Европейский выбор князя Владимира
23 янв, 2015 0 Комментариев 98 Просмотров

Европейский выбор князя Владимира

«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Такова тема проводимых в эти дни РПЦ рождественских образовательных чтений, приуроченных к 1000-летию смерти Владимира. Тема очень поучительная. Наталкивает на интересные мысли.

В формулировке «цивилизационный выбор России» таится очевидный подтекст: Русь, мол, сделала такой выбор, который лег в основу уникальной российской цивилизации, которая сегодня героически противостоит тлетворной западной. В этом заключается основной посыл российских консерваторов с начала 19 века по сей день.

Однако на самом деле в принятии Русью христианства более 1000 лет назад очень трудно усматривать нечто такое, что отделило ее от европейской цивилизации. Скорее наоборот.

Владимир очевидным образом сделал выбор не какой-то уникальной русской, а именно европейской цивилизации, которой по преимуществу являлась цивилизация христианская.

Тогда еще не произошло церковного раскола (на католиков и православных), он случился в том году, когда умер сын князя Владимира Ярослав, а Византию ни в коем случае нельзя было приписать к числу азиатских или восточных стран. Ее основал римский император, говорили там на одном из языков Европы - греческом, и звали себя ромеями, то есть римлянами.

Никаких признаков того, что этот выбор был каким-то антиевропейским, как сегодня многие считают, просто нет. Даже если принять во внимание целый ряд оговорок, выбор был скорее европейским, чем антиевропейским.

Теперь посмотрим на другие стороны жизни Киевской Руси. Русские историки и мыслители всех направлений - от Георгия Вернадского до Георгия Федотова - признают, что по меркам того времени Киевская Русь была «СВОБОДНЫМ обществом» (Г. Вернадский). У князя не было абсолютной власти, он делил ее с дружиной, вечем и церковью. Крестьяне в подавляющем большинстве были более свободны, чем в некоторых странах Западной Европы.

Как минимум, можно точно утверждать, что Русь была не менее свободной, чем европейские страны того времени. Речь идет, в том числе, и о свободе церкви от гнета государства. После ордынского ига все изменилось: Русь стала одной из самых несвободных стран Европы и до сих пор Россия остается такой.

Еще какая черта была у русского мира тех времен? Он был ОТКРЫТЫМ, там не было этих комплексов, что мы должны отгородиться от внешнего мира, все нас хотят уничтожить, мы должны замкнуться в своих «традиционных ценностях». Само принятие христианства князем Владимиром говорит, о том, что он был открыт для внешних влияний. В том числе и таких, которые требуют отказа от некоторых собственных традиций. Поэтому такие традиции как поклонение идолам были попраны беспощадно, а сами идолы утоплены в Днепре.

Внешняя политика Владимира была ПРОЕВРОПЕЙСКОЙ. Согласно летописи, он дорожил миром с поляками, чехами и венграми, дружину пополнял скандинавскими варягами, а войны вел преимущественно с печенегами, а его преемники - с половцами. Таким образом, начиная с него, киевские князья завещали потомкам европейскую геополитическую ориентацию: дружить с Западом и отражать угрозы с Юга и Востока. Сближаться с европейскими странами и бояться той самой языческой степной азиатчины, от которой, к сожалению, не смогли уберечь Русь их потомки.

Владимир Путин недавно попытался «припахать» князя Владимира по полной программе. В последнем послании он заявил, что без Крыма русским жить невыносимо, потому что там в Корсуни этот князь крестился. Президент РФ при этом полностью проигнорировал тот факт, что Владимир был князем Киевской Руси, и украинцы вместе с белорусами к этим святыням имеют нисколько не меньшее отношение, чем русские.

Но примазался он к крестителю Руси совершенно напрасно. Ведь правит Владимир III совсем не по заветам Владимира I.

Вместо открытости внешнему миру Путин навязывает нам конфронтацию с ним, особенно с той (западной) частью, которая является источником прогресса - точно также, как Византия была таким источником в Х-ХI вв. Провозглашая лозунг защиты русских во всем мире, Путин на самом деле проводит политику, которая резко сужает границы русского мира, отталкивая от него, в том числе, и народы, братские русскому.

В результате такой «защиты» русского мира весь остальной мир постепенно становится русофобским.

Самое печальное в этом процессе заключается в том, что русофобской становится и часть самого русского мира, который теперь поражен самым глубоким расколом чуть ли не за всю последнюю тысячу лет.

Вслед за монголами, Иваном Грозным и Сталиным Путин снова пытается развернуть Русь против Европы, пытаясь опять загнать нашу страну в омерзительное стойло ордынского деспотизма и самодержавного холопства, которые он по наущению евразийцев называет нашими «национальными традициями».

В противовес этим попыткам мы все-таки должны искать истоки нашей национальной традиции не в Ордынском владычестве, заразившем русский народ вирусом рабства, и не в деспотии московских князей, а в свободе Киевской Руси. В известном смысле наша задача заключается в том, чтобы сбросить с себя то наследие монгольского ига, которые засели в нашей национальной ментальности и политической культуре. Эту часть «национальных традиций» мы должны вынести из Кремля и утопить в Москве-реке, как князь Владимир утопил в Днепре языческих идолов.

И сам образ князя Владимира должен стать для России не «объектом приватизации», а символической фигурой, олицетворяющей собой трансграничное единство широкого русского мира, включающего в себя все восточно-славянские народы, вышедшие из лона Киевской Руси, т. е. русских, украинцев и белорусов.

Вместо того, чтобы отнимать у братских народов наши общие святыни и символы, надо сделать их интегрирующими и консолидирующими, для того, чтобы преодолеть нынешний раскол русского мира и не допустить в нем раздоров и войн никогда в будущем.

При этом с учетом тех исторических процессов, которые происходили за последнюю 1000 лет и происходят сейчас, необходимо понимать, что единение русского мира, так же как и славянского, возможно только по пути в Европу. Это очевидно, исходя только из одной географической точки зрения, не говоря уже о политической, экономической и т. п. На пути же от Европы и против нее возможны только раздробление и распад этих миров.

На вопрос Всеволода Чаплина, спросившего вчера в Госдуме на круглом столе, проходившем в рамках рождественских чтений, посвященных цивилизационному выбору князя Владимира, что нужно делать в 21 веке нашим государству, обществу и церкви, я ответил очень просто.

Давайте обратимся к нашим истокам, вспомним тысячелетние заветы Князя Владимира и сделаем нашу страну свободной, открытой внешнему миру и окончательно утвердившейся в совершенном им европейском выборе.

Источник:echo.msk.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация