Заместитель генерального директора ОАО "Рособоронэкспорт" Игорь Севастьянов: «Российская военно-морская техника пользуется стабильным спросом на мировом рынке вооружений»
01 июл, 2015 0 Комментариев 13 Просмотров

Заместитель генерального директора ОАО "Рособоронэкспорт" Игорь Севастьянов: «Российская военно-морская техника пользуется стабильным спросом на мировом рынке вооружений»

Игорь СевастьяновИсточник: Военное обозрение

В ряду крупнейших российских военно-технических выставок особое значение имеет Международный военно-морской салон. В 2015 году он пройдет в Санкт-Петербурге уже в седьмой раз. Об особенностях МВМС-2015 и задачах делегации ОАО "Рособоронэкспорт" на этом салоне «Интерфаксу-АВН» рассказал глава делегации, заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Игорь Севастьянов.

- Игорь Олегович, планируется ли в рамках МВМС-2015 подписание каких-то контрактных документов?


- "Рособоронэкспорт" - традиционный участник всех международных военно-морских салонов в Санкт-Петербурге. МВМС демонстрирует полный цикл создания кораблей, включая проектирование, постройку, испытания, эксплуатацию и обслуживание. Это отличная возможность для предприятий отрасли показать себя. Но, признаться, у нас нет традиции приурочивать подписание конфиденциальных контрактов к публичным мероприятиям. Тем более - афишировать предконтрактную работу. Сфере обеспечения национальной безопасности и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами присущ закрытый характер.

Основная задача делегации "Рособоронэкспорта" состоит в том, чтобы максимально использовать эту уникальную площадку для демонстрации иностранным коллегам возможностей российского судостроения. Так что в ходе салона мы планируем развивать серьезные перспективные проекты и реальные деловые контакты, демонстрировать первоклассные характеристики российской техники, широкие возможности предприятий ОПК и "Рособоронэкспорта", как государственного спецэкспортера всего спектра отечественной продукции военного и двойного назначения. Как показывает практика последних лет, нам это удается. Так что подписания нами контрактных документов уже в рамках МВМС-2015 исключать не стоит.

Что же касается предстоящих встреч, то традиционно для зарубежных делегаций мы подготовили "дорожные карты", чтобы им проще было разобраться в сверкающих начищенным оружием, якорями и эмблемами стендах. Мы организуем и посещение судостроительных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге и других российских городах. Кто-то из иностранных гостей посетит и стрельбы на полигоне "Ржевка". График работы будет плотным. Более того, сегодня налицо такой интересный факт: на военные выставки в Россию едет пусть и немногим меньше специалистов, чем это было раньше, но все равно много профессионалов отрасли даже из провозгласивших антироссийские санкции стран Старого Света. Им здесь реально интересно. Никому не хочется терять рынки, наработанные годами связи. И это кажется разумным.


- Какова доля военно-морской техники в структуре текущего экспорта продукции военного назначения?


- Российская военно-морская техника пользуется стабильным спросом на мировом рынке вооружений. Высокий уровень развития науки, проектных и судостроительных технологий, огромная помощь со стороны руководства государства, госкорпораций "Ростех" и Объединенной судостроительной корпорации, солидные производственные мощности и высококвалифицированные кадры - всё это позволяет России удерживать ведущие позиции на мировом рынке военно-морской техники.

"Морская доля" в общем объеме экспортных поставок "Рособоронэкспорта" составляет приблизительно 15%. В портфеле заказов на российскую военно-морскую технику - контракты на миллиарды долларов. География поставок расширяется, в том числе за счет стран ближнего зарубежья. Ведутся предметные переговоры и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки.


- Что именно интересует потенциальных заказчиков?


- Проведенный "Рособоронэкспортом" анализ свидетельствует: поставки надводных кораблей, подводных лодок и катеров российского производства являются очень перспективным направлением для развития военно-технического сотрудничества. Масштабная многолетняя программа по перевооружению Вооруженных сил России дала серьезный толчок для модернизации российской промышленности. Она сегодня способна оснастить самой современной техникой военно-морские силы любого государства. Современный отечественный судостроительный комплекс может проектировать и создавать боевые надводные и подводные корабли, вспомогательные суда всех классов, а также выпускать все виды военно-морских вооружений и техсредств, в том числе для обучения личного состава кораблей и военно-морских баз.

Россия готова и к передаче технологий, организации лицензионных и совместных производств кораблей и корабельных систем. Это ещё одно весомое преимущество нашей страны на мировом оружейном рынке. В конечном счете, все эти возможности российского ОПК и "Рособоронэкспорта" сильно интересуют наших уважаемых партнеров. В результате за некоторыми российскими образцами зарубежные заказчики буквально стоят в очереди - настолько велик спрос на них.

В частности, для многих морских держав с каждым годом все более актуальным становится обеспечение эффективного контроля своей морской зоны. Это охрана границ в территориальном море, защита морских био- и энергоресурсов в исключительных экономических зонах, борьба с контрабандой, наркобизнесом, пиратством и спасательные операции. В военно-морских флотах многих стран заканчиваются сроки службы значительной части корабельного состава. В то же время новые угрозы требуют не только адекватной замены, но и качественно-количественного увеличения группировок современных боевых кораблей различных классов.

Предлагая своим партнерам весь спектр военно-морской техники и все возможные сопутствующие услуги, "Рособоронэкспорт" проводит активную маркетинговую политику. В ее основе - детальный анализ потребностей покупателей российского вооружения и военной техники. Именно по этой причине мы говорим с ними не только о поставках самой техники, но и о совместном проектировании и строительстве кораблей как на судоверфях заказчиков, так и в России. За последние несколько лет в структуре военно-морских заказов такие проекты стали занимать всё более заметное место. Партнеры стремятся от формулы "продавец-покупатель" перейти к "проектируем и строим вместе". Это естественный процесс развития судостроения в тех же Индии и Китае, и мы, несомненно, относимся к такому их подходу с уважением. К примеру, Индия провозгласила принцип "make in India" (делаем в Индии, - ИФ), предусматривающий строительство кораблей для ВМС страны только на национальных верфях. Так оно и происходит: военная промышленность Индии, динамично развиваясь, ставит перед собой амбициозные цели. В то же время индийцы понимают: с российским участием поставленные цели можно достичь быстрее и с наименьшими потерями.

В общем, "Рособоронэкспорт" прилагает все усилия для поступательного развития военно-технического сотрудничества. Мы готовы реализовать любой, даже самый сложный проект, четко и комплексно, так сказать, "под ключ", причем в любой точке земного шара.


- В каком регионе мира проявляют наибольший интерес к российской военно-морской технике?


- В своей деятельности "Рособоронэкспорт" ориентируется на потребности конкретных стран-покупателей. А они различны и зависят от характера решаемых задач, военно-морских доктрин, финансовых возможностей. С рядом стран нас связывает очень длительная история взаимодействия в сфере развития национальных военно-морских сил, например, с Алжиром, Вьетнамом, Индией, Китаем. Корабли, катера и подводные лодки, построенные в России, успешно несут службу в составе их ВМС. Нами было поставлено оборудование для объектов обеспечения берегового базирования, обслуживания и ремонта, обучены экипажи и береговой персонал, созданы технические позиции подготовки оружия. Суммы, затраченные для реализации таких серьезных программ, исчисляются миллиардами долларов. Вся эта огромная совместная работа направлена на решение вопросов стратегического характера. Без ложной скромности скажу, что "Рособоронэкспорт" в теснейшем взаимодействии с российской промышленностью сегодня оказывает содействие фактически в становлении подводного флота одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, безусловно, и показатель доверия к нам, и престиж России, как исполнителя серьезного государственного проекта, и средства в оплату соответствующих контрактов для нашей оборонной промышленности.

Что же касается отдельных тендеров, то могу сказать одно: мы участвуем только в тех из них, где рассчитываем на победу. Ни для кого на рынке не секрет, что строительство современного боевого корабля или подводной лодки - это не самый дешевый проект со многими составляющими. Именно поэтому и тендеры, и переговоры могут длиться долго. Да и строительство зачастую ведется от нескольких месяцев до нескольких лет.


- Были ли в этом году случаи срывов экспортных контрактов по военно-морской тематике?


- Россия, в отличие от некоторых европейских стран, является надежным поставщиком военно-морской техники. Срывов в наших поставках не было, несмотря на антироссийские санкции. Впрочем, мы исходим из того, что ни один даже самый продуманный контракт не может предусмотреть абсолютно все аспекты его реализации. Трудно предвидеть, например, резкое изменение курсов валют, введение запретительных мер по политическим мотивам и др. В этой связи иногда мы просим покупателей скорректировать некоторые положения контрактов, но всегда делаем это на 100% предметно, аргументировано. Нашим партнерам такой подход по душе, ибо они знают, насколько технически сложными бывают и образцы военно-морской техники, и механизмы ее поставки.

В этой связи хотелось бы обратить внимание вот на что: в период проведения предыдущих салонов МВМС у журналистов был популярен вопрос о кооперации России с европейскими производителями при поставках военно-морской техники в третьи страны. "Рособоронэкспорт" в этой сфере многое сделал до момента объявления санкций. Мы постарались на 100%, как говориться: внесли изменения в технические проекты кораблей, скорректировали документацию, программно-математическое обеспечение, понесли связанные с этим затраты. Построенные в России корабли с европейским оборудованием на борту были поставлены нами во Вьетнам, Индию, Словению и другие страны. А что мы и европейцы имеем сейчас? Мы - импортозамещение со всеми вытекающими из него организационными и финансовыми издержками. Европейцы - имиджевые проблемы, простой мощностей и недофинансирование. И пока шли дебаты, импортозамещение в России по ряду проектов стало необратимым процессом, в котором все решения приняты и профинансированы. Там европейцам уже делать нечего. Другое дело, что некоторые европейские производители ещё могут попытаться успеть поучаствовать в каких-то пока обсуждаемых российских проектах, если, конечно, они проявят изобретательность и поспособствуют отмене невыгодных им самим санкций.


- На каком этапе находятся переговоры по расторжению контракта на поставку Францией вертолетоносцев "Мистраль"?


- Россия ожидает предложения от Франции по урегулированию вопроса о поставке десантных вертолетоносных кораблей-доков типа "Мистраль". О каких-либо конкретных результатах говорить пока рано.


- Есть ли случаи проявления недобросовестной конкуренции со стороны наших партнеров на рынке вооружения?


- О недобросовестности некоторых зарубежных участников глобального оружейного рынка можно писать трактаты. В принципе, что касается конкуренции с основными мировыми поставщиками военно-морской техники, то она жесткая. "Рособоронэкспорт" активно отстаивает позиции второго по величине глобального оружейного поставщика. Но все последние годы (это началось задолго до санкций) нам приходится работать в очень сложных условиях. Чуть позволил себе расслабиться - всё, конкуренты обошли тебя.


- Кто является наиболее серьезным конкурентом России на международном рынке по военно-морской тематике?


- В основном, это корабелы из Германии, Испании, США, Франции, Швеции. Что касается специфики их деятельности, то скажу так: кто-то силен в подводных лодках, а кто-то - в вертолетоносцах.


- Какие российские новинки по военно-морской тематике будут на салоне?


- Санкт-Петербург - всемирно признанная морская столица России. Именно здесь сосредоточены ведущие российские судостроительные предприятия и организации. Именно здесь проводится салон, который за непродолжительный период времени успел зарекомендовать в качестве серьезного международного смотра новейших достижений в области военного кораблестроения. Так что перспективные российские проекты на МВМС представлены будут. Но, согласитесь, к примеру, возможность использования ударного ракетного оружия с подводной лодки из четырех торпедных аппаратов вместо двух, как новинка, привлечет внимание только тех, кто глубоко разбирается в оружии для военного флота. Поэтому, повторюсь, МВМС - это, прежде всего, форум для специалистов.

Что, впрочем, не отменяет роста популярности салона и у широкой общественности: с каждым годом МВМС пополняет ряды своих поклонников за счет тех, кому по велению сердца хочется поближе познакомиться с военными кораблями, с головой окунуться в романтику моря. Уверен, что жителям Санкт-Петербурга этих чувств и желаний уж точно не занимать. Тем более что к причалам ЛенЭКСПО в дни работы салона будет пришвартовано большое количество российских военных кораблей различных классов.


- На какие конкретно образцы военно-морской техники стоит обратить особое внимание?


- Экспозиция "Рособоронэкспорта" сформирована с учетом опыта лучших мировых салонов и отражает основные потребности современного рынка военно-морского техники, ориентируя потенциальных заказчиков на приобретение наиболее востребованной продукции. Среди нее, например, широкий спектр патрульных кораблей и скоростных катеров различного водоизмещения и назначения.

В мире наиболее востребованы корабли, способные охранять границу, бороться с пиратами и выполнять иные локальные задачи. Основные российские проекты в этом классе - это катера "Мангуст", "Мираж", "Соболь", "Молния", успешно эксплуатируемые в России и за рубежом. Высокая скорость хода, отличная маневренность и мореходность - вот что помогает экипажам задерживать нарушителей. Если рассматривать патрульные корабли большего водоизмещения, то можно привести в пример одну из последних разработок российских кораблестроителей - проект 22460Э. При водоизмещении всего 600 т это корабль имеет вертолетную площадку, где может быть оборудован даже ангар, что уникально для кораблей этого класса в принципе.

Вместе с тем "Рособоронэкспорт" предлагает и эффективные системы контроля прибрежной зоны в акваториях протяженностью более 500 морских миль и шириной до 200 миль от побережья. В составе такой системы может использоваться и уникальная загоризонтная РЛС поверхностной волны "Подсолнух-Э", предназначенная для круглосуточного и всепогодного обнаружения надводных и воздушных целей на дистанциях до 450 километров и акватории площадью более 25 тыс. квадратных миль.

Главная ударная сила ВМС - это корветы и фрегаты, способные эффективно бороться с надводными, подводными и воздушными целями. Они тоже будут представлены в экспозиции "Рособоронэкспорта". В числе кораблей основных классов у нас есть несколько основных проектов. В первую очередь, это фрегаты проектов 22356 (водоизмещением 4500 т), 11356 (4000 т), "Гепард 3.9" (около 2000 т) и корвет проекта 20382 "Тигр" (больше 2000 т). Все эти корабли серийно строятся для российского флота, а часть из них уже поставляется иностранным заказчикам.

Использование технологий "стелс" в корабельной архитектуре, конструкции и материалах надстроек позволили существенно снизить радиолокационную и визуальную заметность кораблей. Они обладают сбалансированным комплексом вооружения, а благодаря базированию палубного вертолета, расширены их ударные и противолодочные возможности. Кстати, вертолет Ка-31 по-прежнему остается главной морской винтокрылой машиной ВМС многих стран. За счет соосной схемы винтов он обладает более высокой управляемостью, простотой пилотирования при посадке и взлете с корабля в условиях сильного ветра.

Что же касается подводных лодок, то "Рособоронэкспорт" прогнозирует расширение поставок на мировой рынок российских неатомных подводных лодок. Поэтому нельзя не упомянуть дизель-электрическую подводную лодку нового поколения "Амур-1650" с воздухо-независимой энергетической установкой. Эта подлодка помимо современного вооружения обладает шумностью еще более низкой, чем у известного проекта 636 "Кило", прозванного в НАТО "черная дыра в океане". "Амур-1650" способна наносить залповые ракетные удары по надводным и наземным целям. Благодаря устройству быстрой перезарядки торпедных аппаратов интервал между залпами не превышает нескольких минут. Одна такая "малютка", внезапно появившись на театре военных действий, может изменить даже ход войны.

Ожидаем, что в центре внимания посетителей выставки будет и ударное вооружение. Это противокорабельные ракетные комплексы "Уран" с дальностью стрельбы более 130 км или интегрированные ракетные системы "Клаб-Н", поражающие надводные цели на дальности до 275 км, а также разнообразный арсенал артиллерийского вооружения (в том числе артиллерийская система А-190), средств ПВО (в частности, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Пальма") и систем противолодочной борьбы. Однозначно, "ударными звездами" МВМС-2015 станут ракетные береговые комплексы "Бал-Э" и "Бастион".

Приведенные выше примеры - лишь малая часть того, что "Рособоронэкспорт" может предложить своим партнерам. На причалах и в павильонах МВМС-2015 российские оружейники покажут свои возможности и новейшие разработки с размахом - там будет представлена целая эскадра плавучих и статичных экспонатов. Часть из них есть и в экспозиции "Рособоронэкспорта" - речь идет о более чем сотне интереснейших образцов.


- Как вы оцениваете шансы России по продвижению военно-морской техники в страны Латинской Америки?


- Со многими из них "Рособоронэкспорт" ведет активные консультации: мы ищем взаимовыгодные подходы и формируем возможные приоритетные направления сотрудничества. Но говорить о конкретных результатах этой работы пока рано.


- Как идут переговоры о строительстве дополнительных фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии?


- Нами уже реализована более чем просто серьезная программа. Фрегаты проекта 11356 уже свыше 10 лет успешно несут службу в индийских ВМС. Они существенно повысили боеспособность военного флота этой страны и позволяют ей решать самый широкий спектр задач. Кроме того, нами созданы многочисленные объекты для берегового обеспечения эксплуатации кораблей, цеха их ремонта и так далее.

Нам бы хотелось, чтобы и мы, и наши индийские друзья использовали этот совместно наработанный хороший опыт и созданный задел для продолжения взаимовыгодного сотрудничества по этой теме. В судостроении ведь как получается? Первый корабль получается самым дорогим, поскольку на этом этапе создается фактически штучный товар. А когда идет длинная серия – продукция становится дешевле, эффективнее и качественнее. Тем более что все производственные процессы по строительству данных кораблей полностью отработаны. Обе стороны это прекрасно понимают, и потому мы не топчемся на месте: переговоры продолжаются, причем очень активно. Индийцы знают, что мы готовы оперативно сделать для них всё необходимое.

К слову, на протяжении десятилетий Россия была и остается одним из ключевых партнеров Индии, сыгравших важнейшую роль в становлении и укреплении её национальных ВМС. С 1965 года, когда был подписан первый военно-морской контракт на поставку четырех дизель-электрических подводных лодок проекта 641И, пяти сторожевых кораблей проекта 159Э и пяти катеров проекта 368П, для Индии было построено более 70 боевых кораблей. Интересно, что Индия стала первым иностранным заказчиком, для которого велась постройка кораблей по специальным экспортным проектам. До того времени за рубеж поставлялись только "типовые" корабли и катера.


- Участвует ли сейчас Россия в достройке индийского авианосца "Викрант"? Будут ли поставляться на корабль российские истребители МиГ-29К и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31?


- Имеем все основания говорить не об "участии в достройке", а о масштабном сотрудничестве в создании национального индийского авианосца, более известного у нас как "проект 71". Еще в январе 2009 года российской стороной выполнен контракт на разработку технического проекта размещения авиационно-технических средств на этом корабле. В 2011 году был подписан контракт на оказание технического содействия в строительстве, поставку различного оборудования, его монтаж, наладку и испытания, поставку запчастей, обучение специалистов. Эта тема стабильно развивается.

Что касается поставки самолетов МиГ-29К и вертолетов Ка-31, то, как известно, Индия подписала контракт с ОАО "РСК "МИГ" на поставку самолетов. Ка-31 уже поставлены холдингом "Вертолеты России". Будет ли формироваться авиагруппа на авианосец проекта 71 из числа законтрактованной и поставленной техники, либо будут дополнительные заявки - этот вопрос находится в компетенции индийской стороны.


- Проявляет ли интерес Индия к субмаринам типа "Амур-1650"


- "Амур-1650" - это лодка нового поколения. В ходе ее создания реализованы неординарные конструкторские решения, выполнены многочисленные опытно-конструкторские работы. Головная лодка российского прототипа "Санкт-Петербург" длительное время находилась в опытной эксплуатации ВМФ России. Интерес к ней проявляют многие иностранные заказчики.

Возможно, проект несколько опередил время. Эксплуатация установленного на нем оборудования требует наличия профессиональных экипажей, высокой квалификации личного состава военно-морских баз. Кроме того, спроектированная тем же ЦКБ МТ "Рубин" подводная лодка проекта 636 не исчерпала свой модернизационный потенциал. При этом ее серийно могут строить несколько судостроительных предприятий России.

Однако, иностранные государства, всерьез думающие о будущем своих подводных сил, их оснащении перспективными подводными лодками, в том числе путем проведения совместных разработок, в качестве базового проекта выбирают именно "Амур-1650".


- Крыловский Центр ведет разработку авианосцев проектов 23000 и 23000Э. Кто может быть потенциальным покупателем экспортного варианта авианосца?


- У России есть реальный опыт проектирования, строительства и эксплуатации авианесущих кораблей. Значительную часть этого опыта аккумулировал Крыловский центр, как единый научный центр российского судостроения. Результаты их работы обязательно будут востребованы рынком. Что же касается конкретных потенциальных покупателей, то для того уже в седьмой раз и проводится МВМС, чтобы их выявлять. Как часто в последнее время нам говорят наши французские коллеги - qui vivra verra. Поживем - увидим.

Источник: http://www.militarynews.ru/

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация