальние бомбардировщики. Но на боевых кораблях китайского флота старые ракеты с ЖРД уже практически все заменены современными ПКР китайского и российского производства с турбореактивными и твердотопливными двигателями.

Кроме, собственно, ПКР, на базе ракет SY-2, HY-1 и HY-2 для обеспечения процесса боевой подготовки расчётов ЗРК и испытаний новых противовоздушных систем большой серией строились и переделывались из выслуживших свой срок боевых ракет в радиоуправляемые мишени.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я



Китайские ракеты, имеющие общие корни с советской П-15, поставлялись в Бирму, Кубу, КНДР, Иран, Ирак, ОАЭ Пакистан, Судан. В КНДР и Иране налажено собственное производство ПКР этого типа. Китайские противокорабельные ракеты береговых комплексов, известные на западе как «Силкуорм» (англ. Silk Warm – Шелкопряд), активно применялись во время Ирано-иракской войны и в ходе Войны в Персидском заливе в 1991 году. Так широкую огласку получил инцидент, произошедший в феврале 1991 года. Тогда по американскому линкору USS Missouri (BB-63), вёдшему обстрел побережья, были запущены две иракские противокорабельные ракеты HY-1. На одной ракете произошёл отказ системы наведения, и она сошла с курса, вторая была сбита зенитной ракетой «Си Дарт» с британского эсминца HMS Глостер (D96).

К середине 80-х китайским специалистам стало ясно, что заложенные в 50-е годы в ракету П-15 технические решения уже устарели и её модернизационный потенциал практически исчерпан. В связи с этим была предпринята попытка создания собственной сверхзвуковой ПКР берегового базирования - HY-3 (С-301).



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


ПКР HY-3



Попытка оказалась не слишком удачной: ракета при массе около 3,5 тонн имела длину почти 10 метров, что сильно затрудняло её транспортировку и маскировку берегового ракетного комплекса на местности.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я



В HY-3 использовалась БЧ и ГСН от ПКР HY-2G. Старт ракеты происходил с помощью четырёх твердотопливных ускорителей. Два маршевых прямоточных воздушно-реактивных двигателя, работающие на керосине, запускались после достижения скорости 1,8М и разгоняли ракету до скорости более 2,5М. Дальность пуска находилась в пределах 150-180 км, что для ракеты такой размерности было явно недостаточно.
Из-за чрезмерной массы и габаритов большого распространения ПКР HY-3 не получили, и производство ракет ограничилось опытной партией.

В начале 90-х на испытания поступила ПКР FL-7. Эта относительно небольшая ракета с ЖРД создавалась с расчётом достижения сверхзвуковой скорости. Она предназначалась для использования с вертолётов Z-8 и с истребителей-бомбардировщиков JH-7.



Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я


ПКР FL-7



Но малая по современным меркам дальность пуска, не превышающая 35 км, и использование опасного в эксплуатации двухкомпонентного ЖРД – послужили причиной потери интереса ВМФ НОАК к этой ракете.

Продолжение следует…

По материалам:
http://ndupress.ndu.edu/JFQ.aspx
http://flot.com/publications/books/shelf/reddragon/29/?print=Y
http://fas.org/man/dod-101/sys/missile/row/c-201.htm
http://www.360doc.com/content/11/0706/10/3106568_131773395.shtml
http://www.china-defense-mashup.com/2014-zhuhai-airshow
http://chinese-military-aviation.blogspot.ru/p/missiles-iii.html

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация