По нехоженым тропинкам… Нужны ли машины повышенной проходимости?
01 июл, 2015 0 Комментариев 3 Просмотров

По нехоженым тропинкам… Нужны ли машины повышенной проходимости?



По нехоженым тропинкам… Нужны ли машины повышенной проходимости?


Плавающая бронированная машина BvS10 нового поколения отличается увеличенной грузоподъемностью и скоростью, повышенной проходимостью и улучшенной броневой защитой

В том случае, когда уровень развертываемой мобильности традиционных боевых платформ уже не удовлетворяет, самые разные военные подразделения начинают интересоваться машинами повышенной проходимости.

Легкие машины повышенной проходимости ATV (light all-terrain vehicle), обычно предпочитаемые силами специальных операций, которым необходима авиатранспортабельность и способность перевозить тяжелые грузы по пересеченной местности, всё чаще входят в парки регулярных армий с целью соответствия расширяющимся запросам небольших подразделений, развернутых на различных оперативных театрах.



В связи с участием в последние 15 лет в военных действиях в Ираке и Афганистане тактические машины постепенно выросли в массе и размерах, поскольку они должны были противостоять угрозам СВУ и придорожных фугасов направленного действия. Впрочем, по данным одного отраслевого эксперта вооруженные силы в настоящее время нуждаются в переоценке своего потенциала ATV.

«Проблема состоит в том, что мы забыли откуда мы изначально пришли. Это легкие подразделения с легкими машинами, которые могут использоваться в качестве транспортных средств быстрого реагирования, перевозить грузы и фактически доставляться и забираться вертолетом, то есть вы получаете ту же самую машину», – пояснил Терри Карпентер директор компании-производителя машин повышенной проходимости Enhanced Protection Systems (EPS).

«Мы потеряли это, и не только мы, большая часть армий в мире имела такую же проблему и если вы взгляните на некоторые появляющиеся требования, в них приоритетом в настоящее время стоят более легкие машины».

Выбор платформы

Компания EPS первоначально разработала автомобиль Springer ATV, который был закуплен британским министерством обороны в 2009 году в соответствии с срочными оперативными потребностями. Эта модель на базе американской платформы Tomcar ATV на данный момент выведена из эксплуатации и компания производит совершенно новую линейку дизельных машин, включая Whippet, Whippet II, Dingo и Nomad, для удовлетворения растущих потребностей заказчиков из разных стран в повышенной проходимости.

«Наши машины слегка отличаются в том смысле, что в них интегрирован комплекс мониторинга состояния и использования систем, который записывает все данные для выдачи последующих рекомендаций. Мы используем электронный экран, который имеет видеовходы, поэтому мы не используем стандартные круговые циферблаты от фирмы VDO», – сказал Карпентер.

Nomad LRTV задумывался и разрабатывался для общей войсковой эксплуатации с возможностью транспортировки в вертолете или десантно-высадочном средстве и с особыми характеристиками для работы на больших высотах и в гористой местности.

Автомобиль предназначен для передового развертывания в основном вертолетом CH-47 Chinook , но может также реконфигурироваться для переброски конвертопланом V-22 Osprey. Его грузовая платформа может принять 1600 кг, а нижняя часть машины защищена большим противовзрывным листом.

Автомобиль Dingo с приводом на четыре колеса имеет дорожный просвет 390 мм и сухую массу 1600 кг, для него была специально разработана передняя и задняя подвеска. Передняя подвеска состоит из сдвоенных A-образных рычагов с двумя пневматическими амортизаторами и цилиндрическими пружинами, задняя же подвеска состоит из патентованного тандемного модуля, позволяющего Dingo транспортировать грузы массой до двух тонн по сильнопересеченной местности.

Автомобиль Whippet от компании EPS представляет собой ATV 4x4 или 4x2 сухой массой 780 кг, с двигателем объемом 1000 см3 и автоматической бесступенчатой клиноременной трансмиссией с раздаточной коробкой. Передняя подвеска шасси – это двойные поперечные рычаги, а задняя подвеска состоит из регулируемых двойных цилиндрических пружин и пневмогидравлических амортизаторов. Подобная конструкция позволяет Whippet буксировать груз массой 1,7 тонны и иметь полезную грузоподъемность 900 кг.

Новейшая модель

Модель Whippet II представляет собой самую последнюю модель ATV, разработанную компанией EPS. Разработка заняла от 4 до 5 лет и это связано с комплексом требований. Требования меняются, но вы должны попытаться и выпустить машину, которая закрывает 90% того, что необходимо большинству заказчиков», – сказал Карпентер.

Whippet II может транспортироваться в конвертоплане V-22 Osprey и вертолете CH-47 Chinook; обе модели могут заранее конфигурироваться для полуавтономного использования.

«Все наши изделия – это автомобили и над чем мы стремимся работать, так это над повышением грузоподъемности. Например, Whippet перевозит сзади одну тонну груза, а Whippet II берет на себя уже 1,25 тонны. Сегодня требование состоит в большей грузоподъемности, с течением времени людям нужно перевозить всё больше грузов», – заметил Карпентер.

«Фактически вы пытаетесь впихнуть четыре пинты в кружку вместимостью в пинту, это путь по которому вы идете при создании машины, даете ей способность возить груз без ухудшения характеристик».

Если машины компании EPS разработаны с использованием максимальной доли готовых коммерческих компонентов (что практично и целесообразно), то комплекты подвески специально разработаны для того, чтобы справляться с увеличенной грузоподъемностью и жесткими эксплуатационным требованиями.

«Возьмем например Dingo. Комплект подвески у него является совершенно уникальной системой. Мы может поставить эту подвеску на Land Rover например, увеличить грузоподъемность этой машины до 1,25 тонны до того как даже начнем и дадим ей возможности, которых она прежде не имела. Мы уже так делали с Humvee», – сказал Карпентер.

Касаясь обратной связи с операторами машин, он заметил, что ATV должны быть простыми в эксплуатации и простыми в ремонте. «Солдату нужно очень простое обслуживание, поэтому, когда ему необходимо получить доступ к основным компонентам, этот доступ не должен быть запрещен, то есть он не должен разбирать всю машину чтобы добраться до двигателя».

Рыночные силы

Заметив, что потребность в ATV начинает расти на более общих рынках, ранее не интересовавшихся такими машинами, Карпентер из EPS определил несколько ключевых факторов до сих пор ограничивающих инвестиции.

«Это довольно трудно, поскольку одна из проблем состоит в том, что большинство людей до сих пор смотрят на технику, которая выводится из района военных действий, пытаются поставить себе на вооружение технику, не предназначенную для традиционных боевых операций, ее пытаются модернизировать или приспособить насколько это возможно».

«Еще одна проблема состоит в том, что оборонные бюджеты были сокращены. Большинство стран сокращают свои бюджеты, что означает выделение меньших средств на новые машины. В результате развитие машин категории ATV направляется скорее в сторону сил специальных операций, десантников и морской пехоты, а не того, что мы могли бы назвать обычной армией».

«И это будет развиваться особенно вокруг зон стратегических интересов или где наклёвываются боевые задачи, например еще шесть месяцев назад в жарких и пыльных районах. Но конечно при нынешнем «раздрае» в Европе теперь все взгляды направлены в ее сторону».

Развертываемый груз

Компания Polaris Industries уже полтора десятилетия поставляет машины категории ATV Командованию сил специальных операций США (USSOCOM). Недавно она закончила работу над сверхлегким боевым автомобилем Dagor.

«Разработка Dagor была очень быстрой. На нас давил заказчик, у которого были очень срочные потребности по развертываемой по воздуху машине, которая могла бы перевозить военные грузы по сильнопересеченной местности», – сказал руководитель направления по машинам с высокой проходимостью Джед Леонард.

«Это было весьма реальное требование, мы работали с клиентом по согласованию всех необходимых характеристик и Dagor действительно результат этого процесса. Для удовлетворения требований он был создан с нуля, то есть это совершенно новый автомобиль», – сказал он.

В общем и целом автомобиль Dagor предназначен для военных операторов, которым необходимо перевозить тяжелые грузы по бездорожью. На платформу можно устанавливать тяжелое вооружение, она отличается логичной модульной конструкцией для упрощенной и гибкой эксплуатации, на ней с успехом можно проводить специальные операции.

«Для Dagor специально были спроектированы геометрия и шасси машины и всё для того, чтобы справляться с тяжелыми грузами и при этом обеспечивать экстремально высокую проходимость. Четырехзвенная задняя прямая ось – это то, что вы можете увидеть на коммерческих гоночных грузовиках, она реально обеспечивает оптимальное сочетание хода подвески и взаимного движения (артикуляции) колес с максимальной грузоподъемностью», – добавил Леонард.

«Кроме того, компоновка машины также играет свою роль. Если сравнить Dagor с некоторыми другими ATV, то он действительно позволяет гибко размещать грузы. То есть я имею в виду конфигурацию загрузки – где вы фактически разместите весь груз, где вы разместите всех пассажиров?»

«Dagor создавался с намерением обеспечить эксплуатационную гибкость в размещении груза: либо это перевозка большего количества снаряжения на несколько дней, либо большее число солдат для быстрого выполнения боевой задачи. Итак, мы учли это в общей компоновке машины – как будут устроены открытое грузовое пространство и размещение сидений».

Крепкая опора

Компания Polaris работает с вооруженными силами США с 2000 года, когда к ней обратились с просьбой изготовить специально для военных ATV, в результате появился автомобиль MV700 4x4, за которым вскоре последовала модель MVRS700.

Машины имеют надежную трансмиссию, колеса с боестойкими вставками, бесключевое зажигание и функцию вождения со светомаскировкой. Модель MVRS700 сменили модели MRZR и MV850, обе они состоят на вооружении США и союзных сил.

«Мы также обслуживаем союзников. Многие страны эксплуатируют наше семейство машин MV850, которое включает модели MRZR, а теперь и Dagor. В общем, в настоящее время мы работаем с более чем 20 странами, эксплуатирующими различные машины Polaris».

«С начала 2000-х годов мы сосредоточились на американских военных как отдельном заказчике и работали с ними над эксплуатацией наших ATV с точки зрения мобильности машин семейства MV850, а теперь над мобильностью Dagor, в котором может разместиться до 9 человек».

Леонард заметил, что автомобиль Dagor стал дополнением к машинам Polaris меньшего размера, отразив развивающиеся требования операторов и уровни сложности и доступности готовых коммерческих компонентов.

«Поскольку частная промышленность смогла разработать технологии и предложить инновационные идеи для серийно выпускаемых коммерческих продуктов, мы поняли, что сможем перенести подобный опыт и в свои военные приложения. А затем, после того как машины и платформы были развернуты, например MV850, мы получили некоторые замечания и отзывы от пользователей этих первых машин касательно увеличения пассажировместимости и грузоподъемности. Поэтому следом появился автомобиль MRZR. Далее от пользователей машин подобных MRZR снова пришли отзывы, хотя все они продолжали эксплуатироваться в различных условиях. Очевидно, что операторы хотели бы иметь машину, которая могла бы перевозить еще больше пассажиров и грузов и в результате появился Dagor», – пояснил Леонард.



По нехоженым тропинкам… Нужны ли машины повышенной проходимости?


Универсальный боевой автомобиль DAGOR достаточно легкий для того, чтобы его мог перевозить вертолет UH-60 на своем подвесе

Под броней

По словам руководителя департамента машин категории ATV в компании BAE Systems Hаgglunds Торе Аксера на рынке все еще существует устойчивый спрос на тяжелые ATV, способные перевозить большие грузы под защитой брони и обеспечивать боевые операции.

«Европа наш домашний рынок, но я рассматриваю Южную Америку и Азию в качестве будущих сфер спроса. Если коснуться оборонных дел, то здесь они посматривают на вопросы связанные с побережьем, поскольку не развивали эту сферу слишком долго», – сказал Аксер.

«Им необходимы плавающие машины, мы также видим, что происходит в Австралии. Военные также получают больше задач, когда происходят различные катастрофы по всему миру. Военным необходим такой тип транспортного средства, который мог бы спасать людей, то есть приехать и помочь».

Компания в свое время разработала флагманскую модель BvS10. Это вездеходная защищенная плавающая платформа нового поколения, развивающая скорость по шоссе 65 км/ч, имеющая значительную грузоподъемность и превосходную защиту, позволяющую выдерживать 7,62-мм бронебойную пулю.

Вариант BvS10 базируется на более ранней модели Bv206 этой компании, которая состояла из двух сочлененных гусеничных модулей, соединенных тягой рулевого механизма; каждый модуль состоял из шасси и корпуса, установленного на четыре резиновых амортизатора.

«На тот момент требования смещались в сторону защиты, поэтому мы разработали защищенный вариант 206, получивший обозначение Bv206S. Но поскольку он сохранил тот же силовой блок, трансмиссию и ходовую часть, то грузоподъемность уменьшилась.

«Учитывая растущие требования заказчиков, например объем, грузоподъемность, защита, скорость и проходимость, мы начали разработку вездеходов следующего поколения и в этой работе мы вышли на королевскую морскую пехоту», – сказал Аксер.

BvS10 был выбран для удовлетворения потребностей морской пехоты в плавающем ATV, где он получил имя Viking. В конечном счете, были приобретены четыре варианта: транспортер личного состава, командирский и ремонтно-эвакуационный; санитарный вариант был добавлен уже во время разработки.

Следящие за массой

В то время как популярность машин класса ATV в регулярных войсках растет, требования к защите и живучести (или бронированию), тем не менее, создают «тактическую» проблему, так как добавляемая масса конфликтует с фундаментальными качествами легких ATV – подвижностью, скоростью и грузоподъемностью.

«Мы разрабатываем наши машины на основе требований и отзывов операторов. И действительно, мы очень много уделяем внимания такой характеристике машины как живучесть», – сказал Джед Леонард из компании Polaris.

«Живучесть ATV – это ведь и возможность машины преодолевать экстремальный рельеф, что позволяет операторам менять свои маршруты, уходить от проторенных путей и тем самым избегать контакта с противником».

Признав меняющуюся географию заказчиков, он отметил вывод военных из Афганистана, продолжающиеся конфликты в Ираке и Сирии, а также стратегический поворот к Азиатско-Тихоокеанскому региону в качестве ключевых факторов, определяющих рост потребности в машинах категории ATV.

«Мы определенно видим тенденцию спроса на меньшие тактические ATV, – продолжил Леонард. – Мы действительно увидели эволюцию спроса, когда он естественным образом определялся конкретным военным заказчиком, а теперь он растет и формируется более широким кругом, военными, полицией, МЧС и т.д., поскольку им необходимо реагировать на большее число возникающих угроз».

Время реакции

Вернемся к BvS10. BvS10 Viking впервые был развернут британскими морскими пехотинцами в Афганистане во время операции Herrick, где надежность и вездеходные качества машины были оценены положительно. Впрочем, незащищенность машины от СВУ выявила уязвимость платформы перед нешаблонными атаками, приведя к дальнейшим модификациям и усовершенствованиям.

«BvS10 принимал участие в очень продолжительных патрульных задачах и вопросов никаких не возникало. Впрочем, со временем сфера деятельности машин расширилась и понадобился более высокий уровень защиты от таких вещей как подрыв мины и баллистическая защита от стрелкового оружия», – рассказывает Аксер.

Повреждения и общий износ машин BvS10 во время оперативного развертывания в Афганистане, в конечном счете, начал оказывать влияние на уровень готовности парка машин, приведя к программе восстановления и замены, начавшейся в 2012 году.

В компании BAE Systems прошли капитальный ремонт в общей сложности 99 машин Viking. У большей части были полностью заменены корпуса передних и задних модулей, которые по аналогии с вариантом BvS10 Mk 2 теперь стали V-образными и получили противоминную защиту нижней части.

«Целью модернизации было повышение уровней защиты, но одновременно мы не должны были потерять в подвижность. Поэтому усовершенствовали системы подвески и трансмиссии для того, чтобы сохранить подвижность и грузоподъемность», – пояснил Аксер.

«Одну вещь мы поняли. Во время операций морские пехотинцы имеют огромное количество установленной в машине электроники, поэтому нам также необходимо было улучшить энергоснабжение, особенно это касалось генератора».

Он отметил, что в ходе разработки и оперативного развертывания бронетранспортер BvS10 значительно прибавил в массе, в основном в связи с повышением уровней живучести, увеличением объема и грузоподъемности.

«Грузоподъемность необходима для экипажа, снаряжения, защиты, вооружения и тому подобного; количество снаряжения и прочего, которое хотят взять с собой солдаты, постоянно увеличивается. Если взглянуть в ведомость технических требований на машину и на то, что солдаты берут с собой в машину на задание, это две совершенно разных истории. Например, когда они отправляются на длительное патрулирование, им необходимо много топлива, воды, еды, боеприпасов, да всё им нужно», – продолжает Аксер.



По нехоженым тропинкам… Нужны ли машины повышенной проходимости?


По нехоженым тропинкам… Нужны ли машины повышенной проходимости?


По нехоженым тропинкам… Нужны ли машины повышенной проходимости?


MRZR 4 имеет привод на все колеса, гидроусилитель руля, модульную грузовую систему и опциональные инфракрасные прожекторы

Путь развития

Далее Аксер коснулся производства новейшего варианта для шведских вооруженных сил, получившего обозначение BvS10 Mk 2B.

«Мы разработали вариант Mk 2 в основном для Франции и в этом случае мы поменяли двигатель Cummings 5,9 литра на двигатель объемом 6,7 литра, поэтому мы несколько усовершенствовали силовую передачу, были улучшены характеристики системы охлаждения для того, чтобы справиться с увеличившейся мощностью двигателя».

«В настоящее время мы изготавливаем вариант для Швеции и в нем даже еще больше доработок, основанных как на опыте эксплуатации всех наших заказчиков, так и на реализации новых требований – увеличился объем, уровни защиты, энергопотребление и грузоподъемность».

К типичному вооружению относятся 7,62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет и дистанционно управляемый модуль вооружения. Компания также рассматривает варианты с 80-мм и 120-мм минометами и ракетными комплексами; всё зависит от того, что хочет заказчик.

Предвидя потенциальное развитие и совершенствования бронетранспортера BvS10 в последующие 10 лет, Аксер определил необходимость в улучшении мобильности при одновременном повышении грузоподъемности.

«Это довольно сложно, поскольку машины становятся тяжелее и поэтому нам необходимо посмотреть на другие материалы и новые конструктивные идеи касательно нашей ходовой системы. Как мы можем изменить наш силовой блок и силовую передачу, чтобы уменьшить массу и достичь необходимой грузоподъемности? То есть всё сводится к тому, как сделать машину более подвижной и гибкой с эксплуатационной точки зрения».

«Таким образом, мы всё время смотрим на новые технологии. Гибридизация нас особенно привлекает, но нам не надо забывать, что какие бы технологии или идеи мы не внедряли в машину, нам нужно подумать о стоимости. Вы можете позволить более высокую стоимость машины конечно, но необходимо быть очень осторожным, ведь заказчику нужна максимальная эффективность изделия за минимальную стоимость».

«BvS10 не такое высокотехнологичное изделие, как например основной боевой танк, – продолжил он. – Впрочем, отношение к окружающей среде становится все более и более важным, когда мы движемся по грунту, он не должен быть разрушен – это ключевая концепция проекта BvS10 с его низким давлением на грунт. Также нам необходимо подумать о том, как мы можем снизить выхлопы, как мы можем взаимодействовать с окружающей средой и вот решение здесь мы видим в гибридной силовой установке».

Потребности военных в универсальных, авиатранспортабельных машинах ATV с повышенной грузоподъемностью могут только вырасти в краткосрочной перспективе, так как напряженность конфликтов по всему земному шару не стремится к своему снижению. Постоянные инвестиции промышленности в такие технологические области, как например гибридизация, новые сплавы и материалы, и повышение уровня модульности, в конечном счете, сделает машины категории ATV неотъемлемым логистическим средством для любой армии.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.enhancedpro.com
www.polaris.com
www.baesystems.com

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация