Царьград мог стать советским
23 май, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Царьград мог стать советским

Заключение пакта Молотова – Риббентропа в 1939 году было естественным развитием ленинской внешней политики. Цели, ради которых Сталин пошел на союз с Гитлером, состояли в возвращении отторгнутых у России земель и в осуществлении устремлений Русского мира на овладение черноморскими проливами и Константинополем. Объяснение побуждений Сталина намерением оттянуть войну с Германией – фальсификация или в лучшем случае заблуждение.

Прочно укоренившиеся взгляды на предвоенную деятельность руководства СССР основаны на ложных трактовках причин подписания Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 года с секретным протоколом, более известным как пакт Молотова – Риббентропа (далее – Пакт-1939). В советской историографии укоренилось фальшивое объяснение противоестественного союза СССР и Гитлера, ставшее аксиомой. Якобы очень хотелось получить два года отсрочки от неизбежной войны с нацистской Германией, и за это время укрепить обороноспособность СССР.

“ Сталин приступил к подготовке договора, устраняющего угрозу войны между СССР и Германией, задолго до его подписания ”

Одновременно с подписанием Пакта-1939 были прерваны англо-франко-советские переговоры о создании антигитлеровского союза. Официальной причиной их провала назывались злонамеренные проволочки со стороны английской и французской делегаций.

Однако многие зарубежные и отечественные историки считают, что затягивание и последующее прекращение переговоров было воплощением заранее выбранной Сталиным военно-политической стратегии. Что касается Германии, то в сложившейся к осени 1939 года обстановке она была обречена на сокрушительное поражение, если бы решилась воевать с Англией и Францией, не обезопасив себя от угрозы с Востока.

Боевой 19-й год

Истоки советско-германских отношений восходят ко времени подписания Версальского договора, зафиксировавшего статус Второго рейха как побежденной, пораженной в правах державы. Немцам запретили иметь подводный флот, надводные корабли среднего и тяжелого классов и военно-воздушные силы, производить самолеты, бронетехнику, химическое оружие и некоторые другие виды вооружения. Армия Германии была ограничена по составу и численности, по сути – ликвидирована.

Царьград мог стать советским
Фото: regnum.ru

Положение РСФСР было еще хуже. Вследствие заключения Брест-Литовского мирного договора, который Ленин назвал похабным, Россию исключили из числа держав-победительниц и не допустили к участию в послевоенном переустройстве. Заметим, что сепаратный советско-германский мир был единственным случаем в истории, когда победоносная страна сдалась на милость поверженного противника.

Так Германия и Советская Россия превратились в страны-изгои. Сложившуюся ситуацию метко оценил Ленин: «Что такое Версальский договор? Это неслыханный грабительский мир, который десятки миллионов людей, в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов. Это не мир, а условия, продиктованные разбойниками с ножом в руках беззащитной жертве».

Советско-германское сотрудничество полностью укладывалось в концепцию ленинской внешней политики стравливания капиталистических стран друг с другом. Оно было взаимовыгодным: Россия получала немецкие капиталовложения, военную технику и технологии, Германия – возможность производства в РСФСР вооружений, а также базы для подготовки командного состава и военных специалистов.

С приходом к власти Сталина интенсивность и содержание двустороннего военно-технического сотрудничества постоянно нарастали за исключением короткого периода после прихода Гитлера к власти. В этом вопросе советский лидер строго следовал ленинской внешнеполитической концепции. Так, беседуя в марте 1935 года с английским политиком Энтони Иденом, Сталин заявил: «Рано или поздно германский народ должен освободиться от версальских цепей…»

Таким образом, Сталин не был первопроходцем в дружбе с Германией. И Пакт-1939 был по сути предрешен Лениным в первые годы советской власти, равно как и непримиримая борьба с мировым империализмом, правофланговыми которого были Англия и Франция.

Пакт мира

Публичным признанием поворота советской внешней политики в сторону укрепления советско-германских связей стал XVIII съезд ВКП(б) в марте 1939 года. Выступая на нем, Сталин обрушился на Англию и Францию, разоблачая происки англо-французских и североамериканских поджигателей войны, изо всех сил старающихся «спровоцировать конфликт между СССР и Германией без видимых на то оснований».

Объясняя причины подписания Пакта-1939, председатель Совнаркома – нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов напоминал: «Товарищ Сталин еще тогда поставил вопрос о возможности невраждебных, добрососедских отношений между Германией и СССР. Теперь видно, что в Германии правильно поняли эти заявления товарища Сталина и сделали из этого практические выводы. В политике Германии произошел поворот в сторону добрососедских отношений с Советским Союзом. В отличие от гитлеровской Германии Англия и Франция не захотели круто поворачивать курс своей политики от недружелюбного отношения к Советскому Союзу…»

Логика Сталина была проста и понятна: зачем вступать в союз с «недружелюбными» государствами, когда рядом страна, уже «развернувшаяся в сторону добрососедских отношений с СССР»?

Приведенные факты не оставляют сомнений в том, что Сталин приступил к подготовке «договора, устраняющего (курсив мой. – А. Е.) угрозу войны между СССР и Германией», задолго до его подписания. Англо-франко-советские переговоры, очевидно, являлись искусным дипломатическим маневром, направленным на достижение более выгодных для СССР условий в Пакте-1939.

2 сентября «Правда» опубликовала обстоятельную статью «Историческая Сессия Верховного Совета СССР», в которой признавалось, что дата заключения Пакта-1939 представляется «означающей поворот в истории Европы и не только Европы, а сам договор является могущественным оружием в борьбе за мир».

Постановление Верховного Совета СССР о ратификации Пакта-1939 вступило в силу в день его принятия – 31 августа, за считаные часы до начала Второй мировой войны.

Победа малой кровью

Победа вермахта была быстрой и почти бескровной. 14 сентября «Правда» дала передовицу «О внутренних причинах военного поражения Польши». «Хотя с момента начала военных действий… прошел какой-то десяток дней, уже можно утверждать, что Польша потерпела военный разгром, приведший к потере почти всех ее политических и экономических центров. …все данные говорят о возрастающей дезорганизации всей польской государственной машины», – говорится в статье.

“ Логика была проста: зачем вступать в союз с недружелюбными государствами, когда рядом страна, уже развернувшаяся в сторону добрососедских отношений с СССР ”

Главной причиной краха называется политика насильственного «ополячивания» не менее восьми миллионов украинцев и около трех миллионов белорусов, проживающих в Польше. Ведь «многонациональное государство, не скрепленное узами дружбы и равенства населяющих его народов, а наоборот, основанное на угнетении национальных меньшинств, не может представлять военной силы». Статья «Правды» провозглашала необходимость защитить угнетенных украинцев и белорусов от «правящей белополяцкой клики», не допустить «превращения Западной Украины и Западной Белоруссии в бесправную колонию, отданную на разграбление польским панам». В этом контексте появляются Финляндия, Эстония, Латвия, Литва. Сейчас понятна многозначительность их упоминания.

Партия велела, РККА ответила: «Есть!». В первых числах сентября призвали резервистов в шести военных округах. А 17 сентября Главное командование РККА отдало войскам приказ перейти границу и взять под защиту население западных областей Украины и Белоруссии. Полагаем, именно 17 сентября 1939 года следует считать первым днем Великой Отечественной войны советского народа.

Освободительный поход Красной армии в Польшу завершился молниеносно. За несколько дней боевых действий Красная армия потеряла, по разным данным, от 882 до 1173 человек убитыми, от 97 до 302 военнослужащих пропали без вести. Потери дезорганизованного противника исчислялись сотнями тысяч, включая раненых и пленных.

Уже 28 сентября в Москве был подписан Договор о дружбе и границе между СССР и Германией, после чего в Бресте прошел совместный парад частей Красной армии и гитлеровского вермахта.

В течение следующего месяца на освобожденных территориях были созваны народные собрания, делегаты которых единогласно приняли декларации о воссоединении с Советской Украиной и Советской Белоруссией. А 31 октября на внеочередной сессии Верховного Совета СССР депутаты под бурные и долго не смолкавшие аплодисменты приняли законы о включении в состав Союза этих регионов с общей территорией почти 200 тысяч квадратных километров и населением более 13 миллионов человек. Так завершился первый из шести победоносных сталинских ударов. Красная армия блистательно подтвердила основное положение сталинской военной доктрины: «Побеждать малой кровью и на чужой территории».

Прибалтийское единогласие

В конце сентября и начале октября 1939 года в Москве были заключены пакты о взаимопомощи между СССР и тремя прибалтийскими республиками – Эстонией, Латвией, Литвой. Последней Сталин великодушно передал освобожденные от польского ига исконно литовские земли – город Вильно и Виленскую область с территорией около 12 тысяч квадратных километров. Согласно условиям названных международно-правовых актов СССР разместил в прибалтийских государствах базы ВМФ, аэродромы и «строго ограниченное количество советских наземных и воздушных сил».

Через считаные часы после подписания документов контингенты Красной армии начали передислокацию в назначенные районы. А спустя восемь месяцев части и соединения Ленинградского, Калининского и Белорусского Особого военных округов были подняты по тревоге для выдвижения к границам прибалтийских государств. Через день советское правительство предъявило ультиматумы властям Литвы, Латвии и Эстонии, обвиненным в грубом нарушении условий ранее заключенных договоров о взаимопомощи. СССР потребовал сформировать правительства, способные обеспечить выполнение своих обязательств и допустить на территорию Прибалтики дополнительные контингенты советских войск. Условия были приняты, и Красная армия триумфально вошла в страны-лимитрофы, созданные под патронатом Англии и Франции после Первой мировой войны на землях бывшей Российской империи.

Трудящиеся с восторгом встретили освободителей, что проявилось уже через два дня на свободных и демократических выборах. При явке от 84 процентов в Эстонии до приблизительно 95 процентов в Латвии и Литве победу подавляющим большинством голосов (от 92 до 99 процентов) одержали блоки, ведомые коммунистами. И недели не прошло, как избранные парламенты провозгласили преобразование своих стран в Советские Социалистические Республики и единогласно приняли Декларации о вхождении в СССР. В начале августа 1940 года решениями внеочередной сессии Верховного Совета страны они были приняты в состав Советского Союза.

Без единого выстрела держава возвратила себе свыше 180 тысяч квадратных километров территорий, издавна принадлежавших России, и шесть миллионов соотечественников.

Окончание следует.

Андрей Евдокимов,
писатель, главный редактор журнала «Защита и безопасность»

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация