Корейский полуостров: осторожный оптимизм
27 янв, 2015 0 Комментариев 83 Просмотров

Корейский полуостров: осторожный оптимизм

В 2014 году больших перемен в межкорейских отношениях или в урегулировании ситуации на Корейском полуострове не произошло. Это, однако, не означает, что нет и материала для анализа: во внешней и внутренней политике обеих Корей и их партнеров было немало примечательного.

Южная Корея в прошедшем году пережила ряд трагедий. В феврале обрушилась крыша здания, где проходил студенческий вечер - погибло около десятка человек. В декабре затонул траулер «Орион-501» - погибло около тридцати моряков. В апреле произошла крупнейшая морская катастрофа в недавней корейской истории: около трех сотен человек, в числе которых было много школьников, стали жертвами крушения парома «Севоль».

Трагедия подобного масштаба потрясла бы любую страну, но корейское общество, где горизонтальные связи традиционно прочны, переживало ее особенно сильно. Кроме того, расследование показало, что не все произошедшее можно списать на несчастливую случайность: причиной катастрофы стали халатность и головотяпство, неэффективная реакция властей привела к дополнительным жертвам. Политическим итогом крушения «Севоля» и других трагедий этого года стал удар по имиджу президента страны, Пак Кынхе, которую, если взглянуть объективно, все же трудно объявить лично виновной во всех бедствиях.

Северная Корея провела год в попытках наладить связи с Югом и США. Пхеньян посылал сигнал о готовности к диалогу по различным направлениям самыми разными путями, напрямую и косвенно. Так, в ноябре Чхве Рёнхэ, спецпосланник лидера КНДР Ким Чонына, во время визита в Москву упомянул о готовности к участию в шестисторонних переговорах по ядерной проблеме Корейского полуострова. В сентябре Северная Корея заявила о привлечении иностранных инвестиций в развитие туристического комплекса в горах Кымгансан (возможно, в надежде привлечь Сеул к возобновлению сотрудничества по этому проекту, бывшему межкорейским до его прекращения в 2008 году). В октябре делегация высокопоставленных северокорейских чиновников несколько неожиданно посетила церемонию закрытия Азиатских игр в южнокорейском городе Инчхоне.

Однако США, по-видимому, не достигнув легких успехов на корейском направлении после быстрого обесценивания «високосной сделки» по ядерному вопросу в 2012 году, с тех пор решили дистанцироваться от бесперспективных, с их точки зрения, переговоров с КНДР перед лицом других внешних и внутренних проблем. Единственным значимым, но, увы, неконструктивным действием Вашингтона на северокорейском направлении в этом году было продолжение давления на Пхеньян по вопросам прав человека.

В феврале ООН опубликовала доклад о ситуации с правами человека в Северной Корее, а в ноябре Генеральная ассамблея приняла соответствующую осуждающую резолюцию. Такие очевидно контрпродуктивные шаги продиктованы скорее не заботой о северокорейском народе, а стремлением найти повод не начинать переговоры с КНДР несмотря на ее желание вступить в диалог.

В конце года в отношениях США и КНДР возникла проблема, которую можно было бы назвать курьезом, если бы не ее стремительный переход в политическую плоскость и показательность. В конце декабря в Америке вышла скандальная кинокомедия «Интервью», сюжет которой выстроен вокруг покушения на Ким Чонына и завершается его убийством и падением северокорейского режима. Фильм также высмеивает северокорейские порядки (как их представляют себе далекие от кореистики американцы) и лидера.

Однако главной причиной раздора стало не предсказуемое возмущение северокорейских властей, на которое Вашингтон и не думал обращать внимание, а кибератака, якобы проведенная некоей группой хакеров в отношении серверов компании, выпустившей фильм. США объявили КНДР виновной во взломе и даже ввели ряд санкций в отношении страны (символический шаг для внутренней аудитории - Пхеньян уже давно нечувствителен к бесконечным санкциям). Словом, рекламу фильм получил солидную (даже удостоился упоминания американским президентом Б.Обамой), пусть, возможно, и не намеренно.

Об уместности фильма (тем более - подобной его раскрутки) и говорить не приходится. К.Асмолов вспоминает, что в 2006 году американские политики были возмущены выходом английского фильма «Смерть президента» об убийстве Дж.Буша-младшего (добавлю: фильм был псевдодокументальным и сухим, а не карикатурой на Америку и ее президента). Можно вспомнить и иной пример: в 2002 году даже южнокорейские чиновники называли несвоевременным очередной фильм о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас» (тоже частично разворачивающийся в Северной Корее и, несмотря на бондовскую буффонадность, на фоне «Интервью» блекнущий).

Проблема заключается даже не в самом «Интервью»: о вкусах можно спорить, но что спорить о безвкусице. Каким бы фильм ни был, вопрос в отношении официальных лиц к нему. Поведение Вашингтона в этом вопросе лишь в очередной раз подтверждает: США не настроены на диалог с Северной Кореей и намерены всячески предотвращать общение с Пхеньяном. Главное - чтобы поведение Белого дома не помешало реализоваться наметившейся возможности для улучшения связей Пхеньяна и Сеула.

Сеул в своей политике в отношении Севера в 2014 году придерживался средней линии между подходами предыдущих южнокорейских администраций. С одной стороны, Республика Корея не шла на сближение с Пхеньяном, как в эпоху президентства, Но Мухёна и Ким Дэджуна, с другой - старалась избегать кризисов и не прибегать лишний раз к давлению, что порой случалось в период нахождения у власти Ли Мёнбака. Возможно, осторожность президента Пак Кынхе в спорном для южнокорейского истеблишмента вопросе «северной» политики можно отчасти объяснить уже упомянутыми имиджевыми проблемами.

Тем не менее, несмотря на ряд сложностей (например, осеннего конфликта по поводу отправки южнокорейскими неправительственными организациями воздушных шаров с листовками через демаркационную линию с КНДР) и общий застой в межкорейских отношениях, к концу года наметился повод для осторожного оптимизма. Север и Юг по различным каналам заявили о готовности провести встречу на высшем уровне (по некоторым сведениям, эта идея прозвучала впервые еще во время посещения северокорейской делегацией Инчхона). Будем надеяться, что это начинание не сорвется из-за неудачного стечения обстоятельств: новый саммит мог бы дать существенный импульс межкорейским отношениям и помочь наладить стабильные каналы общения, которых так не хватает сегодня.

От анализа всех проблем этого года приятно перейти к теме российско-корейских отношений. Обе Кореи весьма взвешенно подошли к оценке итогов крымского референдума: КНДР проголосовала против осуждающей резолюции на Генеральной ассамблее ООН, а Республика Корея, несмотря на действия некоторых ее партнеров, не присоединилась к принятым рядом стран санкциям против России.

Осенью в рамках визитов министра развития Дальнего Востока А. Галушки продолжилась работа над проектами трехстороннего сотрудничества России и двух Корей в транспортной и инвестиционной сферах. Началось обсуждение отмены виз между Россией и КНДР. Напомним, безвизовый режим с Республикой Корея был введен с начала 2014 года.

В этом году немало для развития российско-корейских отношений сделали и общественные организации. Так, в августе демилитаризованную зону между Кореями пересекла делегация российских корейцев, участвовавших в автопробеге Москва - Сеул - Пхеньян, организованном в рамках празднования 150-летия начала добровольного переселения корейцев в Россию. В этом году начало активную деятельность Русско-корейское общество, председателем которого является ректор МГИМО А.Торкунов. В октябре Обществом и южнокорейскими партнерами был организован XIII Российско-корейский форум.

Действительно, 2014 год запомнится кореистам не только тем, что произошло, но и тем, что некоторые ожидания так и не стали реальностью. Нельзя при этом не порадоваться, что удалось пройти через все трудности бе

Источник:mgimo.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация