Царьград мог стать советским — часть II
30 май, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Царьград мог стать советским — часть II

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.

Подписание пакта Молотова – Риббентропа было обусловлено геополитическими реалиями того времени. СССР и Германия возвращали свои традиционные земли, сферы влияния и зоны интересов.

Пактом-1939 Финляндию отнесли к зоне исключительных интересов Советского Союза. Во исполнение этих договоренностей 30 ноября 1939 года войска ЛенВО, усиленные частями из других военных округов, с боями перешли границу на Карельском перешейке и в Карелии. Так началась короткая и кровопролитная война, названная «незнаменитой», а уже 14 декабря «за развязывание войны с Финляндией» СССР был исключен из Лиги Наций.

“ Боевая подготовка войск для операций на Балканах и в Турции продолжалась до 21 июня 1941 года включительно ”

Опуская подробности, отметим, что эта кампания оказалась единственной за 1939–1940 годы, в которой СССР не достиг поставленных целей. Несмотря на многократное превосходство советских войск в живой силе и технике, финны ожесточенно сопротивлялись, проявляя исключительные мужество и стойкость. К весне 1940 года безвозвратные потери РККА превысили 126 тысяч человек. Но и Финляндия исчерпала свой оборонительный потенциал.

Сталин принял тогда единственно верное решение, и в середине марта был заключен мирный договор. К СССР отошла значительная часть территорий на юго-востоке Финляндии. Из ее бывших провинций образовали семь районов и три сельских совета, вошедших в созданную летом 1940-го новую союзную республику – Карело-Финскую ССР. Кроме того, СССР получил в аренду на 30 лет южную часть полуострова Ханко, где была создана военно-морская база Балтийского флота. Советско-финская граница на Карельском перешейке была сдвинута к западу на 120 километров. Именно необходимость обезопасить Ленинград фальсификаторы стали называть единственной причиной «незнаменитой войны», тем самым принижая планы Сталина вернуть России земли, по праву ей принадлежавшие.

Одновременно с воссоединением прибалтийских территорий со своей исторической родиной важные перемены произошли на юго-западном стратегическом направлении. По итогам Первой мировой войны Румыния аннексировала Бессарабскую губернию Российской империи, а также Северную Буковину. Законность этого никогда не признавалась Советской державой. Поэтому удовлетворение справедливого требования о воссоединении региона с СССР было оговорено пактом Молотова – Риббентропа.

В начале лета 1940 года на юго-западе Украины началось сосредоточение разновидовых частей и соединений, включая корабельную группировку Черноморского флота и Дунайской флотилии. Командование было поручено Жукову. Советское правительство предъявило Румынии ультиматум о возврате незаконно захваченных территорий. Бухарест не располагал ни силами, ни средствами для противостояния Красной армии, а Франция, прежде выступавшая военным гарантом Румынии, к тому времени уже была разгромлена Гитлером. 28 июня 1940 года начался освободительный поход РККА в Бессарабию и Северную Буковину. Противник не решился оказать сопротивление, и после молниеносного завершения наступательной операции эти районы были включены в состав созданной Молдавской ССР с территорией более 30 тысяч квадратных километров и населением около трех миллионов человек.

«Мы этих турок выгоним в Азию»

Царьград мог стать советским — часть II

К осени 1940 года геополитическая составляющая советско-германских договоренностей, юридически зафиксированных Пактом-1939, была в основном реализована за исключением реинтеграции Финляндии. И у Сталина не было никаких оснований отказываться от продолжения. Но для осуществления намеченных планов требовалось деятельное одобрение стратегического союзника. С этой целью Молотов, председатель правительства и нарком по иностранным делам, отправился в Берлин для решающих переговоров с Риббентропом и Гитлером. Накануне отъезда Сталин продиктовал директиву, которую Молотов записал собственноручно. Это важнейший исторический документ, раскрывающий цели советской внешней политики тех лет и ее военной компоненты.

Сталин предписывал согласовать с германским руководством разграничение сфер влияния в Европе, в Ближней и Средней Азии, определить этапы и сроки осуществления соответствующих планов. В качестве важной задачи было названо присоединение Советского Союза к военно-политическому союзу Германии, Италии и Японии, получившему название «ось Берлин – Рим – Токио».

Заметим, что Сталин вплоть до июня 1941-го не отказывался от намерения войти в этот союз. Несмотря на очевидные проволочки Гитлера, он предпринимал меры для превращения оси в «Пакт четырех».

В отношении Финляндии Сталин требовал устранить всякие трудности и неясности и прекратить любые действия, вредящие интересам СССР. Иными словами, Сталин хотел добиться согласия Германии на «повторную войну» с финнами.

Но главным вопросом переговоров была названа Болгария, которую следовало отнести к исключительной сфере интересов СССР с вводом на ее территорию соединений и частей РККА. Следующим пунктом сталинской директивы был вопрос о Турции, где у Советского Союза имелись серьезные интересы. Речь шла об овладении черноморскими проливами.

Воспроизведем два характерных пункта сталинской директивы, касающихся гегемонии высоких договаривающихся сторон: «9. Относительно Китая в секретном протоколе, в качестве одного из пунктов этого протокола, сказать о необходимости добиваться почетного мира для Китая (Чан-Кайши), в чем СССР, м[ожет] б[ыть], с участием Г[ермании] и И[талии] готов взять на себя посредничество, причем мы не возражаем, чтобы Индонезия была признана сферой влияния Японии (Маньчжоу-Го остается за Я[понией]).

10. Предложить сделать мирную акцию в виде открытой декларации четырех держав (если выяснится благоприятный ход основных переговоров: Болг[ария], Тур[ция] и др.) на условиях сохранения Великобританской империи (без подмандатных территорий) со всеми теми владениями, которыми Англия теперь владеет и при условии невмешательства в дела Европы и немедленного ухода из Гибралтара и Египта, а также с обязательством немедленного возврата Германии ее прежних колоний и немедленного предоставления Индии прав доминиона».

В мелкой скорописи Молотова чередуются моря и страны, изгибаются параллели и меридианы. Этот документ, до сих пор фактически не вовлеченный в научный оборот, неоспоримо указывает на то, что в 1941 и 1942 годах Сталин наметил решить две геостратегические задачи: реализовать многовековую мечту Русского мира, водрузив красный флаг над Босфором и Дарданеллами, а также разрезать Британскую империю надвое, блокируя морские коммуникации и торговые пути между Индией, Ближним Востоком и Великобританией.

«Венгрия, Румыния, Греция, Югославия, Швеция, Иран, Египет, Индия – что собирается предпринять с ними ось?» – без обиняков спрашивает Сталин, твердо рассчитывая на благоприятный ответ.

Берлинские переговоры завершились двусмысленно. Вроде бы Гитлер с предложениями Сталина согласился и даже одобрил проект договора о присоединении СССР к оси. Но заключение договора, аналогичного Пакту-1939, застряло в проволочках. Теперь-то известно, что как раз в это время разработка плана «Барбаросса» вступила в завершающую стадию. Но Сталин этого не знал или не хотел знать.

Во исполнение указаний Политбюро ЦК ВКП(б) и лично генерального секретаря Генштаб разработал директивные документы, определяющие цели двух следующих военных кампаний, которые предписывалось начать в середине 1942 года. Позже готовность Красной армии на боевые действия была назначена на окончание 1941-го. Очередные сталинские удары планировалось нанести на северо-западном, южном и юго-западном стратегических направлениях.

В ноябре 1940 года Ленинградским военным округом была получена директива, уточняющая сроки и порядок вторжения в Финляндию. Замыслом операции были определены выход Красной армии к Хельсинки и Ботническому заливу и установление контроля над всей территорией страны. На командно-штабных учениях в ЛенВО были успешно отработаны решающие этапы второй финской кампании. Ее политическое сопровождение предусматривало проведение всеобщих выборов, формирование подконтрольного СССР правительства и вхождение освобожденных территорий в состав Карело-Финской ССР. Однако приказ о начале операции так и не был отдан, хотя директива о ее отмене также не издавалась.

Заметим, что еще поздней осенью 1939 года началась передислокация передовых соединений Киевского и Белорусского особых военных округов к новой советской границе. При этом оборонительные сооружения вдоль старой границы постепенно демонтировались, а новые в приграничных районах не сооружались.

В теории «мирной передышки» это называлось крупнейшим просчетом Сталина. Потуги фальсификаторов истории таким образом бросить тень на его стратегический гений нелепы. Вздорны и выдвигаемые ими объяснения причин проходившего в 1940 году перемещения соединений РККА из центральных военных округов на запад.

Сталин внес важные поправки в подготовленные Генштабом «Соображения об основах развертывания ВС Советского Союза на западе и на востоке на 1940 и 1941 годы», настояв на том, чтобы главным стратегическим направлением стало юго-западное (Украина). О планах в отношении Турции свидетельствует запись беседы Сталина с Димитровым, состоявшейся 25 ноября 1940 года. Советский лидер высказался предельно ясно: «Мы этих турок выгоним в Азию. Какая это Турция? Там два миллиона грузин, полтора миллиона армян, один миллион курдов и т. д. Турок-то там только шесть-семь миллионов».

По свидетельству Штеменко, служившего в Ближневосточном отделе Генштаба и позже его возглавившего, осенью 1940-го и зимой 1941 года была проведена масштабная работа по военно-географическому описанию Черноморского и Ближневосточного театров военных действий. Результаты легли в основу замысла нескольких командно-штабных учений, закончившихся в мае 1941-го. «Возвращались в Москву с легким сердцем. Учения прошли в целом хорошо», – вспоминает Штеменко.

Боевая подготовка войск для операций на Балканах и в Турции продолжалась до 21 июня 1941 года включительно, когда Сталин продиктовал Маленкову проект постановления Политбюро ЦК ВКП(б) об организации Южного и Северного фронтов с направлением на Болгарию, далее на Турцию и Финляндию. Маленков закончил записывать указания поздно вечером 21 июня. До начала войны, возможность которой Сталин отвергал, оставалось всего несколько часов.

Собиратели державы

Итогом шести победоносных походов Красной армии стал возврат около 300 тысяч квадратных километров территорий, издавна принадлежавших России. В историческое лоно были возвращены более 20 миллионов бывших подданных Российской империи и их потомков. Одно это рассеивает любые сомнения в устремлениях Сталина на собирание русских земель, что ставит его в один ряд с неутомимыми зодчими Русской державы – Иваном Грозным и Петром I.

Впечатляющие результаты были достигнуты благодаря советско-германскому договору о ненападении от 1939 года. Цели, ради которых заключался Пакт-1939, не имели ничего общего с желанием отсрочить войну с Гитлером.

История не знает прецедента, когда великая держава за считаные месяцы приросла сотнями тысяч квадратных километров исконно своих земель и миллионами соотечественников, отторгнутых от Родины. Можно усмотреть аналогии между этими свершениями и смелыми действиями президента РФ по возвращению Крыма в состав России. Задача выявления всех признаков схожести данных военно-стратегических операций требует глубокой проработки.

Андрей Евдокимов,
писатель, главный редактор журнала «Защита и безопасность»

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация