Несырьевые доходы: куда делись российские углеводороды
26 ноя, 2023 0 Комментариев 0 Просмотров

Несырьевые доходы: куда делись российские углеводороды

«Мировая бензоколонка» меняет профиль

Однозначно говорить о том, что Россия окончательно отказалась от реноме крупного экспортера углеводородов, нельзя. Хотя цифры свидетельствуют об обратном.

За первые восемь месяцев 2023 года так называемые ненефтегазовые доходы выросли на 24,2 процента относительного прошлого года и составили 12,1 млрд рублей. При этом за аналогичный период нефть и газ принесли в бюджет всего 4,9 млрд. Такое снижение доходов от углеводородов не может не радовать, но, как всегда, присутствует множество нюансов.

Снижение цены на нефть и газ относительно рекордов прошлого года стало одной из ключевых причин падения доходов бюджета. Средняя цена Urals упала с 82,9 до 55,9 долларов за баррель. Не помогла и существенная девальвация национальной валюты – в отдельные периоды за один доллар давали более сотни рублей.

До конца не понятны маршруты поставок российской нефти, логистики и затрат. Например, сколько на самом деле составляет дисконт за российскую нефть? Такая скрытность обусловлена попытками спрятаться от вторичных санкций и запретов на продажу, например, танкеров из теневого флота. Можно даже сказать, что нефтяники ушли в тень – по-другому наладить экспорт в условиях санкцией не удается. Отсюда и естественное падение объемов отчислений налогов.

Добавил остроты ситуации запрет на экспорт из России бензина и дизельного топлива.

Интересно наблюдать на реакцию переработчиков нефти. В любое другое время они бы демонстративно поставили заводы на ремонт или «очередное» обслуживание, вызвав искусственный дефицит топлива в стране. Но не в этот раз. Цены на заправках после эмбарго на экспорт топлива словно замерли. Неужели государству удалось сделать нефтяникам предложение, от которого они не смогли отказаться?

Сложностей добавляют и процедуры торговли нефтью за национальные валюты. Речь об Индии, в которой скопилось несколько миллиардов российских рупий. Поскольку компании-экспортеры не могут получить деньги с продажи, то и налоги в бюджет они выплатить не в состоянии.

До сих пор непонятно, что Россия будут делать с застрявшими рупиями. Купить на них что-то полезное не получается – в Индии просто нет таких объемов интересующих нас продуктов. Не покупать же на все деньги индийский виски взамен шотландского.

Проблема явно требует своего разрешения, и один вариант уже предложен – покупать за рупии криптовалюту с последующей конвертацией в доллары. Торговля с Индией не только существенно снизила нефтяные доходы бюджета, но и поспособствовала девальвации рубля.

Негативно влияет на поступление нефтегазовых рублей в бюджет существенное сокращение поставок газа в Европу. В прежние годы газопроводы были одними из ключевых поставщиков валюты в страну. Сейчас внутреннее потребление не может компенсировать потерю столь крупного рынка – сказались десятилетия экспортоориентированного оборота природного газа.

Показателен пример города-миллионника Красноярска, который до сих пор отапливается чем угодно, только не природным газом. Неразвитая газовая трубопроводная сеть России также внесла свои коррективны в доходы бюджета. Как и не самая пропускная система «Силы Сибири».

В общем, в ближайшие годы рост нефтегазовых доходов российского бюджета обеспечен, в том числе за счет внутреннего потребления. Вопрос в том, насколько темпы роста будут успевать за ненефтяными поступлениями в казну.

Отказываться от статуса нефтяного экспортера России рано. Помимо вышеописанных факторов, важное значение будут иметь формирование логических маршрутов и снижение скидок на нефть made in Russia. Ситуация с поставками рано или поздно стабилизируется – нефть пойдет за рубеж увереннее и на более прозрачных условиях, а значит – и бюджет наполнится.

Инвестиции тянут за собой налоги

О том, что российская экономика рванула вперед, сейчас не говорит только ленивый. Факторов, как всегда, несколько.

Прежде всего, санкции перекрыли поставки в страну широкой номенклатуры товаров. Что-то пришлось импортозамещать, а что-то ввозить по новым маршрутам.

Здесь стоит сделать оговорку.

До начала прошлого года деятельность частных предпринимателей на ниве импорта товаров была серьезно ограничена. Так называемые «серые» каналы существовали полулегально – государство всеми силами защищало компании-производители от параллельного импорта. Сейчас же тормоза отпущены, и сотни тысяч бизнесменов принялись ввозить дефицит по обходным путям. Исправно платили налоги, тем самым пополняя бюджет. Только вот повышали спрос на валюту, тем самым девальвируя рубль.

Поток параллельного импорта будет постепенно иссякать по причине освоения российского рынка титульными компаниями из Поднебесной. Неизбежно вернется часть сбежавших контор из стана недружественных стран. Они заходят к нам официально, с гарантийными обязательствами и прочими бонусами для покупателя. Поэтому государство будет их защищать. Например, вводя заградительные пошлины на параллельный импорт. С параллельным импортом автомобилей что-то подобное происходит уже сейчас.

Больше несырьевых доходов в бюджет принесли прямые инвестиции государства.

На что только не тратится теперь правительство России. Разгон промышленности в немалой степени обусловлен огромным оборонным заказом – страна вкладывает немало и получает с этого приличные налоги. Деньги выделяются на авиастроение, корабельную отрасль, программы развития микроэлектроники и прочие критически важные для страны проекты.

Поступление рублей в бюджет от несырьевых источников стало естественным следствием растущей инфляции. Выше цены на полках магазина – больше налоги. Только вот хорошо это или плохо, решает каждый сам. Государство пытается компенсировать рост цен увеличением заработной платы (очень фрагментарно, надо сказать), но это лишь разогревает инфляцию.

Отсюда вывод – до необходимого уровня импортозамещения еще очень далеко, раз скачки курса доллара вызывают рост цен на продукты российского прохождения. Львиная доля производственного оборудования и немалая часть комплектующих (ингредиентов) до сих пор импортные. Значитм – требуют валюту, как для ремонта, так и для обслуживания.

Не добавляет радости дефицит бюджета, наблюдающийся все три первых квартала текущего года. Все просто – несмотря на рост налоговых доходов, бюджет вынужден тратить еще больше на текущие расходы. А нужды, разумеется, совсем не скромные. Вероятнее всего, выпадение части нефтегазовых доходов как раз и обусловило дефицит бюджета.

Теперь о позитивном.

Девальвация рубля неизбежно разгоняет российский экспорт, в том и числе ненефтяной. Уже наблюдается повышенная доходность от вывоза зерновых, удобрения и электроэнергии. Если мировой рост цен на нефть не укрепит рубль в ближайшей перспективе, эти сектора экспорта будут лишь расти.

Надо только найти рычаги для недопущения вывоза за границу всего зерна и всех удобрений – человеческая жадность не знает границ.
Автор:
Евгений Федоров

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация